Жителям Ржева сегодня трудно гордиться и прошлым, и настоящим – а будущее зависит от губернатора.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Дороги – визитная карточка любого региона, с них начинается знакомство, а первое впечатление, как известно, самое яркое. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, выступая на круглом столе в Торгово-промышленной палате России в сентябре прошлого года, где говорилось о роли автомобильных дорог в реализации национальных проектов, произнес замечательную фразу: «Если говорить о качестве жизни, то состояние дорог – показатель этого качества».
Но если следовать логике губернатора (который, кстати, еще на выборах откровенно говорил, что жить в своей области не собирается, а обитает в Москве на Николиной Горе), получается, что качество жизни в Тверской области – хуже некуда. И только у немногих все хорошо.
Венки на столбах
Собираясь совершить краеведческую экспедицию в Тверскую область и полюбоваться красотами русской глубинки, будьте осторожны с выбором дороги. Иногда лучше проехать на сотню километров больше, чем остаться наедине с отвалившимся колесом посреди тверских просторов. Здесь как нигде понимаешь суть русских бед. По крайней мере одной из них.
Судя по карте, самый короткий путь из Москвы до Ржева пролегает по федеральной трассе «Балтия», более известной москвичам как «Новая Рига». К тому же в отличие от «ленинградки» здесь практически нет светофоров и пробок. Но в данном случае самый короткий путь – не значит самый быстрый.
При пересечении границы Московской и Тверской областей федеральная трасса превращается в разбитую колею, глубина которой в некоторых местах превышает 10 см. А учитывая многочисленные трещины и выбоины, равномерно распределенные по всей дороге, ехать по ней быстрее чем 60 км/час отваживаются только водители большегрузных фур. Даже летом в сухую погоду любой маневр на такой дороге может закончиться аварией. Печальное тому подтверждение – венки по обочинам, которых, по словам местных жителей, с каждым годом становится все больше.
Геннадий Кудрявцев, руководитель дорожно-эксплуатационного предприятия № 70, которое обслуживает участок «Балтии» в Тверской области, еще год назад говорил, что состояние дороги постоянно ухудшается, но ремонтники бессильны – нет денег. В интервью областному общественно-политическому еженедельнику «Караван» Кудрявцев посетовал, что в отличие от Московской и Псковской областей, где дорогу отремонтировали и расширили, до Тверской области «то ли руки не доходят, то ли есть другие причины». По его словам, чиновники вроде пообещали 1 млрд. на ремонт дороги, но за весь минувший год выделили только 95 млн. на ремонт 27-километрового участка. «Не могу понять, почему трасса федерального значения остается без внимания, – недоумевает Кудрявцев. – Хозяина нет у нас в области, что ли?»
В стороне от заслуженной славы
Город Ржев не притягивает туристов своими достопримечательностями, так как во время войны он был почти полностью разрушен. Однако именно военная история города заслуживает почета и уважения. Стратегический плацдарм на подступах к Москве – Ржев оказался в центре одного из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной. 14 месяцев кровопролитных боев – и 42 братские могилы на территории Ржева и в его окрестностях. Именно в канун очередного этапа наступления на этом участке – 28 июля 1942 года – Сталин подписал, наверное, самый известный из документов войны: приказ № 227 «Ни шагу назад».
К сожалению, славное прошлое города никак не отражается на его настоящем. Город разрушается быстрее, чем строится: осыпающиеся фасады, покосившиеся деревянные пристройки и дороги, практически повсеместно состоящие из трещин и выбоин. По данным горадминистрации, общая протяженность ржевских улиц – 151 км, и из них только 61 км асфальтирован. В разделе «Строительство, ЖКХ, дороги» на официальном сайте горадминистрации нет ни одного отчета о ремонте и строительстве дорог.
Сворачиваем с центральной улицы Большая Спасская на улицу Гагарина – и асфальт кончается. Местная жительница преклонных лет рассказывает, что асфальт на их улице обещали положить еще к 55-й годовщине Победы, но сделали только 100 метров. «Это ж сказать стыдно, – продолжает женщина, указывая на холм с люком посреди улицы. – В городе воинской славы ни пройти ни проехать, яма на колдобине».
В провинции новости распространяются быстро. Ржевитяне практически уверены, что Ржев скоро станет «Городом воинской славы». Еще 9 мая Владимир Путин подписал закон об этом почетном звании, что будет присвоено городам, в боях за которые защитники Отечества проявили мужество и массовый героизм. Возможно, к этим торжествам городские улицы и приведут в порядок. Но жители улицы Гагарина предпочитают не развивать эту тему: «Московских-то гостей сюда навряд ли завезут, – рассуждает старик в потертой фуражке железнодорожника. – Что им тут показывать – заборы наши кривые?» И соглашаясь с ним, соседи приходят к неутешительному выводу, что улица Гагарина снова рискует остаться в стороне от заслуженной славы.
