0
300
Газета Идеи и люди Печатная версия

13.01.2025 18:28:00

Удастся ли официальному Кабулу добиться общеафганской идентичности

Власти считают, что общество нуждается в реисламизации – добровольной или принудительной

Георгий Мачитидзе

Об авторе: Георгий Григорьевич Мачитидзе – старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, кандидат исторических наук.

Тэги: афганистан, талибан, общество, социальная жизнь, идентичность, реисламизация, ущемление прав человека, женщины


афганистан, талибан, общество, социальная жизнь, идентичность, реисламизация, ущемление прав человека, женщины В целях реализации идей исламской идентичности правительство подготовило распоряжения, затрагивающие трудоустройство женщин, стиль одежды, внешний вид, правила передвижения и проведения досуга. Фото Reuters

В последние годы проблемы, касающиеся сохранения культурно-цивилизационной идентичности государств, приобретают все большую остроту. Наблюдается противоборство сторонников различных концепций идентичности, в том числе в исламском мире. Сохраняются также межконфессиональные и межэтнические проблемы в мусульманских странах, связанные с идентификационным выбором и государственным строительством. Афганистан не является исключением: восприятие всеми гражданами страны своей принадлежности к основным ценностям афганской культуры, принятие ее традиций и обычаев остается предметом обсуждения.

Дело в том, что, несмотря на многонациональный характер афганского общества, самоощущение афганского государства по историческим причинам всегда строилось вокруг доминирующей идентичности пуштунского этноса. Однако ориентировочно после 2009 года были предприняты усилия для привлечения к антиправительственной борьбе в рядах повстанческого движения лиц непуштунской национальности. При принятии подобного решения учитывалось, что представители других этнических групп Афганистана неоднократно в течение последних десятилетий претендовали на власть в стране, что усиливало межэтническое размежевание.

Опасения относительно раскола страны по этническому признаку еще больше усилились в 2021 году, когда активизировалась деятельность Фронта национального сопротивления во главе с Ахмадом Масудом и усилилось давление со стороны международного сообщества по поводу формирования инклюзивного правительства. Возникла необходимость каким-то образом нейтрализовать этническую идентичность значительной части населения, которую в большинстве своем составляют таджики, узбеки и хазарейцы, и вернуться к уже проверенной в 1990-е годы идее ислама как государственной идентичности, несколько усовершенствовав ее. К тому же руководители «Талибана» (запрещенная в РФ террористическая и экстремистская организация) понимали, что если они не выполнят свое основное обещание восстановить эмират со всеми его атрибутами, то их движение потеряет значимость и актуальность. Предполагается, что ислам как всеобъемлющая национальная идентичность способен преобразовать этнические и племенные различия в обществе в общую афганскую исламизированную идентичность, чтобы избежать сепаратистских тенденций на этнической основе и противоречий на племенной почве.

Кабул хочет продемонстрировать не только членам движения «Талибан», но и всему афганскому обществу, что именно новая талибская власть, будучи авангардом истинного исламского руководства в Афганистане, является сторонницей претворения в жизнь «чистого» ислама на афганской земле в отличие от группировки ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая и экстремистская организация), которая мечтает о глобальном халифате. Такая политическая система подчеркивает соответствие правительственных решений шариату в интерпретации талибской власти. Современная борьба талибов направлена не только на обеспечение безопасности в стране и регионе, но и на защиту афганской культурно-религиозной идентичности.

Признавая свою потребность в формировании чисто исламской системы с более надежной идеологической базой, власти предпринимают шаги для обновления идеологической надстройки афганского государства. Кабул в целях укрепления новой власти внедряет взаимосвязанные идеологические инициативы: создание обновленной исламской идеологии в качестве государственной, улучшение своеобразной религиозной репутации талибской власти и трансформирование афганского национализма в исламский национализм.

В этом плане ведется работа по превращению мировоззренческих установок исламского движения «Талибан» в постоянную идеологию под названием «талибанизм», что означает переход к более приемлемой комбинации религиозно-пуританских убеждений, адаптированных к строгим предписаниям исламского права. Предполагается, что ислам должен требовать выполнения достойным образом всех аспектов повседневной жизни, и в связи с этим афганское общество, будучи недостаточно исламским, нуждается в реисламизации на добровольной или принудительной основе. «Талибанизм» отвергает все формы республиканского правления и проводит четкое различие между исламскими законами и законами, созданными человеком, считая последние безнравственными.

