Беспрецедентное решение вынес недавно Ленинский районный суд Ростова-на-Дону: он отобрал статус памятника культуры у одного из старейших зданий, тесно связанного с историей города. Мотивировка решения такова: здание "утратило свои конструктивные, эстетические и функциональные качества именно как архитектурный памятник".
А подоплека дела такова: жалобу в Ленинский районный суд, требуя исключить памятник из числа охраняемых из-за ветхости, подал Олег Бояркин - 49-летний депутат Ростовского областного законодательного собрания, он же генеральный директор ЗАО "Росвнешпром". Имеет несколько высших образований, в том числе юридическое. Кандидат социологических наук, член-корреспондент Академии гуманитарных наук России. В областной Думе возглавляет комиссию по инвестиционной политике. Живет он за городом, на хуторе Пухляковка в 3-этажном доме. А к упомянутому историческому памятнику - бывшему Торговому дому Максимова - у народного избранника интерес сугубо деловой: он его купил и хочет распоряжаться по собственному усмотрению.
Двухэтажное здание Торгового дома Максимова построено в самом центре Ростова в 1840 году известным торговцем зерном, владельцем ссыпок и мельниц купцом Петром Максимовым. Проект здания приписывается Трофиму Шаржинскому, одному из первых городских архитекторов. Дом построен в классических традициях. Главный фасад выделен мезонином с рядом встроенных арочных окон. Это здание было одним из первых каменных общественных зданий Ростова.
В 1850 году здесь размещались городская и мещанская управы, суды, канцелярия купеческой старосты. Здесь в свое время заседал и легендарный городской голова Андрей Байков. На первом этаже в это время находились лавки, в одной из которых служил приказчиком отец писателя Антона Чехова - Павел Егорович. Здесь же в 1857 году на втором этаже слушалась его устная просьба об "увольнении из мещанского сословия для поступления в таганрогские купцы". Позже в доме Максимова находилась школа фабрично-заводского обучения.
По словам Александра Кожина, председателя Ростовского регионального отделения Общества охраны памятников истории и культуры, дом Максимова ценен не только своей богатой историей, но и тем, что это одно из немногих сохранившихся на сегодня в городе зданий середины XIX века. Решением облисполкома от 16 августа 1985 года здание "Торговый дом купца Максимова" было взято на госучет и охрану, внесено в список памятников культуры.
А в августе 1995 года Фонд имущества Ростовской области подписал акт продажи земельного участка в районе проспекта Семашко и улицы Станиславского, на котором как раз и стоит Торговый дом Максимова - в окружении павильонов и ларьков Центрального рынка. Стоимость участка, естественно, вместе с домом, была определена в 28,6 млн. руб. В Ростове это стало первым случаем приватизации федеральной земли юридическим лицом в черте города после вступления в силу Указа президента "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации". Предполагалось, что владелец здания-памятника изначально берет на себя определенные обязательства. Он не имеет права перестраивать и продавать дом без согласия на то инспекции по охране и эксплуатации памятников истории и культуры.
Новый хозяин - ЗАО "Росвнешпром" в лице гендиректора Олега Бояркина в скором времени отправил в Ленинскую районную администрацию письмо с просьбой о разрешении вести строительные работы на приобретенной им территории, то есть в охранной зоне памятника культуры. Городские власти на это не пошли. Но это не остановило Бояркина, он начал к историческому зданию делать пристройки.
Первой спохватилась администрация Ленинского района, послав письмо в ЗАО "Росвнешпром" с предписанием прекратить все строительные работы. Но гендиректор продолжал строительство.
Инспекция по охране памятников в экстренном порядке созвала научно-экспертный совет. Лучшие специалисты города и области также потребовали прекратить стройку и заняться проектными работами по истинной реставрации памятника. Решение ученых мужей привели в недоумение Бояркина, который был приглашен на совет. Оказывается, он, по его словам, переживая за ростовчан, создает им рабочие места. А те вместо благодарности на него ополчились, спрашивается: за что?
Ростовская областная прокуратура подала иск в арбитражный суд на фирму Бояркина, но дело продолжалось так долго, что за это время расторопный депутат успел продать историческое здание частным лицам - самому себе, жене, дочери и ряду других, от имени которых в конце 2001 года и подал жалобу в Ленинский районный суд, требуя исключить памятник из числа охраняемых... из-за ветхости. Он акцентировал внимание суда на том, что зданию более 160 лет и за это время не проводилось капитального ремонта, поэтому несущие конструкции утратили свои эксплутационные качества и находятся в аварийном состоянии. Исходя из этого, считали жалобщики, здание необоснованно было отнесено к памятникам архитектуры, и потому его надо исключить из перечня.
И районный суд решает дело в пользу Бояркина. По решению судьи Цепкиной, "Торговый дом Максимова" лишают статуса, так как оно "утратило свои конструктивные, эстетические и функциональные качества именно как архитектурный памятник, а потому к памятникам архитектуры это здание отнесено необоснованно". На судебном заседании не было представителей ни администрации области, ни Министерства культуры.
Интеллигенция Дона, озабоченная состоянием памятника, напечатала в прессе открытое письмо губернатору Владимиру Чубу с просьбой положить конец бесчинству. Но это обращение, как и все остальное, осталось без внимания со стороны Бояркина. На днях комитет по управлению имуществом Ростова через суд потребовал от господина Бояркина снести "незаконно построенные в нарушение всех архитектурных и строительных норм сооружения". Но Бояркин по-прежнему продолжает строительство.
Из реестра охраняемых памятников дом Максимова пока не исключили. На первом его этаже, как и во времена купца Павла Чехова, вовсю кипит торговля, а на втором этаже пустуют пока еще никем не занятые комнаты. Говорят, что Бояркин там тоже планирует поставить торговые ряды. Выходит, что несущие конструкции не утратили еще свои эксплутационные качества.
Ростов-на-Дону