Глава Мосводоканала Станислав Храменков всегда с удовольствием демонстрирует высокие результаты работы своих подчиненных.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
На заседании правительства Москвы, где подводились итоги работы ЖКХ в зимний период, мэр Москвы Юрий Лужков отрицательно оценил работу ресурсоснабжающих организаций. «В два раза по сравнению с прошлым годом увеличилось количество отключений тепла, горячего и холодного водоснабжения в муниципальном жилье. Надо делать выводы», – заявил Лужков. В первую очередь мэр подверг резкой критике работу МГУП «Мосводоканал», которое вот уже девятнадцать лет (с 14 марта 1987 года) возглавляет Станислав Храменков. «Мосводоканал провалился радикально: 620 аварий, и в первую очередь по причине неподготовленности сетей. Расслабились после 78-го года, думали, что с глобальным потеплением климата у нас пальмы расти начнут», – процитировали столичные СМИ мэра, который заявил также о том, что руководители провалившихся предприятий должны быть наказаны.
Стандартам не соответствует
Затяжные холода минувшей зимы лишний раз подтвердили, что в хозяйстве Мосводоканала не все ладно. Да и сами руководители предприятия, похоже, не скрывают, насколько тревожна сложившаяся ситуация. Около 50% водопроводных и канализационных сетей Москвы выработали свой ресурс, насосные станции работают с серьезной перегрузкой, степень очистки сточных вод не в полной мере соответствует стандартам. Такие данные были приведены 24 января на заседании московского правительства, где обсуждалась программа развития систем водоснабжения и канализации города до 2020 года. По словам генерального директора МГУП «Мосводоканал» Станислава Храменкова, не соответствует европейским стандартам степень очистки сточных вод на Курьяновской и Люберецкой станциях аэрации: задача удаления из стоков азота и фосфора требует значительных капиталовложений, и ее решение запланировано до 2020 года. Филевская, Тушинская и Черкизовская канализационные насосные станции работают с серьезной перегрузкой бассейнов. Из-за износа сетей на территории Москвы возможны аварийные сбросы, а аварийных резервуаров для этих целей в городе всего 5. По мнению Станислава Храменкова, эту цифру неплохо бы увеличить как минимум вдвое. Из примерно 7 тыс. км канализационной сети около 2 тыс. требуют перекладки, но в этом году, по словам гендиректора, Мосводоканал сможет реконструировать не более 130 км.
Не многим лучше обстоят дела и с водопроводом. Юрий Лужков в своем выступлении заявил, что как минимум половина труб, используемых для снабжения Москвы водой, выработали свой ресурс и нуждаются в замене. По словам Станислава Храменкова, качество питьевой воды на водопроводных станциях соответствует нормам. Но ее качество ухудшается при транспортировке к потребителям. При общей протяженности водопроводных сетей в 11 тыс. км ежегодная перекладка трубопроводов не превышает 160 км. Это при том, что ежегодно необходимо заменять около 300 км труб, а всего в реконструкции нуждается более 2 тыс. км водопровода.
Главный санитарный врач Москвы Николай Филатов тогда же напомнил, что именно износ сетей стал причиной прошлогодней вспышки гепатита в Нижнем Новгороде. Кроме того, по мнению Филатова, не соответствуют требованиям безопасности и сами водопроводные станции. По его словам, каждый четвертый из 120 резервуаров для чистой воды на водопроводных сооружениях города нуждается в ремонте. «На сегодняшний день вода в Москве удовлетворяет санитарным нормам, но к 2007 году эти нормы будут ужесточены, и используемые в Москве технологии уже не будут удовлетворять предъявляемым требованиям», – заявил Николай Филатов.
Проект постановления о развитии системы водоснабжения и канализации отправили на доработку. Недовольство Юрия Лужкова вызвало отсутствие четко поставленных целей, а также сроков выполнения положений программы. Также, по его мнению, раньше чем к 2020 году необходимо снизить потребление воды до среднеевропейского уровня. Кроме того, мэр потребовал разработать конкретные меры по снижению потерь воды при передаче от источников до потребителей с нынешних 10–12% в два раза.
