Маршалл Маклюэн стал автором самой точной метафоры телевизионной медиасферы, назвав ее глобальной деревней. Это определение было рождено в середине шестидесятых, когда телевидение только начинало занимать то доминирующее положение в обществе, которое мы сегодня воспринимаем как должное. "Битлз" в ток-шоу Салливана, войны, государственные перевороты и катастрофы, убийство Кеннеди и карибский кризис - все эти события сопровождались картинками по телевизору, которые вторгались в частный мир, вызывая массу эмоций. Можно было повторять вслед за Маклюэном, что медиа стали нервной системой современного общества.
Какие же особенности телевидения способствовали формированию представления о "глобальной деревне" и "нервной системе"? Прежде всего способность вызывать эмоциональный отклик у зрителя. Сам Маклюэн предложил несколько эзотерическое объяснение этой специфики телевещания.
По его мнению, мощная эмоциональная реакция зрителя на телевидение была вызвана самой технологией передачи изображения. Картинка состоит из точек, которые обновляются двадцать пять или тридцать раз (в зависимости от системы цветопередачи). Подсознательно внимание зрителя сосредоточено на том, чтобы заполнять пробелы, формируя из мерцающих точек целостное изображение, что и объясняло полную вовлеченность и мощный эмоциональный, почти гипнотический эффект.
С появлением интернета, однако, для нас стало очевидным, что телевидение не предполагает возможности зрителя участвовать в происходящем, можно только узнавать о том, что происходит где-то, переживать какие-то эмоции по этому поводу и обсуждать с соседями, но сделать ничего в принципе нельзя. Телевизионная реальность не предполагает этого. Напротив, можно сказать, что ТВ эффективно отфильтровывает любую "низовую активность" со всеми присущими ей казусами, неуклюжестями и невнятицей, не допуская ее проникновения в мир гиперреальных политических персонажей и корпоративных лидеров.
Изоляция зрителей друг от друга немногим отличилась от изоляции зрителя от ТВ-реальности и была вполне сравнима с той дистанцией, которую в любой деревне поддерживают жители. В конце концов каждый оказывался наедине со своими эмоциями перед экраном.
Сеть, напротив, предполагает прозрачность и возможность участия, а также, по крайней мере в теории и технически - пусть не всегда и не для каждого, - уничтожение дистанции. Как и прежде, разумеется, каждый сидит наедине с экраном, но на этот раз к нему добавилась клавиатура и, как следствие, возможность устанавливать контакты, завязывать отношения, которые часто перекочевывают в реальное пространство.
Здесь яснее всего видна та реальная трансформация, которую сеть привносит с собой в медиа-систему. В киберпространстве общество представлено сложной саморазвивающейся интерактивной системой, которая имеет принципиально иные, городские характеристики.
Вместо воображаемого единства телереальности, формирующегося из взаимовлияния телестилей и жанров, сеток вещания, центров власти общества и интересов владельцев телеканалов, сеть представляет собой бесконечное разнообразие культур и стилей. Сеть противится любым обобщениям, она как жизнь, у каждого своя. В самом деле, любая попытка генерализации обречена быть неточной или неполной, потому что все, что есть общего в сети, - это линии передачи сигнала и протоколы сообщений, программы и фундаментальная знаковая система, состоящая из нуля и единицы. Все остальное - частности.
В большинстве случаев, когда речь не идет о шедеврах медиа-арта или флирте, сеть не обладает той глубиной эмоционального вовлечения, которая характерна для телевидения. Причины этого очевидны и заключаются в пропускной способности каналов коммуникации и возможностей производителей содержания, которые дали вторую жизнь печатному тексту как средству обмена мыслями.
"Виртуальная реальность" сети на самом деле, разумеется, намного более реальна, чем те социальные конвенции, которые мы принимаем как должное и проецируем на окружающий мир. По крайней мере содержание сети можно увидеть. Больше того, часто то, что есть в сети, для нас намного понятнее и доступнее, чем окружающий мир. Бесконечное множество фактов существуют вокруг сами по себе, ничем не привлекая нашего внимания, в то время как события, произведения и явления в киберпространстве хотя бы снабжены комментарием в виде текста, то есть интерпретацией.
Городское пространство дискретно и сегментировано. Вместо узкого круга знакомств, возникающих из территориальных ограничений, город предполагает хитросплетения горизонтальных и вертикальных связей, целую паутину незримых соединений, ориентируясь в которых городские жители получают доступ к бесконечному разнообразию культур, видов деятельности и форм досуга, общения и развлечений.
Интернет стал чем-то вроде графической оболочки для городской цивилизации, позволяющей визуализовать это многообразие, облегчить и ускорить процесс коммуникации. Сеть стирает расстояния между городами, в то время как авиалинии замыкают это глобальное городское пространство каналами физической, не мгновенной и дорогой телепортации, превращая отдельные поселения, по-прежнему гнездящиеся в древних излучинах рек и заливов, в единый космополис.
Как подмечает Мануэл Кастеллс, фундаментальная трилогия которого об информационной эпохе выходит на русском языке в Высшей школе экономики, основное различие на рубеже третьего тысячелетия проходит между теми, кто включен в это пространство информационных потоков, и теми, кто остался на их периферии. Утешением последних становятся обломки традиционных национальных образов вроде "великой Индонезии", Индии или России.
Конфликт между этими культурными реальностями еще только начинает принимать какие-то очертания. В свое время мы узнаем, во что он выльется. Но пока можно констатировать только одно: космополис переживает период бурного строительства, и на данном этапе происходит кристаллизация новой архитектуры социальной системы. Важнейшее положение в новой реальности займут те, кто сможет максимально адаптироваться к потребностям пользователей системы. Интернет сегодня - это в первую очередь новая индустрия социальных связей. Пожалуй, большего пространства для обобщений у нас пока нет.