Столичный мегаполис предоставляет автоугонщикам самый широкий выбор.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В минувшие выходные в Москве был похищен «юбилейный», 40-й с начала года, автомобиль «Порше Кайен». С заявлением в милицию обратился владелец иномарки – 40-летний руководитель консалтинговой фирмы. По его словам, неизвестные угнали машину от дома № 10 по улице Стасовой. Ущерб потерпевший оценил в два с лишним миллиона рублей. Если раньше в Москве угоняли преимущественно новые отечественные автомобили и ходовые иномарки, то теперь преступники все чаще выбирают дорогие и престижные автомобили. В группе риска оказались иномарки класса «люкс» – машины редкие, порой эксклюзивные и, как следствие, очень дорогие. Угонщиков не останавливают ни современные сигнализации, ни спутниковые противоугонные системы.
Конокрады XXI века
В отделе по борьбе с автоугонами МВД РФ констатируют, что преступники постоянно совершенствуют свое мастерство, и это позволяет им угонять все более дорогие и защищенные автомобили. По словам замначальника отдела полковника милиции Дмитрия Сидорова, такой эволюции отчасти способствуют сами милиционеры. Тех, кто «работает» неквалифицированно, полагаясь на удачу, быстро ловят. В результате такого отбора выживают только те, кто сумел создать хорошо организованную группу, с узкой специализацией ее участников. Именно такие группы и занимаются угоном дорогих автомобилей. Они не жалеют денег на приобретение дорогостоящей аппаратуры и подкуп сотрудников милиции, внимательно следят за новинками в области противоугонных систем. Ежедневно и еженощно они выходят на «работу» и терпеливо учатся на своих и чужих ошибках.
Описывать способы угонов можно долго. Преступники изобретательны, и если им приглянулся какой-то автомобиль, они скорее всего найдут способ завладеть им. Больше всего времени уходит на то, чтобы найти подходящее авто. Затем, как говорится, дело техники. Если хозяин автомобиля часто выезжает на нем за город, это значительно облегчает задачу. Охота, рыбалка или дружеская вечеринка в загородном коттедже – просто подарок для них. Бывали случаи, рассказывает наш собеседник, когда незваные гости заходили ночью в дома и неспешно искали ключи от ворот и машины. Хозяева и гости были в таком состоянии, что их и самих можно было вынести куда угодно. Если ключами завладеть не удается, угонщики просто буксируют автомобиль подальше, а потом разбираются с противоугонными устройствами.
Как правило, на все люксовые машины устанавливается серьезное противоугонное оборудование. Это система идентификации водителя, различные иммобилайзеры – устройства, блокирующие запуск двигателя, и всевозможные поисковики, которые, используя спутниковую систему навигации, сообщают точное местоположение автомобиля. С некоторыми электронными новинками в полевых условиях разобраться не получается. На этот случай у угонщиков есть специальные «глушилки», замаскированные под мобильный телефон или DVD-плеер. Вставляется такой прибор в гнездо прикуривателя, и автомобиль исчезает с мониторов службы слежения. За городом задача преступников облегчается максимально. Даже если сигнализация сработает и оператор получит тревожное сообщение, то у угонщиков будет уйма времени, пока милицейский экипаж доберется до владимирской глубинки. Если вообще кто-то куда-то поедет.
В том случае если преступники не имеют необходимого опыта, оборудования и не могут оперативно отключить все противоугонные системы, они выбирают самый простой и действенный метод – разбойное нападение. Как в случае с «Майбахом» продюсера компании «Мегастар» Виктора Маркова, они под угрозой оружия завладевают ключами и заставляют водителя отключить противоугонные системы. После этого могут беспрепятственно покинуть город и высадить водителя в безлюдном месте, предварительно отобрав у него мобильный телефон.