Реализация этой программы потребует немалых финансовых затрат. По данным Станислава Храменкова, замена одного километра столичного водопровода обходится в 43 млн. руб. Еще дороже обходится капитальный ремонт километра городской канализации – в среднем 45 млн. Сейчас на реконструкцию этих систем ежегодно выделяется около 10 млрд. руб. А к 2011 году, по программе развития этой сферы, ежегодные расходы составят 42 млрд. При этом, по словам Храменкова, расходы города и Мосводоканала делятся поровну.
Кто где хозяин
На фоне миллиардов рублей и тысяч километров как-то теряются проблемы местного значения. Порой создается впечатление, что службы Мосводоканала адекватно реагируют исключительно на ЧП городского масштаба. А на проблемы рядового потребителя смотрят с позиции сантехника из ЖЭКа 80-х. Многие москвичи, особенно по весне, сталкивались с проблемой неприятного запаха в подъездах. Такое происходит, когда в засоренную канализационную трубу дополнительно попадает талая вода. Рано или поздно пропускной способности не хватит, и канализационные стоки поднимутся в подвалы близлежащих домов. Хорошо, если это муниципальный жилой дом. Под натиском недовольных жильцов ДЕЗ рано или поздно вызовет аварийную службу, и проблему устранят. Жильцам эта услуга обойдется бесплатно, так как оплата услуг ЖКХ, как известно, включена в тарифы. Если речь идет о коммерческой организации, процедура будет сложней. Чтобы выяснить, как именно строятся отношения хозрасчетных предприятий и Мосводоканала, корреспондент «НГ» дважды звонил в диспетчерскую канализационной сети с жалобой на засорившиеся трубы по разным адресам в Центральном округе столицы. В обоих случаях, как только диспетчер выяснял причину звонка, следовало предложение заключить договор на выполнение работ. Как любой договор с коммерческой организацией, он предполагает оплату. Хотя потребители так называемых хозрасчетных групп, судя по информации, размещенной на официальном сайте МГУП «Мосводоканал», платят по тарифам за водоснабжение и канализацию на 50–70% больше иных групп потребителей.
До недавнего времени проблема решалась проще: разовые выезды выполнялись без каких-либо договоров и с оплатой наличными. Теперь даже при разовых выездах аварийщики, по словам диспетчера, перешли на договорные отношения и безналичные расчеты. Корреспонденту «НГ» предложили привезти гарантийное письмо и заключить договор. Стоимость работ зависит от условий и объема. Как сообщили «НГ» в районной диспетчерской канализационной сети Мосводоканала, расценки, например, на прочистку канализации, составляют 800 рублей без НДС за погонный метр.
Стоит отметить, что цены на аналогичные услуги в коммерческих фирмах, как правило, ниже. Но конкуренции не получается. Как пояснил руководитель одной из фирм, занимающихся ремонтом и обслуживанием канализации, коммерсанты могут работать только на внутридомовых, локальных и подводящих сетях на территории заказчика. Там, где труба упирается в городскую сеть, начинаются полномочия Мосводоканала, и никто не имеет права там хозяйничать. И если причина трубопроводной непроходимости кроется именно в городских сетях, то без Мосводоканала не обойтись. Дальнейшие попытки разобраться в структуре ассенизационных услуг Мосводоканала привели корреспондента «НГ» в центральную диспетчерскую предприятия. Там выяснилось, что бесплатные услуги получить все-таки можно. Если подать заявку через центральную диспетчерскую, при этом подробно объяснив, что и где засорилось, ее переправят в районную и оттуда по адресу приедет «разведгруппа». Если в результате осмотра выяснится, что засорившаяся труба действительно находится на балансе Мосводоканала, то, по словам диспетчера, ее прочистят бесплатно. В ином случае следует заключить договор. Между тем, как следует из официального ответа «НГ» пресс-службы Мосводоканала, «основным источником формирования прибыли являются тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения. Именно они обеспечивают финансовые потребности предприятия для реализации его производственной и инвестиционной программы». О каких-либо иных платных услугах ничего сказано не было.
...Иначе все развалится
Как сообщили «НГ» в Мосводоканале, по итогам 2005 года благодаря поддержке со стороны города и экономии средств предприятием получено около 400 млн. руб. прибыли. Но если с источниками финансирования все более или менее понятно (дотации из городского бюджета, тарифы и заемные средства), то выяснить, куда и как расходуются эти деньги, весьма непросто.
