0
219
Газета Идеи и люди Печатная версия

19.11.2024 18:09:00

Президент, морально необходимый Государству Израиль

150 лет назад родился Хаим Вейцман

Александр Локшин

Об авторе: Александр Ефимович Локшин – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН.

Тэги: создание государства израиль, история, хаим вейцман, биография, дипломатическое наследие


223-8-1480.jpg
Дипломатическое наследие и политический
опыт Хаима Вейцмана сегодня остаются
невостребованными. 
Фото с сайта www.pmo.gov.il
Фигура Хаима Вейцмана в новейшей истории занимает особое место. Вероятно, без нее еврейская история в ХХ столетии была бы иной. В современном Израиле редко говорят и пишут о Вейцмане. Дипломатическое наследие и опыт первого президента Израиля пока не востребованы.

В начале пути

Хаим Вейцман родился 27 ноября 1874 года на западной окраине Российской империи в местечке Мотоль (Мотыль) Гродненской губернии. В местечке Хаим прожил свои первые 11 лет, учился в хедере. Мотоль жил лесоторговлей. Его отец был сплавщиком леса. Юноша рос в окружении большой семьи. Мать Вейцмана родила 15 детей, из них трое умерли в младенчестве. Выросли семь мальчиков и пять девочек. В 1885 году Хаим отправился учиться в гимназию в Пинск. Там он провел семь лет и увлекся идеями сионизма.

Новые законы в отношении евреев, что вводились Александром III, носили дискриминационный характер. Вейцмана возмущала так называемая процентная норма (1887) для еврейской молодежи, желавшей поступить в университеты. Перед выпускником гимназии встал вопрос о продолжении учебы. В России «пытаться пролезть в узкую щелку процентной нормы, поступать в университет в Киеве или Санкт-Петербурге?» – cпрашивал Вейцман. Для получения образования Вейцман направился в Европу.

Учеба и сионистская деятельность

В Германии Вейцман учился в Высшей технической школе в Дармштадте и Берлине. Изучал биохимию. В Берлине единомышленниками Вейцмана стали молодые люди, как и он, приехавшие учиться в немецких университетах. Их вдохновителем был публицист Ахад-ха-Ам (Ашер Гинцберг), выступавший за культурное и духовное обновление еврейского народа.

Сильное влияние на Вейцмана оказало знакомство с книгой австрийского журналиста Теодора Герцля «Еврейское государство». Он предлагал создать в Палестине еврейское государство, переселить туда гонимых евреев, прежде всего из России и Восточной Европы, и тем самым решить еврейский вопрос. Герцль был намерен получить от Турции «чартер» – согласие на массовое заселение евреями Палестины. Конгресс призвал к возвращению евреев в Палестину. Вейцман с восторгом принял идеи Герцля.

В 1898 году Вейцман присутствовал на II Сионистском конгрессе. В 1899 году он получил докторскую степень по химии, а вскоре – место ассистента профессора Женевского университета. Политическая деятельность не мешала его научной карьере.

На II конгрессе Вейцман увидел Герцля. Он казался, вспоминал Вейцман, предельно искренним, но уже тогда пришло осознание, что его кумир не готов в полной мере к исполнению огромной задачи, которую взял на себя. Вейцман считал Герцля наивным человеком. Сионистская деятельность для него была формой филантропии, ожиданием помощи от владык мира и богатых евреев. Критически относился он к дипломатическим усилиям Герцля, не сумевшего добиться от Турции разрешения на поселение евреев в Палестине. «Мы, – писал Вейцман, – выступили против Герцля, так как сознавали, что еврейские массы нуждаются в чем-то большем, нежели только «дипломатическое представительство» на высоком уровне, что движению наносят вред всякие политические коммивояжеры, снующие по свету в попытках заслужить благоволение сильных мира сего».