Со временем такие группировки достигают высокого профессионального уровня. В домашних условиях они меняют и перенастраивают все электронные системы автомобиля, включая систему безопасности. Другие участники группы изготавливают поддельные документы и госномера. В любой такой группе есть человек, который имеет выход на коррумпированных сотрудников милиции. Без них невозможно поставить угнанный автомобиль на учет в ГИБДД. «Это же не секрет. Много дел возбуждается против сотрудников правоохранительных органов, которые помогают легализовывать эти машины, – рассказывает Дмитрий Сидоров. – А некоторые и перегоняют угнанные автомобили. Не просто выбраться из Москвы ночью на угнанном автомобиле. А сотрудник милиции садится – и поехал. Машину угоняют в центре Москвы, а на следующий день, минуя все посты, она оказывается в области. Очень обидно. Вроде работаешь против бандитов, а получается, и против своих же коллег┘»
«Шестерка Кайен»
Чем выше квалификация преступника, чем сильней его техническая оснащенность, тем легче ему угнать дорогой, защищенный автомобиль. Но цена автомобиля – далеко не единственный критерий, по которому угонщики выбирают очередной объект. Возможно, более важным критерием является ликвидность товара. Преступники заинтересованы в том, чтобы получить за краденый автомобиль как можно больше и как можно быстрее. А это значит, что на дорогую машину должен быть хороший спрос. По данным МВД, из числа таких автомобилей на сегодняшний день чаще всего угоняют «Тойоту Лендкрузер», «Порше Кайен» и «Хонду Аккорд». «Лендкрузеры», например, привлекают угонщиков тем, что этот автомобиль не требует для своего обслуживания специализированных техцентров и его можно реализовать в любом регионе, где нет ни дорог, ни «сервисов», но есть деньги. Намного труднее будет пристроить дорогой, престижный, но непростой в обслуживании «Лексус» с гибридным двигателем. Машины не просто дорогие, но и редкие, как, например, «Майбах» или «Бентли», по словам собеседника «НГ», чаще всего угоняют для реализации в ближнем зарубежье.
Сегодня существует несколько способов легализации угнанного автомобиля. Наибольшей популярностью пользуется метод двойников. Предположим, угнана черная «Тойота Лендкрузер» 2006 года. Преступники, используя коррумпированные связи, ищут в Москве точно такую же машину и готовят дубликат документов, включая госномера. Потом остается только перебить идентификационные номера на угнанном автомобиле, и он готов к реализации в каком-нибудь регионе за пределами Центрального федерального округа. Закон не запрещает использовать автомобиль с московскими номерами где-нибудь в Осетии, Ингушетии, Бурятии или в Самарской области. И такой клон будет спокойно ездить до тех пор, пока оригинал не снимут с учета.
Еще одна лазейка для угонщиков – закрытые территории. Военные городки вроде Звездного или Монино. Зарегистрированные там машины, а следовательно, и их двойники, стоят на спецучете в отдельном подразделении МВД. Простой сотрудник ДПС не имеет доступа к этим данным и не может проверить такую машину на предмет угона или фальсификации документов. Причем если при создании обычного двойника подбирается точно такой же автомобиль, то в случае с закрытыми территориями под одним и тем же номером могут ездить и двадцатилетняя «шестерка», и свежеугнанный «Порше Кайен». Автоинспектор не сможет оперативно определить, какой именно автомобиль должен ездить под этим номером.
Как быстро угнанный автомобиль найдет нового хозяина, зависит от работоспособности конкретной преступной группировки. Есть такие, кто ходит на угоны каждую ночь как на работу. Другие участники группы каждый день занимаются подготовкой документов, поиском потенциальных жертв и сбытом легализованных автомобилей. Сюжет голливудского фильма «Угнать за 60 секунд», где банда автоугонщиков за одну ночь похитила несколько десятков автомобилей, вовсе не показался фантастическим одному украинскому парню, имя которого мы не можем называть, пока идет следствие. Сперва в Украине, а затем в Москве он занимался тем, что угонял «Тойоты». Причем в одиночку за ночь он мог угнать до четырех автомобилей. Он сам готовил поддельные документы, и популярные модели быстро находили покупателей.