По словам представителей предприятия, основная часть всей прибыли, в том числе включенной в тарифы, уходит на финансирование капитального строительства. При этом корреспондент «НГ» так и не смог добиться пояснений по структуре расходов предприятия. Остался без ответа и вопрос о том, сколько средств выделяется на реконструкцию и развитие систем водоснабжения и канализации.
Что именно скрывается за терминами «производственные и инвестиционные программы» и сколько средств выделяется на их составляющие, секрет не только для журналистов, но и для народных избранников. По словам депутата Мосгордумы от партии «Яблоко», члена комиссий по городскому хозяйству и жилищной политики Сергея Митрохина, даже депутаты сегодня не знают, на какие статьи расходов идут деньги, заложенные в тарифах. «Я как депутат уже несколько месяцев тщетно пытаюсь этого добиться от энергетических монополистов, но в данном случае разницы нет совершенно никакой, – заявил Митрохин корреспонденту «НГ». – В лучшем случае присылают обобщенные статьи, из которых ничего понять невозможно. Сколько тратится на зарплату сотрудников, сколько на зарплату начальников, сколько на автотранспорт? Какие у них штаты, и насколько эффективно они устроены, не следует ли их сократить? Каковы издержки и производственные потери, сколько мы платим Мосводоканалу за воду, которая утекает в землю? Вот этого всего добиться невозможно. Состав затрат установить невозможно, так как это абсолютно непрозрачная система, в которой, я уверен, таится огромный резерв экономии. И для города, который дотирует эти работы, и для кошелька потребителя».
По мнению Сергея Митрохина, причины нареканий в адрес Мосводоканала кроются в отсутствии реального контроля над монополиями. Тарифы на воду, по словам депутата, устанавливаются постановлением правительства Москвы, и Мосгордума в этом никак не участвует. «Мосводоканал приходит в правительство и говорит: нам нужны такие-то тарифы, иначе все развалится. А у депутатов нет никакой возможности влияния – ни на размер тарифа, ни на качество работы Мосводоканала. В такой ситуации они если и будут что-то делать, то в авральном режиме, когда уже припрет», – полагает Сергей Митрохин.
В качестве одной из мер, направленных на повышение эффективности работы Мосводоканала, депутаты предлагали конкурс на управление монополиями. «Провести конкурс между компаниями, которые представят свои программы по снижению затрат, и повышению эффективности, – пояснил Сергей Митрохин. – И по итогам конкурса сформировать новое руководство Мосводоканала. Быть может, и теперешнее руководство не плохо, но пусть они на конкурсе докажут свою дееспособность. Хотя во время этого конкурса мы наверняка много чего нового узнаем».
Депутат Государственной Думы Галина Хованская, в прошлом председатель комиссии Мосгордумы по жилищной политике и коммунальной реформе, полагает, что все проблемы водоснабжения и канализации упираются в контроль финансирования и тарифов. «Надо, чтобы структура тарифов была прозрачной. Чтобы мы видели, что куда идет, каковы реальные издержки, – заявила она «НГ». – Во время работы в Мосгордуме я потратила уйму времени и сил, чтобы добиться структуры тарифов от «тепловиков». К слову, примерно та же картина и у Мосводоканала: базы отдыха, пансионаты, лагеря пионерские, все то, что должно тратиться на содержание этих заведений за счет их прибыли, все это оплачиваем мы с вами. В этом можете не сомневаться. Вы себе не представляете, сколько я на эту тему спорила с заместителем руководителя Департамента экономической политики правительства Москвы Жаровым Валерием Аркадьевичем. Так вот он упирался, что им надо включать сюда лагеря и прочее, иначе они все по миру пойдут».
