Жители мегаполиса могут пообщаться с живой природой только в зоопарке.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Более трех лет не утихают страсти, кипящие вокруг Ленинградского зоопарка. В 2001 году его директор, известный в Европе и мире ученый Иван Корнеев, был уволен. Руководитель зверинца, проработавший здесь 17 лет, поплатился за критику проекта, предложенного фондом «Зоосад», о переносе зоопарка из исторической части города в Петроградском районе на окраину. Тогда многие наблюдатели отмечали, что Корнеев пошел против воли губернаторской четы Яковлевых. Ведь именно супруга тогдашнего градоначальника, являясь генеральным попечителем фонда «Зоосад», была инициатором нового проекта. Сам Корнеев уверен, что проект переноса был затеян лишь с одной целью – освободить место в центре города под элитную застройку.
За прошедшие годы тема смены места жительства зоопарка потеряла актуальность, Иван Корнеев зарабатывал себе на жизнь в должности домуправа, а между тем в его отсутствие состояние зверинца сильно ухудшилось, несмотря на огромные денежные вливания. А недавно о бывшем директоре Ленинградского зоопарка вновь заговорили. Дело в том, что Межведомственный музейный совет Санкт-Петербурга, учитывая плачевное состояние питерского зверинца, рекомендовал правительству города вернуть на должность директора зоопарка Ивана Корнеева.
Это решение поддержала покинувшая на днях свой пост председатель комитета по культуре городского правительства Надежда Кущенкова. После этого и состоялась наделавшая много шума голодовка четырех сотрудников зоопарка в поддержку нынешнего директора Елены Скиба, которая стала седьмым руководителем зоопарка после увольнения Корнеева. Иван Корнеев прокомментировал сложившуюся ситуацию в беседе с корреспондентом «НГ». «После моего увольнения распоряжением губернатора Владимира Яковлева было ликвидировано государственное учреждение «Ленинградский зоопарк» и создано на его базе государственное унитарное предприятие «Ленинградский зоопарк», – рассказывает Иван Владиславович. – В рамках этой реорганизации были уволены многие специалисты, поддерживавшие меня в споре о переносе зоопарка. Однако сейчас штат зоопарка неоправданно, на мой взгляд, раздут. При мне коллектив состоял примерно из 220 человек, сейчас насчитывает более 300 сотрудников. Создан большой торговый отдел, штат аппарата управления раздут до неприличия. При этом не хватает людей для работы непосредственно с животными». Заметим, что с уходом Корнеева сильно изменилась система финансирования зоопарка. Предприятие стало получать несоизмеримо большие дотации. Однако это «достижение» произошло за счет налогоплательщиков. Когда Корнеев уходил из зоопарка, входной билет стоил 30 руб. Сейчас он стоит 100. Дорогое удовольствие, особенно если учесть, что поход в зоопарк был и остается семейным мероприятием. Добавим сюда расходы на транспорт и на аттракционы, появившиеся недавно в зоопарке. Все это привело к резкому сокращению числа посетителей.
Кстати, об аттракционах у Ивана Корнеева тоже есть собственное мнение. «У меня и раньше было много предложений о размещении в зоопарке аттракционов, – вспоминает бывший директор, – но мы никогда на это не шли, поскольку понимали, что у людей разный достаток, а любой ребенок вряд ли пройдет мимо такой забавы. Кроме того, мы считали, что люди приходят к нам пообщаться с живой природой, а не на каруселях кататься».
За прошедшие три года в зоопарке была произведена реконструкция, которая специалистами оценивается по-разному. По некоторым сведениям, на строительство потрачено несколько миллионов рублей, хотя эффект достигнут спорный. Появилось несколько новых сооружений, ни одно из которых не соответствует современным представлениям о правилах содержания животных. Так, был построен новый верблюжатник. На деле же вместо сарая довоенной постройки возвели новый сарай. Было 12 клеток, стало 10, а по концепции на этом месте должен быть один вольер, где содержались бы два-три животных. Теперь в верблюжатнике живут ламы и яки. Были построены также новые вольеры для тигров якобы европейского уровня. По концепции здесь должен быть вольер для пары снежных барсов, среднего размера кошек. Планировались рельефный грунт, ручеек, кусты, а в итоге появились три вольера на крохотном пятачке. В два из них загнали тигров раз в 10 крупнее барсов. В результате подвижные хищники сидят в бетонных мешках, как в карцере.
А недавно в СМИ широко обсуждалась смерть жирафа Гамлета. Версии гибели животного были разные – от сердечной недостаточности до рака. Однако многие сотрудники зоопарка, включая бывшего директора, признают, что Гамлет попросту поскользнулся и растянул передние ноги на шпагат. Что происходит в этой ситуации с грудными связками жирафа, представить нетрудно. Четыре часа Гамлета пытались поднять, причем так «умело», что несчастное животное разбило голову. А поскользнулся бедолага на недавно настеленном полу вольера, состоящем из асфальта и водонепропускающего покрытия, превратившего настил в каток.
Нельзя не упомянуть и о пожаре в террариуме на Сенной площади. В огне заживо погибли 240 змей сорока с лишним видов – редчайшая коллекция в Европе. А ведь в апреле этого года госпожа Скиба получила предписание пожарной инспекции о проведении необходимых противопожарных мер. Ни один из пунктов предписания не был выполнен. В мае там происходит первый пожар, в котором погибают 17 рептилий, а в августе сгорают все ядовитые змеи Ленинградского зоопарка, которых собирали в течение многих десятков лет».
Из-за всей неразберихи на два года было приостановлено членство Ленинградского зоопарка в Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕРАЗА). Однако, несмотря на отстранение от должности, Иван Корнеев был избран почетным членом ассоциации (таковых всего 5 человек). А в адрес руководства города из ассоциации было направлено несколько писем с просьбой разобраться, что происходит в зоопарке, потому что слухи о строительстве непригодных сооружений, в частности, и о том, что вместо вольера лошадей Пржевальского теперь стоит луна-парк, очень быстро распространились среди специалистов в этой области. Существует целый ряд писем в адрес городского руководства. Адресатам чиновники ответили, что в зоопарке все прекрасно. Впечатление такое, что они давно уже не водили своих детей поглядеть на зверюшек.
Санкт-Петербург