Иностранные студенты изрядно портят милиции статистику раскрываемости преступлений.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
На прошлой неделе в Санкт-Петербурге совершено очередное нападение на иностранного студента. На этот раз пострадал 23-летний китайский студент. Он госпитализирован с черепно-мозговыми травмами и ранениями бедра.
Неделей ранее жертвой уличных грабителей оказался гражданин Германии, студент третьего курса Политехнического университета. Двое неизвестных на улице Хлопина избили и ограбили немца, забрав мобильный телефон и деньги. Обратившийся в милицию парень тут же был отправлен в одну из городских больниц с сильными ушибами лица и тела. В обоих случаях возбуждены уголовные дела.
Будут ли найдены преступники, неизвестно. А вот то, что нападения на иностранцев в Санкт-Петербурге, порой с трагическим исходом, давно уже перестали быть сенсацией, факт, давно уже не требующий доказательств.
Нельзя, конечно же, сказать, что милиция бездействует. По свидетельствам ряда питерских адвокатов, следственные изоляторы буквально забиты молодыми петербуржцами, подозревающимися в нападении на иностранцев. Как рассказал «НГ» адвокат Палаты адвокатов Санкт-Петербурга Николай Гожев, только по делу убитого в начале февраля этого года студента из Вьетнама Ву Ань Туана задержано и с февраля содержится в «Крестах» 17 (!) парней. При этом, по словам адвоката, многие из них «имеют просто железное алиби». Ребята прошли в «Крестах» соответствующую школу – довелось и спать либо по очереди из-за нехватки нар, либо на бетонном полу, здесь же сдавали школьные экзамены и переводились в следующие классы. В СИЗО их забирали порой прямо с уроков. Один из арестованных, кстати, потерял рассудок и переведен в соответствующее медицинское заведение.
Отец другого задержанного Вадим Варсанофьев поведал «НГ», что в день убийства вьетнамского студента его сын Вячеслав вообще был болен и лежал дома с температурой. На его счастье, в тот вечер и в те часы, когда было совершено нападение на Ву Ань Туана, к ним в гости пришли три подруги бабушки, которые впоследствии и подтвердили алиби Славы. Потом их, блокадниц и ветеранов труда, вызывали в следственное отделение и всех поочередно допрашивали: какой формы был торт – круглый или квадратный, что подавали на горячее┘
Поняв, что здесь следствие «тянет пустышку», следователь отдела по расследованию бандитизма и умышленных убийств Управления по расследованию особо важных дел прокуратуры Санкт-Петербурга стал «раскручивать» Вячеслава Варсанофьева на другой криминал – избиение и кражу куртки у студента-африканца. Благо, что на очной ставке пострадавший четко и сразу показал на Вячеслава. Следователи уже праздновали победу, когда отец Варсанофьева привез им целый автобус дачников, подтвердивших алиби сына – Слава в этот день с другими ребятами за 120 км от Питера у всех на виду занимался дорожными работами.
Очевидно, исчерпав резерв темнокожих пострадавших, следствие теперь настаивает на избиении Вячеславом некоего Валерия Воронова, жителя Ростова-на-Дону. «Интересен был процесс опознания Вороновым своего «обидчика», – рассказывает адвокат Николай Гожев. – Как только его завели в комнату для опознаний, Воронов тут же указал на Вячеслава. «По каким приметам вы узнали его?», – был задан вопрос. «Волосы черные, рост – 182 сантиметра», – как в рапорте, прозвучало в ответ. Но самое интересное, что Варсанофьев в то утро был тщательно выбрит под «ноль», как тут определить цвет волос, а тем более рост на глаз с точностью до сантиметра?! Воронов заявил, что Вячеслав сломал ему нос и челюсть, но экспертиза показала, что переломы эти многолетней давности».
Получается, увы, как у Жванецкого: «Если это борьба, то где же результат?» Правда, сатирик говорил о борьбе с алкоголизмом. В данной ситуации речь идет о другом – о людских судьбах. В конце концов, если правоохранительные органы так успешно ловят преступников, нападающих на иностранцев, почему таких преступлений не становится меньше?
Каждая такая трагедия неизменно сопровождается гневными заявлениями властей в адрес неизвестных подонков, правоохранительные органы берут под козырек и «закипает работа». Милицейские наряды носятся по городу в поисках «подходящих» парней, «засветившихся» на каких-нибудь мелочах. А наверх пойдут благостные отчеты о том, что «мерзавцы задержаны», «дают признательные показания» и т.д. А завтра «бритоголовые» нападут на очередного иностранца.
═
Санкт-Петербург