За полуразрушенным фасадом старого дома на окраине Ржева возвышается безжизненный долгострой. Строители возвели 4 этажа многоквартирного дома, после чего, по словам местной жительницы, стройку заморозили. «Уже год тут ничего не делают, а теперь еще и растаскивать начали, – негодует женщина, глядя на пустые оконные проемы. – Рамы все повынули и постоянно чего-то вывозят. То доски, то мешки какие-то». Во всех бедах пенсионерка винит городские власти: «Куда мэр смотрит? Он, что, не видит, какая у нас тут грязь и разруха? Пока один дом построят, три развалятся». «А вы в дома зайдите, посмотрите, что у нас там творится, – вступает в разговор молодая мама с годовалым ребенком на руках. – Все, что может течь, – течет. Муж над детской кроваткой крышу соорудил, чтоб штукатурка ненароком не упала. А дороги, вы ж видели. Хорошо, сейчас сухо, а дожди пойдут, так тут такая распутица начнется, не дай бог».
На тверских улицах спокойно могут чувствовать себя только отечественные внедорожники. | Ржевская улица Гагарина. Ее обещали заасфальтировать еще в 2000 году. |
Многие дома в тверских деревнях под стать дорогам, ведущим к ним (на снимке – дом в окрестностях Старицы). | В распутицу здесь лучше передвигаться на чем-нибудь плавающем, а не колесном. |
Ни купцов, ни брусчатки
Следующая остановка – в уездной Старице, городе красивом и убогом одновременно. В начале ХХ века на 5 тысяч жителей Старицы приходилось 11 соборов и монастырей. Большинство из них сохранилось, но сегодня город переживает не лучшие годы своей более чем 700-летней истории. Исторический центр и древние соборы пребывают в таком состоянии, что вызывают больше жалости, нежели восторга. Обветшалые строения с потертыми фасадами в центре соседствуют с невзрачными, необустроенными и просто грязными островками массовой застройки. И, конечно, дороги – все те же ямы, ухабы и выбоины. «Ой, мальчики, не туда вы снимать приехали! – говорит нам старушка с козой на веревочке. – Ничего у нас тут хорошего нет, одна голь непросветная. Вот мать моя рассказывала – до революции город красивый был. Храмы, дворы купеческие, все богато, дороги, камнем мощенные. А теперь – вот, сами видите, какие тут дела: ни купцов, ни дорог».
Чтобы не испытывать второй раз судьбу на «Балтии», в Москву возвращаемся через Тверь и Ленинградское шоссе. Справедливости ради стоит отметить, что дорога от Старицы до Твери в недавнем прошлом отремонтирована и угрозы для жизни больше не представляет. Однако позитивные впечатления заканчиваются при въезде в областной центр. За последние пару лет в Твери отремонтировано лишь несколько центральных магистралей, а остальные улицы города по-прежнему представляют собой совокупность трещин и выбоин. Некоторые дороги разрушены настолько, что водители объезжают опасные места по тротуарам и газонам. Видимо, поэтому в автопарке тверской станции «скорой помощи» преобладают внедорожники «УАЗ». Водитель одного из них несколько растерялся, когда корреспондент «НГ» спросил, на какой улице больше всего ям. «Наверное, на той, которая длиннее, – немного подумав, ответил водитель. – Кто ж их тут считает – собьешься. Да по всему городу одно и тоже – только успевай уворачиваться!»
Некоторые не успевают. На улице Зинаиды Коноплянниковой мужчина меняет колесо на своих «Жигулях». Заметив нас, первым начинает разговор: «Покрышку пробил. Хорошо отделался, а мог бы и вовсе без колеса остаться. Вон яма-то какая┘ (ближе к центру проезжей части в асфальте зияет огромная воронка, наполовину заполненная водой). Зато скорость никто не превышает. У нас тут что ни улица – то сплошной лежачий полицейский. Только и успеваем подвеску менять». Шиномонтажей и небольших автосервисов в Твери действительно много. Профессия автослесаря в городе востребована, и их количество наверняка превышает число дорожных рабочих.
Трудно сказать, известно ли все это губернатору Дмитрию Зеленину. Большинство наших собеседников если и не сомневаются в этом, то соглашаются с тезисом тверского водителя: мол, пока губернатор большими делами в Москве занимается, а когда-то еще у него до нас руки дойдут!.. Хотя о том, что руководству области надо больше думать о дорогах, говорят даже в команде Зеленина. Советник губернатора Станислав Милованов в интервью тверскому еженедельнику «Караван» в октябре прошлого года заявил, что у него вызывает удивление безынициативность областной власти в отношении дорог. По словам Милованова, регион находится в числе первых в России по плотности дорог и в числе последних – по объемам их финансирования. Пока же заботу губернатора лучше жителей Ржева и Старицы ощущает на себе молодежное движение «Наши», чей летний лагерь на озере Селигер, попади туда простой житель области, показался бы ему заповедником красивой жизни.
Ржев–Старица–Тверь–Москва