Сегодня некогда популярное представление о том, что сеть - забава для скучающих бездельников, - уходит в прошлое. Интернет завоевывает свои позиции и становится серьезным средством массовой информации. Все чаще "бумажные" издания ссылаются на онлайновые публикации и исследования, не сомневаясь в их достоверности.
Поэтому, когда пользователи рунета начали получать ссылки на скандальные новости, главными героями которых являлись они сами, изумлению их не было предела. На деле все оказалось проще простого: двое шутников решили создать проект, позволяющий всем желающим разыгрывать своих доверчивых друзей и знакомых.
Умельцами оказались двое студентов факультета журналистики МГУ. Они создали сайт Faked News, с помощью которого можно приготовить и разослать поддельные новости крупнейших западных информационных ресурсов, таких как CNN, BBC, MTV, CNET и Washington Post. Посетитель может самостоятельно написать любую новость; для ленивых существуют уже готовые формы, куда надо вписать фамилию, имя и почтовый адрес разыгрываемого. Набор данных тем невелик, но разнообразен: знакомого литератора можно порадовать новостью о вручении ему Букеровской премии, любителю приятных неожиданностей сообщить, что номер его паспорта выиграл в лотерее. Те, кто любит новости "с перчиком", могут ошеломить своего друга или подругу известием о том, что он или она - порнозвезда номер один.
Похожий проект, "Самоновости" (http://www.intergroup.ru/news/), уже появлялся в рунете в апреле этого года и поначалу пользовался бешеным успехом, но вскоре популярность его сошла на нет. Основное отличие Faked news от "Самоновостей" в том, что последние имитировали публикации только в русскоязычных онлайновых СМИ, и, что самое главное, - не позволяли написать свою собственную новость. Вскоре в рунете не осталось пользователя, который не избил бы Сергея Доренко, не выиграл в конкурсе "Золотой болт" или не влюбил в себя Филиппа Киркорова, и интерес начал утихать.
Faked News, по замыслу создателей, рассчитан на зарубежную аудиторию, но вызывает интерес и в России. К созданию этого проекта Артема Орла и Дмитрия Амбарцумяна подтолкнули недавние события в англоязычном интернете, когда некий Тим Фрайс от имени CNN распространил слух о смерти поп-дивы Бритни Спирс.
Проект существует всего неделю, но уже пользуется огромной популярностью. По словам разработчиков, посещаемость ресурса с каждым днем увеличивается в полтора раза. 4 ноября, на пятый день существования Faked news, на сайте было уже 7 тыс. человек. Создатели надеются, что через несколько дней количество посетителей перевалит за 20 тысяч.
Команда M.Arts - так назвали себя студенты - не собирается останавливаться на достигнутом. Они хотят сделать копии шаблонов большинства ведущих зарубежных информационных сайтов по основным областям: культура, бизнес, закон, медицина, развлечения и т.п. В будущем ребята собираются создать на базе Faked news портал, посвященный дезинформации, а также написать несколько работ на тему массовой дезинформации в интернете и "информационной пирамиды". Принцип "информационной пирамиды", или, проще, цепной реакции, по которому и построен Faked News, заключается в следующем. Получив от своих знакомых фальшивую новость, жертва розыгрыша отправляется на Faked News - источник этой самой новости, там создает материал и отсылает его своим знакомым, которые, в свою очередь, тоже обращаются к сайту и создают свои материалы.
Многие действительно верят в то, что стали героями сенсационных новостей. Сотрудники информационного ресурса Gazeta.ru, шаблон которого использовали в апреле "Самоновости", рассказывали, что в редакцию регулярно приходили письма от удивленных пользователей. "Пострадавшие" писали: "Если это я, то очень хочется узнать, кто послал мою фотографию? Пожалуйста, ответьте побыстрее, а то я просто в состоянии истерики!" Будут ли "жертвы" Faked news забрасывать письмами редакции зарубежных СМИ - пока не известно. Скорее всего будут, ибо сообщения выглядят вполне достоверно. Адрес присланной новости очень похож на настоящий. Единственное отличие - это "собачка" (@) внутри (http://www.cnn.com@195.170.225.178/cgi-bin/show.pl?1960), которую можно заметить только при внимательном рассмотрении.
Авторы Faked news поступили честно - при чтении "новостей" появляется "выпадающее" окошко с сообщением о розыгрыше. Но вполне вероятно, что последователи M.Arts окажутся не столь благородными и пожелают использовать существующую модель не для шуток и веселья, а для более неприглядных целей. В таком случае у интернета появляются все шансы стать не только средством массовой информации, но и средством массовой дезинформации.
Любопытно, но пока еще никто не слышал о судебных исках либо каких-то других формах преследования организаторов дезинформационных проектов. Возможно, это свидетельствует не только об отсутствии свободного времени у юристов, но также и о том, что, распространяя дезинформацию от имени того или иного издания, пользователи сети парадоксальным образом подчеркивают, кого из них они считают наиболее надежным и достоверным источником информации. В самом деле - кому интересно подделывать подделку?
В этом случае, чтобы избежать преследования и впредь, авторам проекта имеет смысл подумать о создании рейтинга сетевых СМИ, чьи оболочки используются для дезинформации чаще всего. Кто знает, может быть таким образом создатели проекта и найдут искомые средства на рекламу? Как-никак ссылки с поддельной оболочки ведут на вполне реальные разделы респектабельных западных СМИ.