Карельская общественность обеспокоена разрушением ценнейшего исторического памятника - наскальных рисунков древнего человека, называемых петроглифами. Вернувшись из экспедиции на мыс Кочковнаволок, расположенный в устье реки Водлы в Онежском озере, заместитель директора по науке Карельского государственного краеведческого музея Александр Жульников и сотрудник ресурсно-информационного центра "Петроглифы Карелии" Вячеслав Фролов заявили об обнаруженном ими повреждении около семидесяти находящихся там рисунков на площади 20 метров. Оказалось, что еще нынешней весной местные подростки рядом с выбитыми на камне творениями первобытных предков оставили зубилом свои "автографы". Вывод прозвучал обескураживающе: "петроглифы не подлежат восстановлению и полностью утрачены для экскурсионного показа". В ходе расследования возбужденного местной милицией уголовного дела виновные до сих пор не выявлены.
Подобная тревожная ситуация возникает не в первый раз. Правда, прежде чаще возникали опасения за судьбу двух тысяч петроглифов на побережье Белого моря, более обжитом и открытом для активного посещения туристами. Группа онежских наскальных рисунков в пустынном районе мыса Бесов Нос официально была выявлена в 1848 году (сейчас их насчитывается около 1100). Хотя еще монахи основанного по соседству Муромского Свято-Успенского монастыря на месте издавна известного скопления изображений языческих художников эпохи неолита, прозванных "бесовыми следками", тоже высекли там свою старинную метку - православный крест.
А петроглифы на Кочковнаволоке открыты сравнительно недавно - в 1973 году, поскольку, по словам их первооткрывателя, археолога Надежды Лобановой, были покрыты толстым слоем реликтовых лишайников. И если лучше видимые на прибрежных камнях рисунки не слишком разборчивые "ценители" обычно заливали по контуру краской (как в Поморье, так и в Обонежье), то в последнем случае можно бы считать, что опасность для них представляют даже соскобы растительного покрова, не говоря уж о дополнительных надписях.
Впрочем, Надежда Лобанова прокомментировала ситуацию гораздо спокойнее. Осмотрев место происшествия, она сказала, что "все наскальные изображения находятся в порядке", отметины юных вандалов их вроде не коснулись, а нарушенная поверхность мохово-лишайникового слоя особого вреда не представляет. Похожие выводы сделала компетентная выездная комиссия, созданная из ученых и специалистов Кольского и Карельского научных центров РАН и географического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета, проверившая достоверность информации о будто бы значительном повреждении онежских петроглифов. Но в будущем уникальные памятники истории, конечно же, должны охраняться намного тщательнее.
Разгоревшийся по этому поводу спор между музейными работниками и изучающими реликтовые изображения археологами имеет особую подоплеку. В 2001 году решением ЮНЕСКО карельские петроглифы включены в Список 100 памятников истории и культуры мирового значения, находящихся под угрозой исчезновения. Они оказались в одном ряду с Китайской стеной и гробницами египетских фараонов... Естественно встает вопрос о выделении серьезных финансовых средств из зарубежных донорских фондов на меры по охране и консервации достойного внимания потомков творчества древних художников каменного века.
- В краеведческом музее решили перехватить контроль над петроглифами, чтобы получить гранты на их консервацию, - комментирует ситуацию Надежда Лобанова. - Однако я не считаю, что в музее есть специалисты, способные охватить весь спектр этих проблем.
По сообщению министра культуры Карелии Галины Брун, уже принято решение о передаче оказавшихся под угрозой порчи наскальных рисунков в ведение краеведческого музея, ответственного теперь за их консервацию и защиту. Видимо, это сделано из ведомственных соображений, поскольку подчиненный министерству музей вправе теперь рассчитывать и на бюджетные ассигнования под эти цели. Ведь, как пообещал недавно обеспокоенный скандалом глава Карелии Сергей Катанандов, правительство республики в ближайшее время примет все необходимые меры по надежной охране петроглифов.
Известный ученый, доктор исторических наук, заслуженный деятель высшей школы Российской Федерации Абрам Столяр считает, что "утешающие пояснения (якобы "повреждения незначительны и легко исправимы") принять нельзя, ибо дошедшие до нас редчайшие воплощения древнего творчества в принципе должны быть неприкосновенными". Старейший профессор Санкт-Петербургского университета вспоминает, как более тридцати лет назад он сопровождал на Бесов Нос французского академика Луи Рене Нужье, который с великим трудом "пробил" разрешение доступа в закрытый тогда район ради ознакомления с петроглифами и их изучения. Каково же было удивление знаменитого француза, когда он узнал, что ни один из чиновников района никогда не видел древних наскальных рисунков. Если и впредь это духовное богатство останется мертво для местных жителей, если оно никак не касается их мыслей и чувств, вряд ли можно быть спокойным за судьбу уникальных памятников истории человечества.
Петрозаводск