Интернациональное дело
Среди регионов лидирующее место по числу угонов занимают Москва и Подмосковье. В столичном регионе выше уровень жизни, а следовательно, больше автомобилей на душу населения. К тому же в Москве больше чем где бы то ни было дорогих автомобилей. Совсем немного от Первопрестольной отстает Северная столица. Сложная ситуация в Краснодарском крае и на Северном Кавказе. Причем до недавнего времени такой регион, как Ингушетия, чаще других упоминался в связи с обнаружением автомобилей, похищенных в других регионах. Заслуга в их розыске принадлежала, увы, не местным милиционерам, а оперативникам из других регионов и мобильных отрядов МВД, которые приезжали в республику и разрабатывали очередную преступную группу. Впрочем, после смены руководства ингушского МВД ситуация постепенно меняется. «Есть хорошие результаты и в Кабардино-Балкарии, и в Чечне, – продолжает полковник Сидоров. – Ловим преступников, выявляем каналы сбыта. Работа идет. Вот только вал этих преступлений очень большой. Слишком много преступников развелось на этом поприще».
На прошлой неделе после неудачной попытки нападения на владельца дорогого «Мерседеса» в центре Москвы милиционеры задержали уроженца Ингушетии. Двое его земляков скрылись, но благодаря показаниям задержанного сыщики нашли «Майбах» Виктора Маркова. Автомобиль стоял в одном из гаражей в подмосковном Видном. До недавнего времени группировки, промышлявшие автоугонами, четко делились по национальному признаку и не последнюю роль играли именно ингушские «бригады». Но сегодня, по мнению нашего собеседника, у этой преступности уже нет национального лица: «К примеру, работает армянская группировка по угону строительной техники. Да, непосредственно кражей занимаются армяне. Но им не обойтись без русского сотрудника милиции, который тоже входит в группировку и перегоняет им эту технику. Татарин готовит документы. А поиском клиентов и сбытом занимается азербайджанец...».
«Они оторвались очень серьезно»
Чтобы разоблачить преступную группу, нужно провести огромный комплекс оперативных и следственных мероприятий. Даже если сыщики возьмут угонщика с поличным, то за решетку попадет только он, а группа останется на свободе и будет продолжать свою деятельность. Не стоит также забывать, что многие преступные группы вышли на межрегиональный и межгосударственный уровень. Следовательно, выявлять их тоже надо на межрегиональном уровне, прослеживая всю цепочку – от угонщиков до продавцов. Задержание большей части такой группы не даст желаемого результата, если на свободе остается ее костяк. Таких групп очень много, и борьба с ними требует колоссальных трудозатрат и человеческих ресурсов, которых к тому же не хватает. По мнению милиционеров, иногда легче раскрыть убийство, чем поймать группу угонщиков. В отличие от убийц они занимаются своим ремеслом ежедневно. И всегда начеку.
Отдел по борьбе с автоугонами работает в МВД уже полгода. Но, по мнению его сотрудников, этой проблемой надо было всерьез озаботиться еще пять, а то и десять лет назад. В те годы дорогие автомобили угонялись намного реже в том числе и потому, что у угонщиков не было достаточной квалификации. Сегодня они заметно выросли в профессиональном отношении, разбогатели и могут закупать дорогостоящую аппаратуру и компьютерную технику. «Мы пока опаздываем, – констатирует Дмитрий Сидоров. – За эти полгода только-только начали обучаться тому, чем они успешно занимаются последние десять лет. Они оторвались очень серьезно». Ситуация усугубляется еще и тем, что в милиции нет готовых специалистов в этой области и каждого нового сотрудника приходится учить в процессе работы. Но перспективные специалисты неохотно идут в оперативные отделы, предпочитая организационно-хозяйственные подразделения.
Со временем ремесло автоугонщиков превратилось в высокоорганизованный бизнес. Преступные группировки вербуют сотрудников предприятий, занимающихся разработкой новейших систем защиты. Некоторые комплектующие, такие как новые личинки замков с ключами и электронные блоки управления, получают непосредственно с заводов-изготовителей. Оттуда же приходят идентификационные бирки и наклейки. На подпольных предприятиях изготавливают поддельные бланки ПТС, доверенностей, транзитные номера. Там же штампуют госномера. Подлинные бланки ПТС и техпаспортов списывают «свои» сотрудники милиции. У преступников много денег, и они не задумываясь дают огромные взятки. «Задерживали того украинца с «Тойотами», – вспоминает наш собеседник, – так он сразу предложил 200 тысяч. Мы не взяли, а кто-то может взять. А все потому, что у него в регионе зарплата семь–десять тысяч...».
