Некоторые ночные клубы давно уже превратились в наркопритоны.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Распространение наркомании среди молодежи Санкт-Петербурга растет угрожающими темпами. Если раньше счет шел на тысячи юношей и девушек, пристрастившихся к употреблению наркотиков, то теперь число наркоманов в городе исчисляется сотнями тысяч.
Как рассказали «НГ» в Управлении по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Федеральной службы РФ по наркоконтролю, во многих учебных заведениях наркотики распространяются почти открыто. Мальчики из благополучных семей торгуют на школьных дискотеках наркотиком «Скорость», который пользуется повышенным спросом.
В многочисленных ночных клубах, распространяются так называемые клубные наркотики типа экстази. В одном из таких заведений юноша и девушка, влюбленные друг в друга, праздновали помолвку – без друзей, цветов и шампанского. Гвоздем праздника стали две таблетки экстази, купленные тут же, у так называемых аптекарей. Многочисленные рейды оперативников, а вслед за ними и спецназа не давали желаемых результатов. Потребители и «аптекари» успевали сбрасывать наркотики, и участники рейдов могли констатировать лишь большое количество парней и девушек, находящихся в состоянии наркотического опьянения. Хозяева же этих заведений практически всегда оставались в стороне.
Лишь недавно Управлением Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленинградской области впервые в России возбуждено уголовное дело по факту организации притона для потребления наркотических средств в ночном клубе «Пещера».
К уголовной ответственности привлечены несколько руководителей местных предприятий, которых подозревают в том, что они по предварительному сговору и совместно в 2004 году организовали наркопритон по вышеуказанному адресу, подыскав нежилое помещение и приспособив для использования под видом ресторан-бара и дансинг-клуба. «Пещера» стала привлекать лиц, желающих потреблять и сбывать наркотики посетителям клуба.
В ночных клубах нередко можно увидеть и солидных мужчин, приходящих туда в офисных костюмах с портфелями. Там они скидывают с себя офисную униформу, натягивают молодежные шортики, белые носки, кроссовки и развлекаются вместе с юными любителями молодежных тусовок. Как правило, там они оказываются под подозрением у сотрудников госнаркоконтроля. При задержании умоляют взять с них штраф, наложить любое взыскание, только не сообщать в семью, где думают, что главу срочно вызвали на ночную работу. Почему не сообщать? Все просто: «У меня прекрасная жена, дочка – отличница┘»
Лет десять–пятнадцать назад любители молодежных тусовок приобщились к потреблению наркотиков в клубах и теперь просто не могут отказать себе в этом пристрастии. Поэтому посещают молодежные клубы регулярно раз или два в неделю.
Начальник отдела Управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков майор полиции Антон Ильин рассказал «НГ» о ситуации с распространением наркотиков в городе, прежде всего о том, откуда к нам поступает наркотическое зелье, какие места становятся его рассадниками.
В потребление наркотиков вовлечены даже несовершеннолетние. Попадаются 7-летние дети, в основном из числа беспризорников и из неблагополучных семей. Подростки собираются группой и болтаются без дела по дворам, улицам. Нередко к их компании присоединяются взрослые, среди которых встречаются представители этнических преступных группировок. Начинается задушевный разговор о жизни, и незнакомец угощает ребят пивом или дешевым вином. Завтра он научит их нюхать клей, потом даст попробовать наркотики. Когда малолетка уже привыкнет к веселому дурману, взрослый дядя обязательно выставит условие, согласно которому подросток, уже подсевший на наркотик, должен продавать отраву своим друзьям и приятелям, чтобы получить вожделенную дозу.
Больше всего наркотиков поступает в Северную столицу из Средней Азии. Как правило, это наркотики растительного происхождения, в основном марихуана. Этот наркотик наркополицейские уже изымают тоннами. Так, летом прошлого года тонну марихуаны арестовали по дороге в Приозерск Ленинградской области. Там, кстати, в то время сложилась очень сложная криминогенная ситуация, связанная с большим наплывом наркотиков. Ядовитое зелье было расфасовано в металлические бочки и присыпано углем, криминальный груз шел железнодорожными платформами из Казахстана, а туда, очевидно, из еще более южной страны. Нельзя не признать, что практически все наркодельцы из южных республик бывшего Союза самым активным образом включились в производство и создание наркотического трафика. Отчасти это объясняется тем, что в этих республиках крайне низкий уровень жизни и наркотики едва ли не единственное средство пополнения бюджета жителей Средней Азии. В свое время в таких же условиях шло развитие наркотрафика из стран Латинской Америки.
Героин – гораздо страшнее наркотиков растительного происхождения. Он поступает транзитом через республики Средней Азии из Афганистана. Наркотик распространяют в основном таджикские организованные преступные группировки. Они – наркотрейдеры, оптовики, «работают» по крупному, другие азиаты и цыгане довольствуются розничной сетью. В минувшем году, по словам тех же оперативников, шла череда задержаний партий героина от 0,5 до 1,5 килограмма.
К наркотрафику подключаются и жители Санкт-Петербурга. В конце минувшего года наркополицейские провели операцию, в ходе которой им удалось обнаружить крупную партию героина (37 кг), при этом наркодилером оказался коренной петербуржец, не наркоман и очень обеспеченный человек, имевший коллекцию джипов, квартиру в престижном районе Северной столицы. В результате обыска наркополицейским удалось обнаружить у него кокаин, гашиш, марихуану и другие виды дурмана. В подвале его дома, в тайнике, нашли еще несколько десятков килограммов запрещенных к распространению веществ.
Существует еще один наркотрафик из Турции и Украины. Это так называемый эфедриновый канал. В некоторых странах эфедрин распространяется вполне легально, но у нас путем нехитрых лабораторных преобразований эфедрин превращается в эфедрон (что далеко не одно и то же), и уже сами наркоманы берутся за его реализацию: расфасовывают и продают заправленные наркотиком шприцы наркоманам. По мнению нарокополицейских, это уже зачатки наркотического сервиса. Эфедриновый канал представляет собой целую городскую сеть с самыми настоящими квартирами-наркопритонами.
В последнее время продавцы и потребители идут на различные ухищрения – от завуалированных сообщений в интернете до почтовых бандеролей с предоплатой. Наркодилеры активно используют почтовую схему, особенно почтовые ячейки, когда ключами от ящиков попросту меняются: в одном – деньги, в другом – товар. В таком случае пресечь преступление оказывается очень сложно.
Не дает покоя Госнаркоконтролю и таможне пресловутый канал из Латинской Америки, точнее, из Эквадора. Сравнительно недавно было-таки крупнейшее задержание кокаина силами ФСБ и таможни. Средства доставки кокаина из Латинской Америки одни и те же – суда-банановозы. Сложность обнаружения наркотиков на такой посудине в том, что она величиной с 9-этажный дом. Попробуй, обследуй всю до квадратного сантиметра! Такие суда с грузом бананов один за другим идут в Петербургский порт и снабжают тропическими фруктами добрую половину страны.
═
Санкт-Петербург