0
597
Газета Идеи и люди Печатная версия

17.03.2025 17:52:00

Венеция как модель для прибрежных городов

Шлюзовая система MOSE спасает жемчужину Адриатики от затопления

Александр Тараканов

Об авторе: Александр Дмитриевич Тараканов – журналист-международник.

Тэги: венеция, мобильные шлюзы, затопление


венеция, мобильные шлюзы, затопление Поднятие шлюзов позволяет избежать сильного затопления знаменитой площади Святого Марка в Венеции. Фото Reuters

В Италии произошло «юбилейное» событие, имевшее на первый взгляд чисто техническое значение, но при этом напрямую связанное с будущим жемчужины Адриатики – Венеции. На минувшей неделе часть мобильных шлюзов системы MOSE, призванной защитить от наводнений город и другие населенные пункты на побережье Венецианской лагуны, были подняты в сотый раз со дня ее ввода в эксплуатацию.

Высота подъема шлюзов над уровнем моря, учитывая прогноз погоды и риск повышенной приливной волны, составила 100 см, что позволило избежать «высокой воды» в районе города, остановив ее на уровне 88 см, и тем самым защитить даже самые низкие его части, одной из которых является знаменитая площадь Святого Марка.

Сообщая об этом, газета Il Sole 24 Ore отмечает со ссылкой на данные Министерства инфраструктуры и транспорта Италии, что 100 подъемов шлюзов проекта MOSE, аббревиатура которого расшифровывается как Modulo Sperimentale Elettromeccanico (Экспериментальный электромеханический модуль), «в период с 2020 по 2025 год предотвратили ущерб Венеции на сумму более 2,6 млрд евро». 44 раза это было сделано, когда высота прилива достигала от 80 до 110 см.

Показательной в плане эффективности системы стала защита от «высокой воды» утром 22 ноября 2022 года, когда ее уровень в проливах Лидо, Маламокко и Кьоджа, соединяющих Венецианскую лагуну с Адриатическим морем, превысил 1 м 80 см. Но благодаря поднятию ряда шлюзов силу морского прилива удалось значительно снизить, что позволило избежать сильных наводнений в Венеции и других островных городах.

Система MOSE впервые была использована 3 октября 2020 года. Она состоит из 78 подвижных запорных шлюзов, расположенных в проливах. Их конструкция включает металлические короба шириной 20 м, длиной от 18,5 до 29,6 м и толщиной от 3,6 до 5 м, которые заполнены водой и покоятся в заранее подготовленных бетонных кессонах на дне моря. Когда предвидится прилив свыше 110 см, шлюзы опустошаются с помощью сжатого воздуха. В результате они поднимаются вверх, поворачиваясь вокруг оси крепления, до тех пор, пока не всплывут над водой, становясь преградой на пути приливного течения. На это требуется около 30 минут. Возвращение в исходное положение происходит в два раза быстрее. Средняя продолжительность закрытия проливов составляет примерно четыре-пять часов, включая время подъема и опускания. Подсчитано, что каждый подъем всех шлюзов системы обходится в 211 тыс. евро.

Комментируя сотое задействование MOSE, председатель учрежденного в марте 2022 года Венецианского фонда устойчивого развития (VSF), видный итальянский экономист и политик, бывший министр по делам государственной службы и инноваций Ренато Брунетта заявил, что «эта уникальная и необыкновенная» система окончательно продемонстрировала свою эффективность». И «Венеция более не является тем хрупким городом, нуждающимся в спасении, а представляет собой город-модель, опыт которого может внести конкретный вклад в адаптацию к изменению климата, служить примером для прибрежных городов во всем мире».

Впрочем, оптимизм председателя VSF разделяют далеко не все. Так, ученые из итальянского Национального института геофизики и вулканологии пришли к выводу, что, учитывая непрерывное опускание грунта в лагуне и повышение уровня моря, системы MOSE вскоре будет недостаточно для защиты Венеции от наводнений. Проведенные ими в течение последних 20 лет наблюдения показали, что высота приливов в данной части Адриатического моря повышается со скоростью около полсантиметра в год.

Сопоставляя эти данные с другими, в частности, полученными из космоса, в институте сделали неутешительный прогноз. При таком темпе погружения Венеции в воду отдельные ее районы могут оказаться затопленными к 2150 году. Прежде всего это касается западной части города, а знаменитая площадь Святого Марка уйдет под воду на 70 см. Поэтому «чудо-решение» в виде системы MOSE «имеет лишь кратковременный характер». 

Милан


Читайте также


Российский сухогруз Ursa Major затонул в международных водах Средиземного моря

Российский сухогруз Ursa Major затонул в международных водах Средиземного моря

0
1305

Другие новости