Во Владивостоке изношенность водопровода составляет 70%, и революционных изменений в этой отрасли мало кто ждет.
Фото Влада Юрьева
Главным политическим камнем преткновения в Приморье сегодня является «обезглавленный» после ареста мэра Владимира Николаева Владивосток. Город действительно играет ключевую роль как в экономическом плане, так и с точки зрения формирования политической элиты края. Однако, после того как краевой администрации удалось разобраться с неожиданным возмутителем спокойствия Николаевым, остро встал вопрос о так называемом преемнике арестованного мэра.
Если в кране нет воды
Вопрос сложный, особенно после того, как, казалось бы, абсолютно лояльный приморскому губернатору Сергею Дарькину арестованный мэр вдруг попытался сыграть собственную сольную партию. Теперь все упирается в элементарное доверие, которое Дарькин, похоже, уже не испытывает ни к одному чиновнику из собственного окружения. Об этом свидетельствует как ряд кадровых назначений в самой краевой администрации, когда на должности вице-губернаторов взлетели вчерашние «порученцы», так и попытки обкатать на общественном мнении Владивостока полностью подконтрольные главе региона фигуры.
Первым в ряду таких фигур явился руководитель краевого предприятия «Приморский водоканал» Александр Шишкин. На минувшей неделе Дарькин заявил, что проблемы с водоснабжением Владивостока связаны исключительно с неэффективной работой городского водоканализационного хозяйства. «За последние 4 года мы так и не увидели улучшения в этом вопросе, – сказал губернатор. – Поэтому, учитывая их плачевное состояние, единственный способ уменьшить себестоимость и повысить качество поставляемой горожанам воды – это передача водного хозяйства города в ведение КГУП «Приморский водоканал».
Ситуация с водоканализационным хозяйством города и в самом деле не ахти. По словам заместителя генерального директора пока еще городского предприятия «Водоканал» Аркадия Магая, процент изношенности городских сетей составляет 70–75%. При такой изношенности труб потери воды в городе просто катастрофические. Однако губернатор откровенно лукавит, когда говорит о четырехлетнем периоде безалаберной работы именно городских служб. Дело в том, что в 2004–2005 годах водоканализационное хозяйство Владивостока находилось в ведении «Приморского водоканала», который, как и сейчас, возглавлял Александр Шишкин. Причем стоит отметить, что именно в эти годы темпы замены в городе изношенных сетей были самыми низкими – не более 5–6 км в год, в то время как в 2006 году после выделения владивостокского «Водоканала» в отдельную структуру было заменено 14,5 км труб.
Неудивительно в этой связи, что мало кто ожидает от нового прихода Шишкина на водное хозяйство города каких-либо революционных прорывов. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять политическую подоплеку возможной передачи водного хозяйства города в ведение края. Преобразования, и значительные, будут за счет федеральных средств, предусмотренных на подготовку к форуму АТЭС. Краевой альтруизм здесь абсолютно ни при чем. Такого мнения придерживается, например, депутат Законодательного собрания края Владимир Беспалов: «Я вполне разделяю предположение, что, возможно, это связано с раскруткой одного из кандидатов на пост мэра Владивостока, в частности Александра Шишкина. Сегодня у людей нет полной ясности того, с чем связаны последние отключения воды и что вообще, собственно, происходит. Ситуация очень напоминает проблему с уборкой снега: городская власть довела город до коллапса. Зато краевая – навела порядок».
Аналогичные сомнения и у краевого депутата Галины Медведевой: «Не уверена, стоит ли забирать эти полномочия у города. Не всегда централизация на пользу делу. Нужны очень серьезные аргументы для того, чтобы часть своих полномочий передать на краевой уровень. Организация бесперебойного водоснабжения была и остается в полномочии местного самоуправления. Конечно, если речь идет о серьезных финансовых вливаниях – это одно. Но как это будет происходить? Необходимо взвесить все аргументы и поднять финансовую составляющую вопроса – сколько же мы будем платить в конечном итоге? Для нас эта условно питьевая вода и так обходится не дешево. И скорей всего преобразования приведут только к увеличению тарифа. На нашей памяти их было немало, но платить мы меньше не стали┘ Конечно, политический аспект исключать тоже нельзя. Но я надеюсь, что в этой ситуации все-таки главенствует экономический фактор. Ведь в преддверии форума АТЭС – приведение системы водоснабжения в порядок задача не только городского, но и краевого руководства».
На периферии краевых интересов
Кстати, «водный путь» – не единственный, на который делает ставку краевая администрация в поисках тотального контроля над городом. Запасной аэродром готовится также на электоральном поле. Недавно председатель краевой избирательной комиссии Сергей Князев (читай – краевая администрация) внес в региональный парламент проект поправок в Избирательный кодекс края, согласно которому выборы представительных органов власти в приморских городах с населением больше 100 тыс. человек должны проходить либо по пропорциональной, либо смешанной системе.
Большинство политических аналитиков Приморья уверено, что подконтрольное губернатору краевое парламентское большинство проголосует только за пропорциональную схему выборов. В свою очередь, это позволит сформировать Думу Владивостока таким образом, чтобы будущие депутаты смогли принять поправки и в устав города, позволяющие либо нанимать управляющего городом со стороны, либо выбирать главу администрации из числа депутатов. При такой схеме на город можно посадить кого угодно, замаскировав этого «кого угодно» в середине партийного списка, например, «Единой России».
Будет ли это благом для города – весьма сомнительно. Владивосток при этом рискует остаться на периферии краевых интересов. Тот же Владимир Беспалов может проиллюстрировать это на примере водного хозяйства, но только в своей бывшей вотчине – городе Арсеньеве, где он был мэром: «Там тоже водоканализационное хозяйство сначала было подчинено муниципальным структурам, потом – передано краевому предприятию. Когда это произошло, система муниципального водоканала оказалась на вторых ролях. И финансирование ее шло по остаточному принципу. Все средства вкладывались в реконструкцию котельного оборудования, теплотрасс, а на водоснабжение и канализацию шли крохи. Сейчас у системы водоснабжения и водоотведения в Арсеньеве появились проблемы, хотя совсем недавно ситуация там была более или менее стабильной. Не хотелось бы, чтобы и город Владивосток постигла та же участь».
Впрочем, решая вопросы преемственности власти во Владивостоке, краевая администрация, судя по всему, не очень-то учитывает интересы самого города и мнение горожан. На майских публичных слушаниях, например, большинство городских жителей высказались за проведение выборов в Думу по многомандатным округам. Однако, несмотря на мнение жителей и то, что федеральное законодательство еще оставляет в этом году право выбора избирательной схемы на усмотрение муниципалов, город фактически лишили права выбирать.
Чем такое пренебрежение может обернуться на практике, представить несложно. Вздохнувшие было после ареста Николаева предприниматели и общественность краевой столицы, имея перед собой перспективу новой кабалы, вновь обратят свои взоры на запад страны в поисках лучшей доли и более предсказуемых и спокойных условий жизни.
Владивосток