0
1168
Газета Интернет Интернет-версия

18.10.2001 00:00:00

Сойти с "гуманитарного ума"

Тэги: виртуальная, словестность


ДАВНО известен феномен, подмеченный, в частности, Михаилом Эпштейном в программной по многим вопросам статье "О виртуальной словесности" (http://www.russ.ru/journal/netcult/98-06-10/epstyn.htm): гуманитарный ум имеет свойство отставать от технологических возможностей. Отставание это происходит, во-первых, на уровне практическом - при наличии суперсовременных возможностей передачи данных оказывается, что передавать гуманитариям особенно-то и нечего, нет такого сообщения (типа сообщения), которое требовало бы для своего существования сверхоперативной, сверхнасыщенной среды, какой является современный интернет.

Во-вторых, отставание это имеет характер дискурсивный. Все новшества медиасреды пресловутый "гуманитарный ум" (при всей расплывчатости этого определения) склонен объяснять через уже наличествующие в обиходе концепции: так, мало кто из исследователей, размышляя над феноменом интерактивной литературы, не упомянул всуе Михаила Бахтина и не сравнил гестбук с менипеей и сократическим диалогом ("Жанр виртуальной конференции", Л.Тираспольский и В.Новиков, http://www.sufism.ru/barzah/barzah03.htm, "Истоки стагнации ", А.Амбросимова, http://www.russ.ru/netcult/20010926_abrosimova.html и т. д.).

В то же время создается ощущение, что "гуманитарному уму" это отставание необычайно нравится. Нравится не в том смысле, что этот ум ленив, а в том, что, наоборот, очень он любит все понимать предельно ясно, отчего и чувствует он себя необычайно уютно в зазоре между Бахтиным и MSN-чатом, время от времени весело выкрикивая лозунги о литературе, которая пишет сама себя, об авторе, который перестал быть автором, превратившись в некий придаток стозевного чудища гипертекста, и о том, что только в гестбуке литература наконец получила шанс забыться глубоким здоровым сном.

Есть, впрочем, небольшая, но весьма заманчивая возможность, что дело тут не в тотальной депрессии, сопутствующим симптомом которой является круглосуточная сонливость, а в достаточно простой, но не слишком очевидной ошибке интерпретации. Гуманитарный ум - есть такая вероятность - просто-напросто обознался, приняв одно за другое.

Что такое это "одно" и что такое это "другое" - подробнее

см. статью Умберто Эко "От Интернета к Гутенбергу" (http://www.nlo.magazine.ru/philosoph/inostr/10.html), одну из самых цитируемых в интернете работ, посвященных проблеме смерти автора, концу эпохи печатного станка и прочим популярным катастрофам европейской цивилизации. Для нас в ней в первую очередь важно разделение, которое Эко проводит между понятиями "текста" и "системы".

Под "системой" здесь понимается сумма возможностей, заложенная в (естественном) языке. Слово "естественным" в применении к медиалитературе можно и даже нужно опустить, поскольку речь идет не столько о естественном языке, предшествующем любому тексту и любому типу автора, сколько об искусственно созданной совокупности возможностей для самовыражения, о медиасреде, в границах которой авторы создают определенные тексты.

Что понимается под "текстом", наверное, и так всем ясно.

Хотя не исключено, что именно эта "ясность" и служит причиной путаницы.

С медиасредой тем не менее все действительно очень даже ясно. Графическая либо текстовая, она есть отдельный вид современного искусства, и с определенной точки зрения единственный автор в данном случае - тот, кто эту среду организовал, хотя самой парадигме медиаискусства фигура модернистского "всезнающего и всемогущего" автора в корне чужда (подробнее об этом можно прочесть, например, в интервью Дарьи Чужбиной, (http://www.russ.ru/netcult/20010809.html). Если где и имеет смысл искать новое - так это здесь.