Демократическая фракция

Критическое отношение молодежи ко многому, что происходило на первых сионистских конгрессах, способствовало образованию «демократической фракции». Ее участники говорили о необходимости борьбы за демократические основы сионизма, очищении от шовинизма, романтизма и клерикализма. Своей задачей демократическая фракция считала и борьбу с культом личности в сионизме. Пора прекратить воскурение фимиама ряду деятелей. Это только унижает конгресс. Вейцман сознавал, что даже если «чартер» будет получен, то это будет лишь форма, которую предстоит заполнить содержанием: еврейскими поселениями в Палестине, институциями, созданными самими евреями. Подобный подход свидетельствовал о становления концепции, впоследствии известной как «синтетический сионизм» или «сионизм синтеза».

Угандийский план

На VI конгрессе в августе 1903 года Герцль сообщил о предложении Британии предоставить еврейским иммигрантам территорию в Восточной Африке, известную как Уганда (ныне эта часть Кении). Предлагалось основать там еврейское государство под английским протекторатом. Герцль склонялся принять это предложение на фоне известий о кровавом кишиневском погроме в апреле 1903 года.

Однако это предложение вызвало бурю эмоций и раскол среди делегатов. Вейцман был среди тех, кто решительно не принял тот план. Он писал: «Сионизм – это не сиюминутное решение еврейского вопроса, а цельное мировоззрение. Единственно верное решение: возрождение еврейства на его исторической родине. Мы не вправе поменять Сион на другую страну». Для Герцля и тех, кто следовал за ним, отмечал Вейцман, сионизм означал немедленное решение проблемы. Вейцман писал, что следует отказаться от панических поспешных решений, научиться терпению и выдержке. Эти слова позволяют лучше понять дальнейшую политическую деятельность Вейцмана.

«Синтетический сионизм»

Тем временем возникли разногласия между приверженцами курса на получение разрешения на эмиграцию евреев в Палестину и сторонниками практической деятельности по заселению Страны Израиля. Выступая на VIII конгрессе в 1907 году, Вейцман предложил объединить эти подходы. Дипломатическая деятельность и работа в Палестине должны дополнять друг друга. Он был убежден, что практическая активность поселенцев в Палестине может содействовать успеху в сфере дипломатии. В речах молодого политика впервые был употреблен термин «синтетический сионизм».

Накануне Первой мировой войны концепция синтетического сионизма стала в движении ведущей. Вейцман исходил из необходимости слияния в одно целое политического, практического и духовного сионизма. В программе синтетического сионизма проявились характерные черты подхода Вейцмана, которые заявили о себе позже: готовность идти на компромиссы, реализм и тактическая гибкость.

Ученый и политик

Вейцману исполнилось 30 лет, когда он переехал в Великобританию и был принят на должность научного сотрудника университета в Манчестере. Он посвятил себя науке, много работал. Период с 1906 по 1914 год стал одним из самых плодотворных и счастливых в жизни Вейцмана. В 1906 году молодой ученый женился на Вере Хацман – студентке медицинского факультета Женевского университета. Уроженка Ростова-на-Дону, Вера родилась в тот же день, что и ее избранник, только на семь лет позже. Помимо медицинской практики она принимала деятельное участие в женском сионистском движении Великобритании и Израиля. Их долгий и далеко не простой совместный путь продолжался до смерти Хаима в 1952 году. Их сын Михаэль – пилот британских ВВС – пропал без вести в феврале 1942 года во время боевых действий на юго-западном побережье Франции. Вейцманы верили, что он вернется. Эта тщетная надежда жила еще долгие годы.

Формирование проанглийской ориентации Вейцмана началось еще до Первой мировой войны. Либерально-демократические порядки в Великобритании, сочетание практицизма и романтического идеализма, присущие ряду английских государственных деятелей, отвечали духовному складу и вызывали у Вейцмана глубокую симпатию.