В соответствии с новой программой реисламизации миссия талибов заключается в том, чтобы возглавить возвращение к прошлому путем слияния афганского национализма с исламским национализмом. Программа предусматривает навязывание афганскому обществу единой исламской идентичности. Предполагается также реформирование образовательной программы, в том числе введение единой национальной учебной программы с учетом процесса реисламизации. Во главе процесса управления и распространения идей «талибанизма» стоит группа ультраконсервативных священнослужителей во главе с верховным лидером, как и в 1990-е годы, они воспринимают Коран и шариат в качестве Конституции. Именно они, действуя через набор программных документов, известных как «Дастур», принимают в узком кругу членов религиозного совета (шуры) наиболее важные решения в государстве, включая многие назначения.

Именно в целях реализации идей исламской идентичности талибское правительство подготовило известные распоряжения, ущемляющие права человека, которые затрагивают среднее образование для девочек, трудоустройство женщин, стиль одежды, внешний вид, правила передвижения и проведения досуга, особенно женщин, в Афганистане. Мужчинам приходится участвовать в реализации ограничительных мер в отношении женщин в вопросах соблюдения новых правил, касающихся одежды, внешнего вида и поведения в обществе. Многие политические решения направлены в первую очередь против населения городов, которые, по мнению властей, находятся в состоянии морального упадка. Мировоззрение талибов основано на том, что в целом мусульманское общество деградирует изнутри и подвержено процессу внешнего разрушения, который следует остановить.

Ретроспективный анализ афганских событий 25-летней давности свидетельствует о том, что в мировоззрении лидеров движения «Талибан» произошли определенные изменения. В результате длительного общения и партнерства с иностранными джихадистами, в частности с представителями «Аль-Каиды» (запрещенная в РФ террористическая и экстремистская организация) и других террористических организаций, талибы стали спокойнее воспринимать идеи салафизма. Традиционный афганский ислам объединял исламское право с суфийским учением и практикой, «поощряя мирную жизнь, основанную на справедливости, сострадании и терпимости». На протяжении длительного времени местами для паломничества и поклонения являлись могилы известных суфиев, которые были святынями в доисламский период. Вопреки этой традиции современные талибские лидеры не поддерживают практику посещения святынь, считая их немусульманскими по происхождению, а молитвенное обращение к суфийским святым об исцелении и заступничестве называют греховными.

В результате постепенной трансформации за последние два десятилетия идеология талибов приобрела сходство с салафизмом с подчеркиванием единобожия, неприятием нововведений, критикой суфийских религиозных ритуалов, ведением джихада против врагов. Движение «Талибан» ослабило узы традиционалистского ислама, а заодно и влияние племенных вождей. Можно даже сказать, что новые власти при сохранении своего консерватизма и жесткости перешли к форме модернистского исламизма с акцентом на регулирование внутренней нравственной жизни афганцев, на укрепление их веры и верности режиму, что является отражением прагматических соображений государственного управления.

Можно констатировать, что ислам сыграл ключевую роль в эволюции современного афганского общества, подавляющее большинство афганцев остаются глубоко консервативными в своем мусульманском образе жизни. Ислам является также важнейшим фактором легитимизации талибского режима, будучи главной объединяющей силой неоднородного афганского общества. В политическом плане ислам используется как для укрепления внутренней стабильности, так и для мобилизации общества против внешних угроз. В случае навязывания чуждых ценностей традиционным устоям ислам в его нынешней талибской интерпретации может выступать в качестве защитной реакции афганского народа.

Заквашенную на исламе в талибской интерпретации афганскую идентичность руководители Исламского Эмирата Афганистан органично хотят связать с естественной национальной идентификацией себя с представителями всех этнических групп страны. Смогут ли талибы добиться осознания всеми афганцами ценности общеафганской нации как единства общества и государства? Как быстро большинство местных таджиков, узбеков, хазарейцев, туркмен и других малых народностей воспримут себя в качестве афганской цивилизации? Вопросы, которые пока остаются без ответа. Вместе с тем нельзя исключать, что исламская идентичность под влиянием внешних и внутренних обстоятельств в сфере семейных, межэтнических и межконфессиональных отношений может видоизменяться. Именно этого и опасаются талибы, поэтому они твердо настаивают на тех ограничениях, которые вводятся в социальную жизнь афганцев. 


Читайте также


Грузия на перекрестке: с Европой или без

Грузия на перекрестке: с Европой или без

Арчил Сихарулидзе

В Тбилиси нет спроса на уход в орбиту Москвы или Пекина

0
1207
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
6366
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
11651
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
10894

Другие новости