Но текст - то, что является текстом по отношению к "системе" медиасреды - ничуть не изменился. Даже перенесясь в новое место обитания - гостевую книгу или на страницы проекта Live Journal (http://www.livejournal.com). В качестве примера имеет смысл привести форум "Русского журнала", относящийся к рубрике Мирослава Немирова "Все о поэзии" (http://www.russ.ru/forums/). На данный момент это - наиболее часто обновляющийся и продуктивный (хотя бы по количеству текстов) форум, имеющий отношение к литературе. Есть ли там что-то такое, чего не было или не могло быть раньше? Нет, все то же самое. Некоторые записи из этого форума имеют смысл только в контексте предыдущих - вопросы, ответы, оскорбления, снова ответы. Некоторые вполне самоценны и могут быть с успехом из контекста изъяты для того, чтобы быть помещенными в другой контекст - другого форума или просто на другой интернет-ресурс в качестве самостоятельной публикации. Текст, иными словами, остается текстом, высказывание - высказыванием, прочее же по прежнему трудноуловимо и туманно. Даже фигура модератора, по поводу которой также сказано немало (из последнего, например, - "Форумы: модерация и содержательное наполнение", А.Амбросимова, http://www.russ.ru/netcult/20011003_abrosimova.html), ничего нового в себе не несет. Модератор - это либо цензор, следящий за тем, чтобы участники не нарушали заранее оговоренных правил, либо культуртрегер, направляющий дискуссию в некоторым образом определенное русло. На форумах "РЖ" представлен и тот и другой тип модерации, в частности, на немировском форуме модератором-культуртрегером выступает время от времени сам Мирослав Немиров. Но вместе с тем представляется, что он так же точно вел бы себя, если бы общение происходило не в онлайн-режиме, а где-нибудь на кухне, в реальной жизни.

В разное время такими модераторами-культуртрегерами выступали (и выступают) Михаил Вербицкий на форумах LENIN: (http://imperium.lenin.ru/DISCUS/) и Лев Пирогов на "ОбсЕрвере" (http://www.megalit.ru:8101/observer/gb/). Случаи, когда текст, сперва появившийся в качестве записи в гестбуке, впоследствии публиковался отдельной статьей - не редкость. Не секрет (и также не редкость), что многие из тех, кто ведет свои онлайн-дневники в рамках проекта Live Journal, трансформируют "черновые" записи в статьи и художественные тексты.

Может быть, гестбуки и форумы и в самом деле выполняют своего рода ассенизаторскую функцию, о которой в уже упомянутом эссе сказал Умберто Эко: "Многим и не надо было публиковаться, надо было только общаться. Теперь они делают это через имэйл или интернет, что очень полезно, так как уменьшает количество книг. <...> Если компьютерные сети помогут уменьшить количество публикуемых книг, это будет культурным благом планетарного масштаба". Однако главная заслуга гестбуков не в этом, как минимум не только в этом.

В статье "Интернет и постархивное сознание" (http://www.nlo.magazine.ru/philosoph/sootech/main7.html) Михаил Ямпольский называет интернет "архивом эпохи прямого репортажа". В этом смысле гестбуки и форумы можно назвать "архивом эпохи дневниковой небрежности" (важное и необходимое свойство форумов заключается в том, что ни одно высказывание, если оно, конечно, не уничтожено модератором, не пропадает, по крайней мере по идее).

Происходящее в форумах и гестбуках, безусловно, не структурировано и не типизировано - любой модератор знает, что в конечном итоге бороться с "оффтопиком" (сообщениями не по теме) невозможно, это ведет к гибели форума. Однако эти тексты, сырые и неоформленные, всегда так или иначе годятся для дальнейшей типизации. Форум не дает представления о процессе смыслопорождения - в этих спорах никакая истина не рождается, - он лишь фиксирует ход мысли участников, причем взятых по отдельности. Никакой общности в форуме не существует, это иллюзия, еще одна выдумка одиозного "гуманитарного ума", испытывающего подозрительную необходимость свалить часть предписанной ему работы на другого. Процесс смыслопорождения по-прежнему осуществляется в традиционном, линейном тексте, без приставки "гипер".

Ямпольский пишет: "человек в интернете может вступать в разнообразные "интерактивные" отношения, которые не имеют никаких реальных последствий, хотя и могут приносит радость или огорчения". Проецируя это высказывание на предмет нашего разговора, необходимо возразить: на рассматриваемом нами уровне "реальным" последствием отношений все же может быть текст. Хотя бы текст об "интерактивных отношениях, не имеющих реальных последствий". Пусть даже единственное назначение этого текста - дать очередному пишущему очередную иллюзию очередного окончательного понимания сути вещей.

Или повод в очередной раз погрезить о том, как все будет, когда "гуманитарный ум" перестанет отставать от современных технологий. &


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
634
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
707
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
442
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
533

Другие новости