В Манчестере Вейцман познакомился с крупнейшими физиками века: Эрнестом Резерфордом, Альбертом Эйнштейном и Нильсом Бором. Еще в 1906 году во время парламентских выборов один из кандидатов от консервативной партии, впоследствии министр иностранных дел Артур Бальфур встретился с Вейцманом. Он хотел понять‚ какова причина неприятия плана Уганды, ведь известные ему сионисты в Англии приветствовали это предложение. Вейцман объяснил, что основа сионизма – глубокое чувство‚ связанное с Палестиной. Он вспоминал, что во время беседы «неожиданно для самого себя спросил: «Мистер Бальфур‚ если бы вам предложили Париж взамен Лондона‚ вы бы согласились?» Он посмотрел на меня и сказал: «Мистер Вейцман‚ но Лондон – это же наш город!» – «Вот именно! – воскликнул я. – А Иерусалим был нашим‚ когда на месте Лондона еще расстилались болота». Он откинулся в кресле и спросил: «И много есть евреев‚ которые думают так же, как вы?» Я ответил: «Могу вас заверить‚ что это мнение разделяют миллионы евреев». Тогда Бальфур заметил: «Если это так, то в один прекрасный день вы станете большой силой». Бальфур утверждал, что та встреча с Вейцманом сделала его сионистом.

Вейцман после той встречи понял, что нужно создать группу, которая смогла бы убедительно изложить правящим кругам Англии доводы в пользу создания при поддержке Британии еврейского государства в Палестине. К 1914 году ему удалось создать подобную группу. В нее вошли бизнесмены Саймон Маркс и Исраэль Зив в Манчестере, а в Лондоне – журналист и политик Гарри Сакер и политический деятель Леон Саймон.

Декларация Бальфура

Одна из научных работ Вейцмана была связана с процессом создания синтетического каучука. Он разработал метод, конечными продуктами которого стали бутиловый спирт и ацетон. Во время войны Англии потребовалось много ацетона для производства бездымного пороха‚ употреблявшегося для корабельных пушек. Вейцмана пригласили к лорду адмиралтейства Уинстону Черчиллю. Обращаясь к Вейцману, он сказал: «Нам необходимы 30 тыс. т ацетона. Можете вы их сделать?» Спустя год установки Вейцмана по производству ацетона заработали.

Премьер-министр Ллойд-Джордж сказал ему: «Вы оказали выдающуюся услугу отечеству‚ я собираюсь рекомендовать вас его величеству для представления к награде». «Мне ничего не надо для себя лично‚ – ответил на это ученый‚ – но я хотел бы попросить кое-что для моего народа». Государственные деятели Британии были искренне религиозными людьми. Многих из них были увлечены сионистским планом.

С сентября 1914 по ноябрь 1917 года Вейцман провел более 2 тыс. встреч. Задача состояла в том, чтобы заинтересовать сионистским проектом влиятельных английских деятелей, в правительстве, военном ведомстве, парламенте и общественных кругах. По просьбе Бальфура Вейцман и его соратники летом 1917 года подготовили проект декларации в поддержку сионистской идеи. Вскоре проект был составлен, в нем указывалось, что правительство Великобритании «выражает свое согласие с принципом признания Палестины исконным национальным очагом еврейского народа». Но неожиданно он был снят с повестки дня. Все те же противники сионизма стремились воспрепятствовать ее появлению. Бальфур еще раз поддержал декларацию, однако ее формулировки стали теперь более осторожными.

2 ноября 1917 года была обнародована Декларация Бальфура. Ее содержание свидетельствовало о благожелательном отношении английского правительства к «сионистским устремлениям евреев»: «Правительство его величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране».

В 1918 году Декларацию Бальфура признали Франция, Италия и США. В 1920 году Англия добилась включения текста этого документа в Севрский мирный договор, который предусматривал установление мандатного управления Великобритании в Палестине.

Декларация Бальфура стала первым реальным успехом мирового сионистского движения. Она свидетельствовала, что поставленные им задачи получили признание правительства великой державы. Известия о декларации были восторженно приняты многими евреями в различных странах, особенно в России. Сионистская организация превратилась во влиятельную политическую силу. Вейцман стал одним из самых известных лидеров сионизма.

Во главе движения

9 декабря 1917 года войска английского генерала Алленби вступили в Иерусалим. Для управления Палестиной была создана британская администрация. Всемирная сионистская организация (ВСО) приступила к работе для реализации принципов, заложенных в декларации. В Палестину приехал Вейцман. Он возглавил сионистскую комиссию. Она действовала наряду с военной администрацией и стремилась взять на себя как можно больше функций. Комиссия фактически стала своего рода квазиправительством. Она занималась вопросами подготовки условий для возобновления еврейской иммиграции, статусом иврита, обеспечением контрактами предпринимателей-евреев.

