На телеканале ТВ-6 27 октября стартовал уникальный для России проект "За стеклом" - первый в наших краях аналог западного шоу "Большой брат". В гостинице "Россия", в помещении, оборудованном под квартиру, должны провести 34 дня под постоянным наблюдением видеокамер трое юношей и три девушки. Каждую неделю из игры выбывает один участник, набравший большинство зрительских голосов "против". Главный приз - однокомнатная квартира в Москве - достанется двум участникам, продержавшимся до конца.
Это шоу уникально не столько своей вуайеристской направленностью, ранее нетипичной для российского телевидения. "За стеклом" - первый гибридный проект, объединивший телевидение и интернет. Причем в данном случае интернет сыграл гораздо большую роль, чем ожидалось. Из вспомогательного продукта сайт программы стал если не основным, то ключевым ресурсом для шоу.
По телевизору кадры из жизни обитателей "стеклянного дома" показывают три раза в день в виде наиболее интересных, по мнению оператора, происшествий, представленных зрителю постфактум. В сети же любой желающий может круглосуточно смотреть трансляцию событий из "России" в реальном времени. Более того, именно интенсивное освещение шоу в интернете способствовало увеличению его популярности и создало вокруг него шлейф сенсационности.
Для информационной поддержки нового шоу было заключено беспрецедентное бартерное соглашение с интернет-холдингом "Рамблер", выступившим информационным спонсором проекта. Согласно уникальному медиаплану, ставка была сделана на мгновенную "раскрутку" ресурса. Ведь "реалити-ТВ" не может существовать без внимания аудитории. Для того чтобы проект состоялся, необходимо было сделать так, чтобы о нем заговорили все.
Рекламные баннеры ТВ-6 были размещены на сервере "Рамблера" - на главной странице поиска, а также в наиболее популярных категориях, таких, как "Телевидение", "Отдых", "Развлечения", "Юмор", и на заглавной странице Rambler"s Top100. Массированная рекламная атака дала эффект - уже через несколько дней сайт программы занял первое место в категории Тоp100 "Телевидение", а через неделю - третье место среди всех российских интернет-ресурсов ("Рамблер"-поиск и Tоp100 считаются отдельно, отсюда 5-е место в общем зачете).
Еще ни один телевизионный ресурс не поднимался так высоко в рейтингах интернета. Секрет, однако, не только в 9 млн. баннеров, показанных на "Рамблере", но и в той синергии, которой можно добиться за счет совмещения различных медиа в рамках одного проекта - в данном случае интернета и телевидения. За рубежом это поняли раньше. Именно поэтому и состоялось в свое время эпохальное объединение America On Line и медиаконцерна Time Warner. В России, впрочем, до сих пор мало кто понимает смысл происходящих в мире процессов трансформации медиасистемы, но это и неудивительно - ведь в Америке доступ к интернету имеет практически половина населения страны, тогда как в России, по самым оптимистичным оценкам, не больше 10%.
Очевидно, что организаторы проекта не ожидали такого наплыва посетителей: первую неделю сервер, показывающий шоу, не справлялся с нагрузкой. Трансляция то и дело прерывалась или вовсе пропадала на несколько часов. На форум, где обсуждаются события, было сложно пробиться - особенно в "горячие" часы.
Заместитель генерального продюсера телекомпании ТВ-6 Нонна Агаджанова опасается, что зрители захотят смотреть только интернет и не будут наблюдать за развитием телесюжета шоу, однако последние исследования Gallup Media показывают, что в прошлую субботу в Москве программу смотрело 20% всех, у кого был включен телевизор, или 6,8% москвичей, сообщает Ntvru.com.
"Во-первых, смотреть трансляцию могут многие, но далеко не каждый. А во-вторых, трансляция только подогревает интерес к программе", - считает PR-директор "Рамблера" Иван Засурский. По его мнению, феноменальному успеху программы отчасти способствовало то, что интернет позволил ТВ-6 заинтересовать аудиторию других каналов.
Раньше схема взаимодействия традиционных СМИ и онлайна была проста и незатейлива. Каждое уважающее себя оффлайновое издание имело свой сетевой вариант, точь-в-точь повторяющий "реальный". Проект "За стеклом" положил начало новой модели сотрудничества онлайновых и оффлайновых изданий. Очевидно, что для достижения популярности проекту было недостаточно обычного дублирования телепередач в сети - требовалось нечто большее. И это большее было достигнуто благодаря сотрудничеству с лидирующими сетевыми ресурсами.
Таким образом, мы являемся свидетелями интеграции оффлайна и онлайна. Сейчас начинает отрабатываться новый механизм продвижения и популяризации телевизионных проектов посредством сети. интернет еще раз показал свою жизнеспособность и перспективность. Вопреки ожиданиям он оказался готов к массовым вещательным проектам, и проект "За стеклом" - первый, но отнюдь не последний пример российских "гибридных" оффлайно-онлайновых решений, уже интенсивно практикующихся на Западе.
Шоу "За стеклом" является сетевым проектом общего характера. Им интересуются все - от секретарш до руководителей компаний. Замысел гениален в своей простоте: мы имеем возможность посмотреть со стороны на повседневную жизнь себе подобных, и это захватывает. К тому же для людей, устающих от обилия дел, наблюдение за размеренно-ленивой жизнью обитателей "застеколья" - это своего рода способ расслабления. Шоу рассчитано на всех и привлекает всех, независимо от возраста и социального статуса.
Вряд ли можно рассчитывать, что последующие проекты будут столь же массовыми, но начало положено, и в будущем, желая посмотреть что-нибудь новое и интересное, зритель будет все чаще обращаться к интернету. Пример успешного продвижения программы в сети показывает, что интегрированные медиакампании могут быстро и эффективно привлекать зрителя. Ведь если использовать возможности только самого телевидения, то сделать шоу популярным не так легко: на это требуется гораздо больше времени. А время - это деньги, в том числе упущенная выгода от рекламы.