Рост числа автоугонов, по мнению милиционеров, не в последнюю очередь связан со слабостью уголовного законодательства. Наказание за кражу само по себе недостаточно (от штрафа в размере до 80 тыс. руб. до двух лет лишения свободы), а начинающим угонщикам в худшем случае грозит условный срок. Бывает, что после задержания угонщиков отпускают под подписку о невыезде и они продолжают заниматься своим делом. Известны случаи, когда на одном человеке висело по нескольку уголовных дел в разных регионах.
Ни машины, ни денег
На днях в Подмосковье нашли угнанный «Лексус». Причем, что интересно, эту машину угоняли дважды и дважды ее находили именно в Московской области. «Порше» и другие дорогие внедорожники находят новых хозяев подальше от Москвы. У каждой группы есть свои сбытчики в определенном регионе, и преступники работают именно по этим отработанным каналам. Из Москвы автомобиль уходит в Омскую область, в Красноярский край, Марий Эл, в Мордовию, на Урал. Не так давно был найден один из 11 угнанных в столице «Бентли». Автомобиль, как говорится, отстаивался в одном из гаражных кооперативов Москвы. А на прошлой неделе владельцам вернули еще шесть аналогичных автомобилей. В ходе расследования выяснилось, что далеко не все «Бентли» угонялись для последующей перепродажи. Часть автомобилей злоумышленники предложили выкупить их владельцам. В результате оперативных мероприятий сыщики вышли на подозреваемых, которые были задержаны.
Оставшиеся «Бентли» скорее всего тоже находятся в «отстойниках» в ожидании выкупа либо новых документов. Но такие редкие и дорогие автомобили легализовать намного сложнее, чем популярные модели. В российские регионы они, судя по всему, не пойдут. Вероятнее всего, эти машины будут проданы в странах ближнего зарубежья, таких как Азербайджан, Казахстан или Украина. Но, возможно, поедут и дальше, например в Арабские Эмираты, где они легко затеряются среди сотен таких же «Бентли». Примерно такая судьба была уготована «Майбаху» Виктора Маркова. За несколько дней угонщики подготовили машину для отправки за границу. На «Майбахе» стояли транзитные номера Евросоюза с литерой D (Германия), был заменен замок зажигания вместе с электронным ключом и иммобилайзером. Оставалось только перепрограммировать электронный блок управления. После этого автомобиль, якобы купленный в Германии, планировали отправить за границу в автофургоне либо в железнодорожном контейнере.
Последствия от действий угонщиков не ограничиваются моральными страданиями владельца авто и материальным ущербом, который скорее всего возместит страховая компания. Куда больше проблем, по словам Дмитрия Сидорова, может ожидать человека, купившего краденый автомобиль. Если такая машина изымается, то ни одна компания такой случай страховым не признает, обманутый покупатель останется и без машины, и без денег. Увы, 100-процентной защиты от угона пока не существует, но, покупая подержанный автомобиль, каждый должен понимать, что его невнимательность и желание сэкономить любой ценой в очередной раз сыграет на руку угонщикам.
В Москве с начала года похищено более семи тысяч транспортных средств. Из них:
Toyota – 970 шт.
Volkswagen – 532 шт.
Audi – 363 шт.
Mitsubishi – 295 шт.
Lexus – 289 шт.
Mercedes – 278 шт.
Mazda – 230 шт.
Honda – 211 шт.
BMW – 210 шт.
Nissan – 137 шт.
Porsche – 43 шт.
Bentley – 11 шт.
Hummer – 4 шт.
Lincoln – 4 шт.
Jaguar – 3 шт.
Alfa Romeo – 2 шт.
Maybach – 1 шт.