0
1206
Газета Расследования Интернет-версия

22.08.2006 00:00:00

Борьба с угонщиками за счет автовладельцев

Тэги: милиция, угон, гувд, автоэкспертиза


милиция, угон, гувд, автоэкспертиза Столичная милиция готовится к охоте на «темные» автомобили.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Сразу две инициативы, призванные упорядочить оборот личного автотранспорта, готовит к внесению в городскую Думу и московское правительство столичное ГУВД. Одна из инициатив, озвученная лично главой ГУВД Владимиром Прониным, направлена на выявление «криминальных» автомобилей и заключается в обязательной предпродажной криминалистической экспертизе (вдобавок к той, что уже существует при постановке транспортного средства на учет).

Другая инициатива, логически вытекающая из первой, призвана решить проблему «отловленных» таким образом автомобилей путем их легализации. Правда, вопреки ожиданиям автомобилистов, оказавшихся владельцами угнанных машин, «очищенные» автомобили планируется передавать городским службам для последующей продажи.

Добровольно-принудительная экспертиза

Как следует из официального сообщения, опубликованного на сайте столичного ГУВД, новшества связаны с не теряющей остроты проблемой угонов и реализации автомобилей с измененными номерами агрегатов. «Несколько месяцев назад руководство московской милиции проанализировало сложившуюся ситуацию. После чего были приняты дополнительные меры по борьбе с незаконной легализацией автотранспорта с перебитыми или измененными номерными агрегатами, что незамедлительно сказалось на общей ситуации в городе», – говорится в документе. В итоге за 7 месяцев сотрудниками ГИБДД выявлено свыше 5100 автомобилей с измененной маркировкой, около 2200 находящихся в розыске, а регистрация почти 1600 транспортных средств была признана недействительной и аннулирована.

Однако в столичном ГУВД решили подступиться к проблеме со всех сторон и возродить уже подзабытое старое. В соответствии с постановлением правительства Москвы № 911 от 1996 года все машины должны были в обязательном порядке проходить предпродажный контроль у экспертов. Однако владельцы тут же принялись продавать транспортные средства путем оформления генеральной доверенности, что не требовало прохождения экспертизы, и в 2001 году при изменении ряда законов эту обязательную меру заменили на добровольную.

Но теперь начальник ГУВД дал указание проработать вопрос о восстановлении обязательного контроля автомототранспорта перед его продажей. По мнению столичных милиционеров, если это предложение будет принято, то вероятность легализации автотранспорта с измененными номерными агрегатами снизится, что, несомненно, скажется на уменьшении количества угоняемых в Москве машин.

Однако, как считает глава Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, количество угонов вовсе не зависит от количества экспертиз. «Введенный в девяностых предпродажный контроль не работал тогда – сомневаюсь, что он заработает сейчас. В конечном счете эта мера ударит по законопослушным продавцам, обреченным отстаивать многочасовые очереди к экспертам и иметь большие проблемы, когда окажется, что номер кузова на 15-летнем автомобиле прогнил вместе с этим кузовом. Что было тогда, в 1996-м? Люди просто перестали снимать автомобили с учета и стали продавать их по генеральной доверенности. И теперь будет то же самое, только стоимость автомобиля увеличится на сумму налога за три года – срок действия доверенности», – заявил он корреспонденту «НГ». К тому же, считает Виктор Травин, эта мера не вполне законна, так как идет вразрез с федеральным законодательством: «Ведь фактически московские автовладельцы получают дополнительные сложности при продаже своих автомобилей – по сравнению с жителями других регионов, где такая норма не вводится».

Стоит заметить, что и сейчас каждый продаваемый автомобиль проходит двойную проверку. Сначала – при снятии с учета, когда инспектор сверяет номера двигателя, кузова и рамы. При этом сотрудник ГИБДД в случае сомнения в подлинности номеров агрегатов и документов может отправить машину к эксперту-криминалисту для более тщательной проверки. А затем, при постановке автомобиля на учет он опять же проходит экспертизу – уже в обязательном порядке. По мнению Виктора Травина, при надлежащем исполнении своих обязанностей сотрудниками ГИБДД вышеперечисленных мер вполне достаточно, чтобы оградить добросовестных приобретателей от «нечистых» автомобилей. «Посудите сами: если при постановке на учет мой автомобиль прошел необходимую проверку на подлинность номеров и документов, а при снятии его с учета эти номера не изменились, то как он может стать «криминальным». И потом – где гарантии, что новая экспертиза будет лучше той, что уже есть? Может, стоит повысить надежность существующей?» – говорит Травин.

