0
849
Газета Идеи и люди Печатная версия

10.02.2025 18:32:00

Обострение "классовой" борьбы в современной школе

Разделение учеников на страты грозит взрывом родительского негодования

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая – обозреватель «НГ».

Тэги: депутат игорь антропенко, школа, стратовая система обучения, тестирование, экспертное мнение


24-8-2480.jpg
Набор предметов для школьного расписания
предполагается определять тестированием
на способности и тип мышления. 
Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru
Депутат Госдумы Игорь Антропенко («Единая Россия») предложил ввести в школах стратовую систему обучения, когда каждый ученик будет иметь индивидуальное расписание, а набор предметов для расписания будут определять тестированием на способности и тип мышления.

«Назрела необходимость плавного перехода от классно-урочной системы к стратовой системе обучения сразу после начальной школы. Ребенок должен иметь индивидуальное расписание конкретных предметов. Набор таких предметов школа будет определять соответствующим тестированием, определяющим потребности каждого ребенка, его мышление и способности», – приводит слова депутата РИА Новости.

На первый взгляд депутат как будто продолжает мысль президента РФ России Владимира Путина, который накануне попросил Российскую академию наук (РАН) и Российскую академию образования (РАО) комплексно обновить программы по математике и естественным наукам, а также сбалансировать объем учебного материала, сделать его доступным, понятным и интересным для школьников. Тем более что предложение депутата прозвучало почти сразу же за президентским заявлением. И некоторые СМИ выдают эти две новости «дуплетом», тем самым как будто объединяя их одним смыслом.

Но это совершенно разные заявления. Поясню, что я имею в виду.

Конечно, ученые уже много лет работают над идеей эффективного обучения детей с разными способностями. И многое уже сделано на этом пути. И некоторое время назад была озвучена модель стратового обучения, где страт (именно «страт», а не «страта») – это типологическая группа детей со своими учебными возможностями и запросами. Для этих групп возможны различные образовательные маршруты. И такие методики разрабатываются. Их много. Опыты по внедрению таких моделей в школы тоже проводятся. И их тоже много. При этом... универсальной модели для типовой школы, годящейся для массового внедрения, нет. И скорее всего быть не может. Почему?

Потому что идеальная модель стратового обучения при соприкосновении со школьной действительностью сталкивается с несовершенством человеческой природы. И не будем здесь говорить о нашей какой-то особой отечественной ментальности. Я даже для понимания приведу в пример известный зарубежный опыт, описанный в учебниках по педагогике.

Однажды американка Джейн Эллиотт, учительница младших классов в маленьком городке Рисевилл, штат Айова, провела очень рискованный эксперимент. По цели он был призван донести до сознания младших школьников, что расизм – это очень плохо. Сразу отметим, что в городке, где жила и работала Джейн, большинство населения было белым.

В апреле 1968 года Эллиотт решилась на следующее: она разделила детей на кареглазых и голубоглазых и назвала при всех голубоглазую группу «высшей по статусу». Учительница наделила эту группу особыми привилегиями, а кареглазой – «низшей» группе – поставила ряд ограничений. Она не разрешила представителям групп общаться между собой. При этом, общаясь с голубоглазыми, постоянно делала акцент на более низкий статус кареглазой группы. Эллиотт говорила всем детям, что кареглазые глупее, хуже, грязнее голубоглазых и постоянно доставляют проблемы: «Открываем страницу 127. Все готовы? Все, кроме Лори. Готова, Лори? У нее карие глаза. Вы увидите сегодня, что мы потратим кучу времени, ожидая кареглазых».

Случилось то, что учительница и ожидала. У голубоглазых детей выросли успеваемость и самооценка, а их оценки улучшились. И очень быстро голубоглазые дети начали травить кареглазых учеников, что выражалось в словесной и физической агрессии, высокомерии. У кареглазых детей – соответственно снизились успеваемость и самооценка.

Потом Джейн провела эксперимент еще раз в том же классе, но со сменой ролей – голубоглазые стали группой угнетенных. Учительница заявила, что все перепутала, и это голубоглазые хуже и глупее. Результаты второго опыта оказались аналогичными: вчерашние угнетенные тут же начали вести себя высокомерно, демонстрируя свое доминантное поведение. Они также оскорбляли одноклассников и применяли к ним различные физические воздействия.

Эллиотт позднее сообщала в интервью, что детям понадобилось всего 15 минут, чтобы превратиться «из разумных, хороших детей в мерзких злобных шовинистов». Причем «угнетенные» школьники у доски действительно терялись и нервничали, многие пребывали в сильном стрессе, который мешал эффективно усваивать знания.

Теперь вернемся к стратовому обучению, вернее, к той вульгарной его интерпретации школами, которая уже встречается сегодня. Итак, что на самом деле происходит в некоторых школах, объявивших о «стратовом обучении»? В таких школах проводят тестирование, на основании которого учеников распределяют по классам. Итого: в классе «А» собирают одних отличившихся, в «Б» – одних недотянувших до них, «В» – абсолютно посредственных, «Г» – «неприкасаемых» и т.д. И вроде бы все складывается замечательно: у детей в классах примерно одинаковый уровень знаний. У них одинаковые цели, стремления, мотивация, настрой на учебу и т.д.

Но дальше вся красота идеи стратового деления в массовой школе теряется: в классе «А» преподают лучшие учителя школы, их возят на экскурсии в разные инновационные и технологические лаборатории, туда брошены все силы и средства. В других классах – силы и средства идут «по остаточному» принципу.

Далее – в каждом из этих классов («А», «Б», «В», «Г») появляются свои отличники и двоечники. И класс вскоре становится самым обычным. При этом в самой школе набирает силу неуправляемый процесс клеймения: «Ты из «В»? Ну все с тобой понятно! Из «Г»?..».

Через эту систему стратов происходит и деление педагогов на привилегированных и не очень. Начинаются ссоры, споры, давление и недовольства. Конфликты учеников между собой, родителей между собой и администрацией теперь неминуемы. Дальше обеспеченные родители одолевают администрацию школы, и все их дети совсем не загадочным образом оказываются в классе «А», вытеснив оттуда наследников менее богатых.

В общем, если в советские времена этот тщательно скрываемый и неявно закрепленный смысл деления классов на «А», «Б», «В» и «Г» оставался неразоблаченным очень долгое время, то сегодня такое, конечно, не пройдет. И образовательное гетто создать на территории школ теперь никто не даст. Родители рано или поздно проголосуют ногами: уйдут туда, где страт нет. Подумайте сами: неужели нормальный родитель согласится на пребывание ребенка в школе, где ученику насаживают комплекс неполноценности по интеллектуальному признаку? 



Читайте также


Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Екатерина Трифонова

Адвокатура продолжает сомневаться в эффективности государственных юридических бюро

0
836
КПРФ будет проводить акции несогласия с властями

КПРФ будет проводить акции несогласия с властями

Дарья Гармоненко

Через "народные референдумы" красные хотят вернуться на предвыборную улицу

0
1901
В СИЗО не действует "телефонное право"

В СИЗО не действует "телефонное право"

Екатерина Трифонова

Адвокаты подсказывают депутатам более актуальные законодательные инициативы

0
4120
Конституционный суд защитил госбюджет от претензий

Конституционный суд защитил госбюджет от претензий

Екатерина Трифонова

Компенсации реабилитированным по уголовным делам гражданам по-прежнему не будут покрывать расходы на адвокатов

0
3747

Другие новости