В конце сентября задержан мошенник, который подкладывал в почтовые ящики нескольких микрорайонов на севере Москвы фальшивые квитанции об оплате модернизации телевизионной антенны. 10 тыс. псевдоизвещений ему по домам помогли разнести двое нанятых им таджиков. В квитках предлагалось перевести на счет никому не известной фирмы ООО «Федоро» сумму в 57 руб. 52 коп. У большинства граждан эта платежка не вызвала подозрений, и ее вместе с другими квитанциями на оплату услуг ЖКХ послушно оплачивали. Мошенника удалось вычислить благодаря сотрудникам студии кабельного телевидения, которые обслуживают дома в этих микрорайонах. Им наравне с обычными гражданами прислали фальшивку. Когда специалисты попытались выяснить, в чем должна заключаться указанная модернизация, фирму «Федоро» обнаружить не удалось. На основании заявления телевизионщиков афериста удалось задержать. Остается закономерный вопрос, почему все же люди платили, причем совершенно добровольно, несуществующей фирме. Ведь по 10 тысячам псевдоизвещений аферисту удалось собрать 200 тыс. руб., при получении которых он и был задержан.
Привычка доверять
Мошенническая схема с платежками и ее практически успешная реализация наглядно продемонстрировали, что люди не знают, а зачастую просто не задумываются над тем, какие квитанции они оплачивают и за что. Мало кому приходит в голову оспаривать цифры, указанные в квитанции на оплату коммунальных услуг. Мол, лишнего не возьмут, а если подсчитали – то вряд ли можно с этим поспорить. Однако спорить не только можно, но и нужно: любая цифра, указанная в платежке, вписана туда по правилам – и по правилам же может быть оспорена. Постановлением правительства России от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» полностью описаны все правила, по которым нужно предоставлять услуги, а также условия изменения размера оплаты при предоставлении услуг ненадлежащего качества.
Что приходит в дом
Если в доме не установлено никаких счетчиков, то оплата будет рассчитана по тарифу. Если же есть общедомовой счетчик, то раз в месяц с него снимут показания и разделят на всех зарегистрированных в доме жильцов. Индивидуальный, понятно, вопросов не вызовет. Хотя теперь нельзя индивидуальным счетчиком «отгородиться» от других по принципу «плачу, сколько натикало». Индивидуальный счетчик будет использоваться лишь для того, чтобы определить вашу долю, а именно – какую часть вам предстоит оплатить из общего потребления дома по показаниям счетчика общедомового.
В качестве примера мы решили взять одну вполне реальную квитанцию на оплату и при использовании данных по утвержденным столичным тарифам, вот какие цифры получились. В строке «горячая вода» значилась сумма 154,4 на человека. По установленным правительством Москвы тарифам за горячую воду с вас должны взять с учетом НДС по 40,38 руб. за куб. м, соответственно в течение месяца один человек потребил 3,824 кубометра горячей воды, а проще говоря – 3824 литра, это значит в день он выливал 127 литров. Однако это еще далеко не все. К этим 127 литрам нужно прибавить еще холодную воду. Ее насчитали 15,38 литра на троих прописанных в квартире, соответственно один жилец за месяц потребил 5,127 куб. м холодной воды, а это – 5127 литров. Если разделить на 30 дней, получим 171 литр ежедневно. К этой сумме еще нужно добавить холодную воду, которая используется для нужд горячей, и тогда при сложении горячей и холодной воды получается, что этот москвич тратил 298 литров в день.
Наши расчеты полностью совпали с арифметикой сотрудников ЕИРЦ. Как заверяют в этом ведомстве, если семья больше трех человек, то зачастую выгоднее установить свой индивидуальный счетчик воды. Который, по словам советника генерального директора ГУП «МосгорЕИРЦ» Ильи Рыбальченко, обойдется в 2,5–3,5 тыс. руб., но зато экономить будет по 500 руб. ежемесячно. И уже через полгода окупится. «Есть список из как минимум пятидесяти фирм, которые этим занимаются. Самый простой прибор стоит 2,5–3,5 тыс. руб. вместе с установкой», – уверенно заявляет он.