В 1920 году Вейцман был избран председателем ВСО. На этом высоком посту с перерывом на 1931–1934 годы он оставался вплоть до 1946 года, пережив величайшие триумфы и горчайшие разочарования. Вейцмана нередко обвиняли в уступчивости и соглашательстве. Невзирая на постепенный отказ Великобритании от выполнения своих обязательств, вытекавших из Декларации Бальфура, Вейцман настаивал на продолжении сотрудничества с мандатными властями.

После прихода к власти нацистов в Германии в 1933 году Вейцман активно участвовал в работе по оказанию помощи немецким евреям. По его инициативе Сионистский конгресс создал специальное бюро для оказания помощи еврейским беженцам из Германии. Свою энергию он отдал поездкам и встречам с политиками, представителями духовной и интеллектуальной элиты, бизнесменами.

Накануне Второй мировой войны в мае 1939 года в новой «Белой книге» Англия заняла проарабскую позицию. Въезд евреев в Палестину впредь обуславливался согласием арабов. В мае 1942 года в Нью-Йорке на конференции американских сионистских организаций была принята Билтморская программа. Ставилась задача открытия Палестины для еврейской иммиграции, создания в Палестине еврейского сообщества, интегрированного в демократический мир. Эта программа принята по инициативе председателя Еврейского агентства Давида Бен-Гуриона. Он и его сторонники рассматривали программу как практический шаг на пути переориентации сионистского движения с Великобритании на США.

Вейцман выступил против такого подхода. Но взгляды Вейцмана становились все менее популярными, вызывая резкую критику и справа, и слева. Самое тяжелое разочарование Вейцмана было связано с окончательным крушением его надежд на содействие Англии созданию еврейского государства. Вейцман осознавал, что в послевоенный период сотрудничество с США может сыграть решающую роль в борьбе за государство.

Здоровье 70-летнего политика ухудшилось. В 1945 году он перенес тяжелое заболевание глаз. В ВСО Вейцман оказался в явном меньшинстве. В 1946 году он отказался от участия в работе Сионистского конгресса. Пост председателя ВСО был оставлен свободным. Почти четверть века Вейцман стоял во главе мирового сионистского движения, но теперь его политическая карьера, как ему представлялось, была на исходе. Однако окружающие думали иначе.

Борьба за создание государства

Через 30 лет после Декларации Бальфура Вейцман вновь сыграл крайне важную роль в борьбе за создание еврейского государства. В октябре 1947 года он отправился в США, чтобы поддержать усилия по созданию государства. За раздел Палестины высказался представитель СССР в ООН Андрей Громыко. Делегация США предлагала установить над Палестиной опеку ООН, чтобы арабы и евреи нашли решение в будущем. В результате встречи с президентом США Гарри Трумэном и последующих посланий было достигнуто взаимное понимание. Президент дал Вейцману обещание работать над признанием еврейского государства. Между тем госсекретарь США Джордж Маршалл предупредил главу иностранного отдела Еврейского агентства Моше Шарета – нельзя провозглашать государство: «Вы попадете в большую беду». Шарет готовился вылететь в Тель-Авив с сообщением о беседе с Маршаллом. По телефону с ним связался Вейцман. Прерывающимся от волнения голосом осторожный и умеренный Вейцман кричал: «Не дай им дрогнуть, провозглашайте государство, что бы за этим ни последовало! Теперь или никогда!»

14 мая 1948 года Бен-Гурион на торжественной церемонии в тель-авивском музее провозгласил создание независимого еврейского государства. Вейцману была доставлена телеграмма, подписанная руководителями нового государства: «По случаю провозглашения еврейского государства шлем свои поздравления вам, человеку, который сделал для его создания больше, чем кто-либо другой. Ваши стойкость и мужество были нам опорой. Ждем того дня, когда вы возглавите государство и поведете его по пути мира». Он сразу ответил. Поблагодарив за высокую честь, писал: «Велико мое сожаление, что в эти дни я нахожусь далеко от Государства Израиль. Но все мои помыслы и чувства отданы его гражданам».