Легализовать нельзя продать

Как бы там ни было, но автомобили с перебитыми номерами на рынке появляются достаточно часто. И это еще одна проблема, решением которой хочет заняться столичное ГУВД.

В том же сообщении на официальном сайте ГУВД начальник Управления информации и общественных связей управления Виктор Бирюков заявляет, что «в настоящее время ГУВД Москвы готовит инициативные предложения в Мосгордуму и правительство Москвы о возможности постановки обнаруженных машин с криминальным прошлым на специальные стоянки, дальнейшую их легализацию и продажу городскими службами».

По словам Виктора Бирюкова, на сегодняшний день на спецстоянках хранится множество автомобилей с темным прошлым и перебитыми номерами. Среди них есть и весьма дорогие машины, которые по 8 лет ржавеют под открытым небом. Это те автомобили, которые по каким-то причинам не могут быть возвращены законным владельцам. Очень часто бывает, что за украденную в Европе машину ее собственник уже получил страховые выплаты, а страховая компания считает перегон такого автомобиля из России нерентабельным. Иногда владельца установить и вовсе не получается, так как невозможно определить первоначальные номера агрегатов. Поставить такой автомобиль на учет тоже нельзя, даже если его нынешний владелец докажет в суде добросовестность своего приобретения. В соответствии с Указом президента РФ от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» ГИБДД имеет право отказать в регистрации автотранспортных средств, имеющих измененные номера агрегатов или несоответствие этих номеров данным, указанным в регистрационных документах.

Правда, по словам Виктора Бирюкова, правовой механизм нововведения еще не отработан, и многие вопросы еще предстоит прояснить. А вопросов действительно много. У каждого автомобиля есть владелец, и его недобросовестность может определить только суд. В ином случае конфискация такого автомобиля незаконна. По словам Виктора Травина, в случае с криминальными автомобилями есть только два пути: либо машина возвращается законному владельцу, либо если этого владельца установить нельзя, то ее последний владелец должен признаваться добросовестным приобретателем. «Другое дело, что такой автомобиль не поставят на учет, но забрать его у владельца, легализовать и продать через городские службы тоже нельзя. Такого быть не может. Можно отнять по решению суда, но чем будет руководствоваться суд, если человек не украл этот автомобиль, а купил, честно заплатив деньги», – говорит адвокат.

Впрочем, как утверждает Виктор Бирюков, новая инициатива ГУВД ни в коем случае не разойдется с буквой закона. Конфисковать автомобили у добросовестных приобретателей не будут. Предполагается, что попадать на спецстоянки, легализовываться и продаваться будут лишь те автомобили, чьи владельцы не смогли доказать в суде свою добросовестность или просто отказались от собственности, убедившись в невозможности легализовать автомобиль.

Но, по словам Виктора Травина, такая ситуация недопустима по двум причинам: «Что прикажете делать с указом президента № 711, положения которого Конституционный суд еще не признал неконституционными? Как в ГУВД собираются его обходить?» Возможно, трактуя ту часть президентского указа, где говорится, что ГИБДД «имеет право» отказать в регистрации транспортного средства, столичные милиционеры посчитали, что в ряде случаев этим правом можно и не воспользоваться. Но в этом случае, полагает Виктор Травин, данная инициатива неприемлема уже по морально-этическим соображениям: «Ведь что получается: с одной стороны, ГУВД борется с легализацией криминальных автомобилей, а с другой – сама же их легализует. Добросовестный приобретатель не может легализовать свой автомобиль и поставить его на учет, а ГУВД это позволено».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
284
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
243
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
229
Владислав Бакальчук, муж основательницы Wildberries, задержан на 48 часов - адвокаты

Владислав Бакальчук, муж основательницы Wildberries, задержан на 48 часов - адвокаты

0
187

Другие новости