Однако с этим утверждением не согласен житель Восточного округа столицы Борис. Он пытался установить у себя счетчик, но вместо пятидесяти фирм ему указали на список из двух. «Так это на всю Москву 50, а у нас в районе работают только две. Вообще-то хотел узнать, могу ли сам установить счетчик. Я был в магазине «Сантехника» и там увидел счетчики воды. Продавцы объяснили, что установить я могу, и показали разрешительное письмо из Мосводоканала, где написано, что такие счетчики принимаются в эксплуатацию, – уточняет Борис. – На что в ЖЭКе мне сказали: «Мы их не примем на баланс». Причину этого объяснили просто. «Вы можете неправильно их установить, так что обращайтесь вот в эти две фирмы», – возмущенно продолжает он.
Что касается водоснабжения, то по правилам его должны подавать круглосуточно и бесперебойно, а если эти условия не соблюдаются, потребитель получает право на скидку (см. таблицу).
По электричеству также существует ряд четких правил (см. таблицу), несмотря на то что пока в общую платежку эта услуга не входит. Однако, как обещают в Московском городском информационно-аналитическом центре, скорее всего такая строка там тоже появится. «Готовится эксперимент в Жулебино по включению электричества в платежки. Когда мы его отработаем, это будет во всех районах», – отмечает Илья Рыбальченко.
Следующая строка – газоснабжение. Особых условий нет, кроме бесперебойного и круглосуточного режима подачи (см. таблицу). Остался еще самый сложный пункт – отопление. Согласно заявлениям служб ЖКХ, уже в начале октября батареи должны потеплеть, а затем тестовый режим отопительного сезона плавно переходит в постоянный. В правилах говорится, что если нет дополнительных договоров между собственниками жилых помещений и исполнителем и соответствующей технической возможности, то отопление включается, когда среднесуточная температура наружного воздуха опустится ниже +8. Отключают его, если температура поднимется выше +8 и будет держаться в течение пяти суток подряд (см. таблицу).
Куда подальше –
куда дешевле
В тех же правилах есть порядок, как можно пересчитать квартплату, если вы уезжали в отпуск или командировку. Если человек отсутствует более пяти полных календарных дней, то ему могут перерассчитать плату за холодную и горячую воду, водоотведение, электро- и газоснабжение. Для этого, согласно правилам, надо написать заявление в течение месяца после возвращения. А к заявлению приложить документы, подтверждающие отсутствие (см. справку).
В свою очередь, ЕИРЦ может проверить достоверность документов и даже направить официальные запросы на место временного пребывания. Действие этих законом утвержденных положений подтвердил «НГ» и Илья Рыбальченко. «Сейчас человек по окончании периода своего отсутствия привозит нам справки. Когда человек поехал на курорт, у него есть именные билеты, мы, конечно, их примем. Мы даже примем штамп пограничников в загранпаспорте, подтверждающий, что он пересек границу, – уверенно говорит он. – Единственное, чего принять не можем, – если в мае принесут неименной билет на электричку, говоря, что бабушка уехала на дачу, а в сентябре – такой же, что вернулась. В этом случае нужна справка из садового товарищества. Если человек там оплачивает воду и вывоз мусора, то почему он должен их и здесь оплачивать?»
Однако на практике все не так гладко. Москвичка Светлана в августе этого года отдыхала в Италии и по возвращении пришла в свое районное отделение Северное Бутово ЕИРЦ, чтобы пересчитать квартплату. «У меня попросили справку из гостиницы о том, что я там проживала, авиабилетов и визы в паспорте оказалось недостаточно. У меня был экскурсионный тур, я неделю ездила по разным городам, и такое требование просто нереально, – с возмущением рассказывает Светлана. – Мне сказали, что, возможно, я специально купила за 600 евро авиабилеты, чтобы компенсировать 160 рублей квартплаты». Отпуск давно закончился, а вот квартплату так и не перерассчитали.
Книга жалоб и предложений
Понятно, что никаких организаций, которые бы следили за качеством услуг, не было и не будет. Единственный контролер – это сами жители и выбранная ими управляющая компания. В федеральном законодательстве говорится, что сообщать о отсутствии воды или газа нужно в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя, а поскольку ЕИРЦ имеет претензионно-исковую функцию – информация для дальнейшего разбирательства о причине нарушений и, возможно, направлению к проштрафившемуся поставщику денежного требования попадет именно туда.