Состояние здоровья не позволяло Вейцману незамедлительно прибыть в страну. 16 февраля 1949 года Учредительное собрание, объявленное Кнессетом – парламентом Израиля, избрало Вейцмана президентом. «Я не уверен, что доктору Вейцману так уж нужно это президентство, но президентство доктора Вейцмана морально необходимо Государству Израиль», – заявил премьер-министр Бен-Гурион.

В Реховоте в 1937 году Вейцманы на свои средства построили дом. В этот особняк супруги переехали осенью 1949 года. С того времени здание служило официальной резиденцией президента страны. Функции президента были представительскими. Вся полнота власти оказалась у премьер-министра. Преклонный возраст и болезни мешали президенту постоянно заниматься делами. В формирующейся государственной системе Вейцман скоро ощутил свое политическое одиночество. Порой его называли узником Реховота. В одном из интервью Вейцман с горькой иронией заметил, что носовой платок – единственное место, куда правительство позволило ему совать свой нос.

Впоследствии Вера писала: «Он не стремился к президентству, но, обладая колоссальным опытом в международных делах, что было признано во всем мире, надеялся, что с ним будут консультироваться по вопросам израильской политики. Этого сделано не было. Это причиняло ему боль». Вейцман думал уйти в отставку с поста президента, но не сделал этого, не желая нанести удар по престижу государства.

Накануне создания Израиля Вейцман писал, каким он видит его будущее. Те строки можно считать его политическим завещанием. «Залогом жизнестойкости общества является справедливость как принцип, четко выраженный в судебной и юридической системе. Не может быть одного закона для еврея и другого – для араба. Перед нами, – отмечал он, – станет также задача достижения взаимопонимания и сотрудничества с арабами всего Ближнего Востока. Арабы должны понять, что решение ООН является окончательным и евреи не посягают на территории за пределами отведенных им границ. Они должны убедиться, что к их собратьям, живущим в самом Израиле, государство относится так же, как к гражданам-евреям».

Хаим Вейцман умер утром 9 ноября 1952 года на 79-м году жизни. Согласно его завещанию, он похоронен в Реховоте, рядом с созданным им исследовательским институтом. В настоящее время дом Вейцмана превращен в музей.

«Чудеса на свете случаются»

Однажды Вейцман сказал: «Чудеса на свете случаются, но для этого надо хорошо поработать». За три года до кончины он так представил свою деятельность: «Я тот человек, который вынес на себе все горести сионистского движения, и каждый дом, коровник в поселениях, каждая улица и мастерская в Тель-Авиве окроплены моей кровью». Созданию еврейского государства Вейцман посвятил всю жизнь. В его деятельности воплотились гуманистические идеалы, реалистический скептицизм, вера в возрождение народа и конечную победу доброго начала над злым. Рожденный в местечке, затерянном на просторах Российской империи, Вейцман добился известности и международного признания и как ученый, и как политик. Во многом ему Израиль обязан, что он есть на карте. Для Вейцмана предпочтительными оставались политические, ненасильственные формы деятельности. Миротворческую деятельность премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, подписавшего соглашения «Осло-1» и «Осло-2», можно рассматривать как продолжение дипломатии Вейцмана, основанной на ненасилии и компромиссах. Можно надеяться, что вслед за восстановлением мирного процесса на Ближнем Востоке принципы дипломатии Вейцмана и Рабина будут востребованы. 


Читайте также


Современность из архива

Современность из архива

Дарья Курдюкова

Винзавод вспоминает свою историю, концентрируясь на новых направлениях работы

0
1874
Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
4690
Дело сотрудника из кастрюли

Дело сотрудника из кастрюли

Геннадий Евграфов

Рассказ об Азефе, убийстве Плеве, бомбистах и кукловодах

0
4021
Конфликт красоты с политикой

Конфликт красоты с политикой

Ингвар Емушев

Литературный залп в «колыбели революции»

0
2399

Другие новости