Справедливости ради стоит отметить, что не все оценивают деятельность Мосводоканала столь критично. В беседе с корреспондентом «НГ» депутат Мосгордумы от 10-го округа, председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике и член партии «Единая Россия» Степан Орлов заявил, что работы, связанные с реконструкцией сетей, ведутся большие, хотя и наблюдается некоторый дефицит финансирования. «Сейчас ситуация в целом нормальная, но она вызывает определенную тревогу. Если ничего не делать, то мы столкнемся с очень серьезным кризисом, – полагает Степан Орлов. – Надо понимать, что в такой ситуации мы должны либо резко увеличивать коммунальные платежи, на что город не пойдет, либо надо изыскивать средства в бюджете. Такая работа ведется, средства на реконструкцию сетей мы в бюджете постоянно изыскиваем, и правительство с нашими предложениями соглашается». По мнению депутата, Мосводоканал использует выделяемые средства достаточно эффективно. Подтверждением тому ежегодные проверки Контрольно-счетной палаты, технические экспертизы. «Думаю, на сегодняшний момент работу предприятия можно признать эффективной, – считает Орлов. – Конечно, нельзя успокаиваться. Многое еще надо улучшать и менять. Я, например, считаю, что надо активней внедрять информационные технологии. Это сделает более прозрачной и экономическую деятельность и производственную. Нужно больше внедрять рыночных механизмов в части привлечения инвестиций, и здесь как раз мы можем получить недостающие средства».
Под защитой системы
По мнению председателя правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, бороться с монополистами и отстаивать свои интересы рядовому потребителю очень тяжело. «Монополист, тем более государственный, защищен самой системой и пользуется сложившейся ситуацией: чем больше потратишь, тем больше получишь дотаций из бюджета. Тем более, пока в Москве сохранилась практика, когда население не оплачивает 100% услуг, всегда есть повод потребовать дотаций – и все в порядке. Не надо ничего улучшать, не надо ничего экономить».
На самом деле вопросы рачительного использования бюджетных средств и экономии воды волнуют не только рядовых потребителей и их общества. Едва ли не на каждом заседании московского правительства, где обсуждаются вопросы ЖКХ, поднимается проблема экономии ресурсов. Применительно к ресурсам Мосводоканала эту проблему пытались решить установкой счетчиков воды. Однако выполнение этой программы затянулось на многие годы. Столичное правительство решило устанавливать счетчики еще в 1998 году. Соответствующее постановление № 566 предполагало установку чуть более 24 тыс. общедомовых приборов учета в сроки до 2001 года. Вместе с другими подразделениями Комплекса городского хозяйства задачи по установке счетчиков легли и на Мосводоканал.
За 5 лет, к октябрю 2003 года, было установлено 400 тыс. квартирных счетчиков (в новостройках) и около 16 тыс. общедомовых приборов. Выслушав доклады чиновников на заседании правительства 21 октября, Юрий Лужков, не скрывая раздражения, отчитал подчиненных. Мэр никак не ожидал, что за 5 лет, потратив сумму со многими нулями, счетчиками оснастят только половину из 36 тыс. домов. Лужков заключил, что «в городе катастрофа с учетом потребления воды», и даже пригрозил уволить кое-кого из подчиненных. «Я принимаю решение о смене команды людей, занимающихся этим вопросом в департаменте ЖКХ, и сделаю это в самое ближайшее время»,– подытожил мэр Москвы («Коммерсант» от 22.10.03).
Спустя несколько дней глава Мосводоканала Станислав Храменков заявил в интервью РИА Новости, что счетчики воды появятся в каждом жилом доме Москвы уже к концу 2004 года и на это потребуется около 8 млрд. рублей. Однако и на этот раз что-то не заладилось, и 10 февраля 2004 года Юрий Лужков подписал постановление № 77, согласно которому общедомовые приборы учета намечалось установить до 1 сентября 2005 года. К июню 2005 года счетчиками оснастили чуть больше 21 тыс. московских зданий, то есть примерно 65% от общего числа. При этом Станислав Храменков заявлял, что его ведомство постарается уложиться в сроки.
По данным Контрольно-счетной палаты Москвы на 6 марта этого года, программа установки общедомовых счетчиков по-прежнему не завершена. Такие выводы сделали представители КСП, выступая на заседании бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы. Присутствовавший на заседании заместитель руководителя Департамента ЖКХ Андрей Широков заверил депутатов, что в этом году реализация программы будет завершена.
Почему же этот проект оказался таким долгоиграющим? В Мосводоканале не скрывают, что инициатива установки счетчиков не исходила от самих поставщиков воды. По словам пресс-секретаря Мосводоканала Евгении Богомоловой, Юрий Лужков просто поручил Станиславу Храменкову заняться приборами учета. Причем на заре программы Мосводоканал занимался всеми счетчиками, а не только теми, что ставят сейчас на холодную воду. Кстати, по мнению Евгении Богомоловой, рядовой потребитель от установки квартирного счетчика ничего не выиграет, так как ему, кроме воды, придется оплачивать установку, обслуживание, ремонт и проверку счетчиков.
