Одни милиционеры ловят преступников, а другие их покрывают.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В правоохранительных кругах Екатеринбурга появились слухи о скорой отставке начальника ГУВД Свердловской области Владимира Воротникова. Причины называются самые разные. Одни источники «НГ» в милицейских кругах утверждают, что генерал устал и уже около года просится в отставку. Другие полагают, что он «не справляется»: только за последний год преступность в регионе выросла на 18%, причем в основном за счет увеличения числа умышленных убийств, случаев нанесения тяжкого вреда здоровью, изнасилований и грабежей.
Но есть и третья версия: прокуратура области несколько месяцев назад возбудила уголовное дело по фактам хищений в службе тыла главка. Бывалые оперативные работники говорят, что место начальника тыла – проклятое: кого ни назначь, неизбежно оказывается в трясине криминала. Однако многие умудряются без особых потерь провести сквозь рифы свой непотопляемый обоз. Причина банальна: все советские люди, и генералы милиции в том числе, по стародавней привычке захаживают в подсобку своей конторы, где у расторопного завскладом всегда найдется что-то сверх казенного пайка.
В 90-е годы «доппайки» разрослись до размеров дач, машин и даже состояний, превратив тыловых начальников едва ли не в политические фигуры. Достаточно сказать, что возбужденное уголовное дело в Свердловском ГУВД даже не привело к отстранению от должности на время расследования начальника службы тыла Сергея Гроссмана, который еще в середине 90-х засветился в истории с квартирами для милиционеров и кредитами, ушедшими не по назначению, но сумел устоять.
Впрочем, на сей раз, похоже, запахло жареным, и Гроссман принялся «рубить концы», уволив сразу нескольких своих помощников – якобы за финансовые нарушения. Коллеги обиделись: бывший заместитель начальника Управления материально-технического и хозяйственного обеспечения ГУВД Игорь Коныгин направил в МВД рапорт, ставший достоянием прессы, в котором он поведал о строительстве деревянного опорного пункта милиции за 5 млн. руб., дач для бывшего и нынешнего начальников ГУВД, манипуляциях с «подарочными» деньгами и дебиторской задолженностью.
Из заявления Коныгина следует, что Управление собственной безопасности ГУВД и КРУ неоднократно ловило начальника службы тыла на слишком вольном обращении с бюджетными средствами. Однако руководитель УСБ Виктор Ширяев на пресс-конференции заявил, что нападки на Сергея Гроссмана есть не что иное, как происки врагов. Не желала подтверждать обвинения обиженного Коныгина и пресс-служба милицейского главка.
Между тем бывшие оперы, ушедшие по разным причинам из ГУВД, уверяют, что в главке были в ходу договоры, заключенные с рядом фирм на невыгодных условиях, об урегулировании несуществующей задолженности за отгруженное имущество, неправомерные выдачи ссуд, а также вексельные схемы увода бюджетных денег через подставные фирмы, по поводу чего даже существуют решения коллегии ГУВД. Подтверждены многочисленными московскими проверками и махинации с квартирами, что, впрочем, никак не сказывалось на положении дел в тыловой службе главка. Оперативные работники, едва появилась информация о разногласиях Сергея Гроссмана с бывшими заместителями, сразу поставили диагноз: «Видимо, чего-то не поделили».
О непорядках в екатеринбургских правоохранительных органах свидетельствует и другая история. В начале февраля сотрудниками ФСБ был задержан старший оперуполномоченный екатеринбургского УВД Назир Салимов. Согласно предварительной информации, майор требовал 200 тыс. руб. за закрытие уголовного дела наркоторговца. Деньги он получил на квартире адвоката последнего – они оказались мечеными, а разговор опера с защитником был записан на диктофон. Заявление в ФСБ, говорят, подала адвокат, бывшая к тому же якобы близкой подругой Салимова.
В сообщенной информации немало спорных моментов. Во-первых, в адвокатском сообществе не принято писать «телеги», тем более в спецслужбы. Во-вторых, весьма тесные контакты обвиняющей и защищающей сторон: прямо-таки семейный подряд. В-третьих, некрасиво как-то «супруге» стучать на «супруга». Именно последнее обстоятельство и смущает сегодня заинтересованных лиц в этом деле, поскольку сам Салимов утверждает, что это была провокация спецслужб.
Последние действительно совместно с фондом «Город без наркотиков» долгое время охотились за милиционером, возглавлявшим районный отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Его публично обвиняли в покровительстве наркоторговцам и даже в торговле героином. Однако Салимов выиграл пять судебных процессов о защите чести и достоинства, а три уголовных дела по фактам преступной деятельности, в которых он фигурировал, закончились ничем.
Битва за район, куда, как говорят, начальник Чкаловского ОБНОН не пускал фонд «Город без наркотиков», достигла такого накала, что в ход пошли провокации. Является ли задержание майора с мечеными купюрами в кармане одной из них, сказать до суда сложно. Однако специалисты, к которым корреспондент «НГ» обратился за разъяснениями, уже сейчас говорят, что вынудить человека, да к тому же еще и адвоката, написать в ФСБ заявление на близкого знакомого может только крайняя необходимость: например, угроза оказаться в тюрьме.
По словам тех же источников, в правоохранительных органах сейчас в ходу совместный бизнес по «открытию-закрытию» уголовных дел. Сотрудниками новоявленных предпринимательских структур являются оперы (чаще – следователи), адвокаты и прокуроры, которые за соответствующую мзду могут из мухи раздуть слона, а могут и бегемота превратить в невидимку. «Прокалываются» бизнесмены в погонах чаще всего тогда, когда не могут поделить прибыль. Возможно, не разобрались между собой и Салимов с адвокатом, о чем стало известно спецслужбам, и ФСБ поставила защитнице наркоманов условие: либо заявление, либо уголовное дело.
Косвенно эту версию подтвердили корреспонденту «НГ» источники в милицейских кругах, до которых якобы дошли слухи, что скандал вышел потому, что Салимов требовал от адвоката «попилить» еще для сотрудника из областной прокуратуры, а та вроде бы заявляла, что с прокурором уже рассчитались. Возможно, в ходе переговоров с последним и произошла утечка информации.
Сегодня перспективы оперуполномоченного Назира Салимова сесть на нары оценивают как пятьдесят на пятьдесят. Причина – в действующей системе, а точнее, в степени влияния пресловутого прокурора на свое начальство: согласится оно его сдать – будет Салимов сидеть, сочтет, что процесс слишком подпортит чистоту мундира, – дело тихо похоронят.
Поэтому по большому счету не так уж и важно, уйдет ли руководитель ГУВД Владимир Воротников со своей должности или «сядет» его заместитель Сергей Гроссман, – на их место придут другие.
Екатеринбург