В Саратове возобновлено следствие по уголовному делу о похищении дочери бизнесмена Григория Гейфмана Аллы. Спустя пять лет после совершения преступления и через два года после оглашения судом приговоров четырем его исполнителям дочь основателя крупнейшей в области инвестиционной компании «Рим», семь месяцев проведшая в чеченском плену, вновь оказалась в центре общественного внимания. В причастности к ее похищению подозревается заместитель директора ОАО «Саратовтрансстрой» Владимир Кузнецов.
Как сообщили корреспонденту «НГ» в прокуратуре Саратовской области, «дело Аллы Гейфман» было возобновлено в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Сейчас следствие подходит к концу, и в октябре материалы должны быть переданы в суд. Владимиру Кузнецову, арестованному в мае этого года, предъявлено обвинение по ст. 126 ч. 2 п. «а» и «д» (похищение человека) и ст. 163 ч. 3 п. «б» (вымогательство). Как стало известно журналистам, в конце июля Кузнецов дал показания против бывшего подполковника ФСБ, по чьему указанию он будто бы «переориентировал» действия похитителей с одного бизнесмена на другого и при чьем содействии получил сведения о составе семьи и состоянии Григория Гейфмана. Подтвердить свои показания обвиняемый был готов на детекторе лжи и, как сообщается, уверял, что все это время считал себя участником спецоперации ФСБ. Прокуратура завершила проверку этих сведений, и, как в беседе с корреспондентом «НГ» заявил руководитель следственной группы Дмитрий Петрякин, «версия о причастности к этому делу бывшего сотрудника ФСБ подтверждения не нашла». По его словам, «у следствия сложилось мнение, что данная версия была выдвинута обвиняемым, чтобы ввести следствие в заблуждение и избежать судебного наказания».
Согласно показаниям Владимира Кузнецова, изначально выбор похитителей пал на местного «пшенично-водочного» магната Романа Пипию – на тот момент близкого друга губернатора области Дмитрия Аяцкова. Кто и почему изменил планы похитителей, остается неясным.
«Дело Аллы Гейфман» стало в Саратове одним из самых громких преступлений 1999 года и до сих пор остается одним из самых загадочных. 12-летнюю девочку в мае 1999 года похитили у дома, в котором она жила. По ее словам, неизвестные, одетые в милицейскую форму, сказали, что с ее матерью случилось несчастье. Алла, не раздумывая, села в машину, ее усыпили хлороформом и вывезли в Чечню. Через три дня на связь с Григорием Гейфманом вышел человек, представившийся Зайнды Ахматхановым, приближенным Аслана Масхадова. Он сообщил, что готов вернуть Аллу за 5 млн. долл. Через неделю переговоры с Григорием Гейфманом вели уже другие люди – из группировки Ахмада Хизгириева. Сумма выкупа была снижена до 2 млн. долл.
Григорий Гейфман в 1999 году считался самым богатым человеком в Саратовской области. Состояние основателя и совладельца крупнейшей в регионе инвестиционной компании, банка «Экспресс-Волга» и председателя областного Союза предпринимателей экспертами журнала «Профиль» оценивалось в 150 млн. долл. Однако наличными он смог предложить похитителям только 200 тыс. долл. Производство по «делу Аллы Гейфман» вели областные и городские прокуратуры, ФСБ, окружной и федеральный РУБОПы. К поискам девочки подключились губернатор области Дмитрий Аяцков и чиновники областного правительства. Однако активность спецслужб и политиков результатов не дала: как позже выяснили следователи, девочку не менее 25 раз прятали в разных местах.
Собранные Григорием Гейфманом 200 тыс. долл. не помогли. Вместо того чтобы исполнить обещание и вернуть отцу дочь, похитители стали присылать ему ее отрубленные пальцы и видеокассеты с записями плачущего ребенка. Освободить Аллу удалось лишь в декабре 1999 года в результате совместной спецоперации ФСБ и РУБОПа. Подробности этой операции не разглашаются до сих пор, однако известно, что по подозрению в причастности к похищению Аллы и еще 12 жителей Поволжья, освобожденных тогда же, арестованы девять и задержаны восемь участников организованной преступной группировки. Перед судом, который состоялся лишь спустя три года, предстали четверо. Все они признались в соучастии в преступлении, уже будучи осужденными за различные преступления, совершенные на территории России. В октябре 2002 года Волжский суд Саратова добавил к их срокам от 7 до 16 лет заключения. Ни главарь ОПГ Ахматханов, ни его подручный Бисултанов до суда не дожили. Оба были убиты в Чечне, об обстоятельствах их гибели не сообщается.
Саратов