А по мнению Сергея Митрохина, Мосводоканал воспринял эту идею в штыки, потому что ему гораздо удобней рассчитать потребление, исходя из норматива 380 литров в сутки на человека. «При этом норматив завышен примерно в три раза, – уверяет депутат. – Мы провели эксперимент: несколько членов нашей партии установили в квартирах счетчики, и через месяц мы сравнили их счета со счетами тех, кто платил по нормативам. По счетчикам расход получился почти в три раза меньше».
При этом депутат Митрохин признает, что установка общедомовых счетчиков простому потребителю практически ничего не дает: «И действительно, если раньше человек платил в среднем по городу, то теперь он платит в среднем по дому». А это все равно, что считать среднюю температуру по больнице.
Дмитрий Янин считает, что часть средств, которые тратятся из бюджета на дотацию услуг ЖКХ, можно было потратить на установку квартирных счетчиков силами того же Мосводоканала. Но, по мнению председателя правления КонфОП, Мосводоканалу это невыгодно. «Люди начнут экономить, и если тарифы останутся прежними, то поставщики потеряют часть доходов, – полагает Дмитрий Янин. – Кроме того, будут доказаны не только большие потери воды по пути к абоненту, но и незаконность тех сумм, которые собирались ранее по завышенным нормативам».
Тем не менее Сергей Митрохин уверен, что каждый дом, оборудованный счетчиками, – это дополнительный контроль Мосводоканала: «Поставщик будет понимать, что потери воды в сетях уже не удастся окупить за счет потребителей. Придется проводить ремонтные работы. Есть, правда, соблазн повысить тарифы, но это надо жестко контролировать».
Галина Хованская тоже уверена, что тотальная установка счетчиков не в интересах Мосводоканала: «Норматив-то хороший – 380 литров с человека. Зачем же от него отказываться? Я, правда, опасаюсь, что, как только их начнут прижимать счетчиками, они просто поднимут тариф. Обоснуют, скажут, что надо привести в соответствие, и поднимут. Поэтому, повторяю, очень важно добиться прозрачности этих тарифов, чтобы это не было тайной за семью печатями».
Канализационные ЧП
11 апреля 2006 года из-за прорыва трубопровода канализации в районе Новоспасского моста было ограничено движение по Дербеневской, Павелецкой, Даниловской и Новоданиловской набережным. В результате прорыва трубы напорной канализации вода хлынула на дорожное полотно набережной. В целях безопасности в ГИБДД частично перекрыло движение. По информации Московско-Окского управления Росводресурсов, в результате аварии часть стока попала через ливневую канализацию в Москву-реку.
3 марта 2006 года под эстакадой Рублевского шоссе, на пересечении с Малой Филевской произошел прорыв трубы холодного водоснабжения. В результате была затоплена Малая Филевская, также оказались подтоплены улицы Ивана Франко, Молдавская и Молодогвардейская. На Малой Филевской уровень воды составляет 1 м. Из-за этой аварии была закрыта станция метро «Кунцевская», приостановлено движение по улицам Молдавская и Малой Филевской, изменено движение 14 автобусных маршрутов.
20 февраля 2006 года на западе Москвы произошел прорыв трубы холодного водоснабжения. В результате вода полностью залила проезжую часть на стыке Рублевского и Аминьевского шоссе, а под эстакадой Можайского шоссе образовался «бассейн» глубиной 2 метра. Движение по Рублевскому и Аминьевскому шоссе было закрыто. Была проведена эвакуация жильцов многоквартирного жилого комплекса по адресу Можайское шоссе, 2. Два яруса подземного гаража комплекса оказались затопленными.
25 мая 2005 года часть Волгоградского проспекта, между станциями метро «Волгоградский проспект» и «Текстильщики», оказалась затопленой сточными водами из-за прорыва канализации. Недалеко от дома № 49 по Волгоградскому проспекту, из-под земли ударил фонтан воды. Канализационные воды залили значительную часть Волгоградского проспекта, на участке протяженностью 200 метров уровень воды достигал 20–30 см.