Тревожное ожидание
Часто сегодня, особенно в свете последних событий (в зависимости от даты прочтения конкретная семантика этой фразы меняется), слышишь фразу: "В предпоследние дни живем..." В ожидании дней последних.
Для адептов большинства мировых религий это ожидание сопряжено с ожиданием пришествия в мир сверхличности - персонажа, который завершит своим приходом светскую историю мира, окончательно отделит "овец" от "козлищ" и воздаст всем и каждому согласно правилу, верная формулировка и трактовка которого опять же является прерогативой этой самой сверхличности.
В христианстве и сходных культах ("Свидетели Иеговы") ожидаемая в конце дней сверхличность - Иисус Христос, богочеловек (или, по версии иеговистов, первый архангел), о котором в традиционно номинативно христианской России знает или хотя бы слышал почти каждый (о его "втором пришествии").
Смысл такого ожидания прост: "Приедет барин - барин нас рассудит". Запутавшись в простых и сложных человеческих проблемах, небесного "барина" ждут не только христиане. Даже религии, лишенные в начале своего "творческого пути" мессианского компонента, обретают его со временем. Финальный "барин" мусульман, например, называется словом "Махди". В Коране о Махди упоминания нет, но в Хадисах о нем сказано достаточно много. Сказано, например, что "от самих людей зависит - посчитает ли Махди нужным им являться или нет" (http://angel.org.ru/1/mutti.html). Этим, кстати, мессия ислама отличается от христианского, приход которого предрешен, неизбежен. Если же Махди придет, то будет сражаться с аль-Дадджалом, антимессией, который к тому времени станет управлять почти всем миром и обманом вознесется до таких высот, что многие будут приписывать ему божественность. В дугинском альманахе "Милый ангел" опубликована статья Клаудио Мутти, в которой говорится, что "согласно убеждению, широко распространенному сегодня среди мусульман, Дадджал уже установил свою гегемонию на большей части Земли. Велико число тех, кто на самом деле смог обнаружить дьявольские черты в современной западной цивилизации и кто увидел в традиционном образе дьявола символ современного мира".
В свете опять-таки последних событий (http://dni.ru), окончательно обозначивших ситуацию, когда отнюдь не только религиозные и прочие экстремисты, но и "серьезные" политики и так называемые простые люди начинают на словах и на деле противопоставлять друг другу "Запад" и "Ислам", невольно задумываешься, а не возомнил ли себя кто-нибудь явившимся уже Махди? Не начал ли он уже свою последнюю войну - с аль-Дадджалом? И кто он - этот "новый мессия"? Каким он должен быть?
На последний вопрос пытаются ответить себе и другим посетители "Религиозного форума"
А вот "солдаты Ребе" уже не задают себе подобных вопросов - не зря их ресурс называется "Штаб Мошиаха". Эти наиболее "продвинутые" адепты культа, из которого пришло само слово "мессия", хасиды движения "Хабад Любавич" убеждены, что "назначение Мошиаха уже произошло и сейчас должно быть только принятие его власти народом" (http://www.moshiachinrussian.com) и что "Мошиах - это Ребе" (имеется в виду любавичский ребе Шпита). Имеется на этот счет и псак-дин (раввинское постановление). Но, хотя в постановлении о "Любавичском Ребе Короле Мошиахе" и сказано: "В наше время живет пророк, праведник, основа мироздания..." - не следует забывать, что евреи преимущественно понимают под мессией именно и лишь выдающегося человека, "главу поколения".
Своего окончательного судию ждут и буддисты. Не все, правда, и, видимо, не в русскоязычной зоне интернета. По меньшей мере Яndex на запрос "Майтрейя" выдал гору "рериховской" и прочей "ньюэйджевской" интегралистской руды, но - ни одного серьезного буддийского ресурса. Порадовала было ссылка с описанием: "Я, Майтрейя, даю вам адрес Своего сайта...", однако при попытке пойти по ней браузер сказал, что "невозможно отобразить страницу".
Если бы я был мистиком, я бы это откомментировал.