Чтобы добиться этого, придется прийти в ЕИРЦ лично и написать заявление либо сообщить по телефону, при этом уточнив, кто принял претензию, с каким номером и в какое время она зарегистрирована в журнале заявок. В результате проверки необходимо будет составить акт о непредоставлении услуг или о некачественной услуге. Если у двух сторон возникнут разногласия, стоит пригласить представителей жилищной инспекции и представителя общественного объединения потребителей. При наличие этого акта вы будете иметь право на перерасчет квартплаты, а также на получение неустойки за нарушение обязательств.
Что касается несвоевременной оплаты, то с каждого жителя теперь по федеральному законодательству могут взимать пени за просрочку платежа. Просроченным он будет считаться, если квитанцию, которую вам принесли в конце месяца, вы не оплатили до десятого числа следующего, как объяснил эксперт. Однако пока в Москве этого не делается. А любую непонятную цифру в платежке, по словам Ильи Рыбальченко, вам с удовольствием объяснят юристы ЕИРЦ. «У нас на горячую линию сравнительно немного звонков с жалобами, их 0,03% от всех тех, кого мы обслуживаем. А пунктов для оплаты больше, чем пунктов оплаты за мобильный телефон», – похвастался «НГ» помощник руководителя ЕИРЦ по правовым вопросам и предпринимательско-хозяйственной деятельности Илья Рыбальченко.
Около года назад жителю Восточного округа Москвы Борису пришла вполне официальная платежка с несуществующим долгом, он не постеснялся выяснить, за что с него хотят получить деньги. «Приходит ко мне счет, где написан долг на 1200 рублей, но я все оплачивал – и пачка квитанций есть. Я пришел, попросил распечатать детализацию, чтобы сверить со своими квитанциями, – возмущенно рассказывает Борис. – Женщина в кассе говорит, не может посмотреть, потому что сеть висит. Потом взяла мои платежки и стала без всякой проверки объяснять, где и сколько я недоплатил. Однако подтвердить документально слова отказывалась. Тогда я ей предложил: если она хочет получить долги – пусть распечатает детализацию и пришлет ее мне по почте. Не прислали». А вот долг в квитанциях тем не менее указывать перестали.
Как объяснил Илья Рыбальченко, подобные истории были возможны только в самом начале работы этой организации, когда отделения ЕИРЦ были отделами в ДЕЗах. «Что такое отдел в ДЕЗе? Где-то он внимательно следит, где-то его больше волнуют вопросы озеленения, где-то крыша протекла и свободные средства направил туда, а не на компьютеры», – говорит он. Сейчас же система ЕИРЦ, по мнению Ильи Рыбальченко, является гарантом чуть ли не от всех возможных бед. Например, по его словам, такая система оплаты сможет уберечь от мошенничеств в сфере ЖКХ, когда в каждом жилом доме придется выбирать свою управляющую компанию. «Я предполагаю, что в связи с этим появится огромное количество желающих собрать деньги у населения. А потом ни за что не заплатить и сбежать. Или не сбегать, но при этом ничего не делать, не перечислять ваши деньги тем, кто предоставляет услуги, – заботливо уточняет чиновник. – А средний платеж за ЖКХ – 900 рублей с одной квартиры. А если вы заплатили ЕИПД (именно так называют квитанцию по оплате), то на следующий день ваши деньги уже в Мосводоканале и т.д. И при этом минуя управляющую компанию: она получает свое только за управление».
Такая забота объясняется экономическими выгодами, заверили корреспондента «НГ» в Институте экономики города (ИЭГ). «Жилищный кодекс пытается сделать так, чтобы была конкуренция в управлении многоквартирными домами, а все городские власти не хотят ни в коем случае выпускать из-под своего влияния денежный поток, который идет через ЕИРЦ, – объяснил корреспонденту «НГ» ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» ИЭГ Дмитрий Гордеев. – Функция начисления платежа существует у управляющей организации. И сказать, кто будет начислять платеж, не может глава города или района. Это решает руководитель предприятия. Он может создать свое подразделение, которое будет начислять платежи». Однако эксперт усомнился, что кому бы то ни было удастся создать альтернативную платежную систему. Существующую же Дмитрий Гордеев уверенно называет «монополистом, спорить с которым очень трудно». n
Документы, подтверждающие отсутствие человека по месту регистрации
– Копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
– Справка о нахождении на лечении в стационаре;
– Проездные документы, оформленные на имя потребителя (в случае, если имя потребителя указано в них), или их копии;
– Счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
– Справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
– Справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
– Другие документы, подтверждающие отсутствие потребителя.