Уровень коррупционных преступлений в общем числе регистрируемых остается стабильно высоким. Фото Александра Тарасенкова/PhotoXPress.ru
В 2024 году исполнилось семь лет со дня принятия обновленной Стратегии экономической безопасности России на период до 2030 года (она была утверждена Указом президента РФ от 13.05.17 №208). С тех пор в стране много чего произошло как ввиду пандемии, так и СВО в Украине. В этой связи проанализируем, что же изменилось за эти годы.
25 основных угроз
Согласно документу, под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических приоритетов.
Важнейшими из 25 основных угроз (совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в экономической сфере), обозначенных в Стратегии, являются: высокий уровень криминализации и коррупции, а также сохранение значительной доли теневой экономики.
Для их минимизации предлагается не допускать избирательного правоприменения в отношении предпринимателей, предупреждать рейдерские захваты, фиктивные банкротства и другие преступления в хозяйственно-финансовой сфере, в том числе совершаемые с помощью правоохранительных и контролирующих органов, а также предотвращать появление коррупционных схем.
Несмотря на столь продолжительный период реализации Стратегии, уровень законности и правопорядка в сфере экономики по-прежнему хромает. Об этом наглядно свидетельствуют отчеты контрольно-надзорных и правоохранительных органов.
По данным Генпрокуратуры РФ, за 2023 год были выявлены 955,4 тыс. экономических правонарушений (2022 год – 967,4 тыс., 2021-й – 991,9 тыс., 2020-й – 977,7 тыс.). Среди них, как и прежде, преобладали нарушения в сфере госзакупок (204,8 тыс.), распоряжения госсобственностью (147,6 тыс.), бюджетного законодательства (122,4 тыс.) и землепользования (95,8 тыс.) и градостроительства (44,1 тыс.).
Права предпринимателей нарушались 217,5 тыс. раз. Однако по результатам прокурорских проверок было возбуждено всего 6,2 тыс. (в 2022 году – 6,5 тыс.) уголовных дел. Большая часть из них касалась сферы ЖКХ, госзакупок, бюджетных средств и госсобственности.
Антиконкурентные соглашения и согласованные действия представляют серьезную угрозу экономической безопасности России, поскольку подрывают не только основы рыночной экономики, но и содержат коррупционную составляющую. Картели на торгах являются одной из самых распространенных форм сговора и считаются самым серьезным видом антимонопольных нарушений.
Источники: Росстат, ГИАЦ МВД и Генпрокуратура России |
В 2023 году органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России возбудили 287 (2022 год – 305, 2021-й – 420, 2020-й – 625) дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях и координации экономической деятельности. Из них по ч. 1 ст. 11 (картели) – 107 дел, в том числе по п. 1 ч. 1 ст. 11 (сговоры на товарном рынке) – 17, п. 2 ч. 1 ст. 11 (сговоры на торгах) – 86; ч. 4 ст. 11 (иные соглашения) – 45; ч. 5 ст. 11 (координация) – 5; по ст. 16 (сговоры с органами власти) – 97; а по п. 1 ч. 1 ст. 17 (сговор с заказчиком) – 28. Подобные нарушения охватили 72 (55) субъекта РФ, включая ДНР и ЛНР. В числе нарушителей оказались 307 (281) компаний и 24 (31) госзаказчика. Соглашения на торгах касались 2,9 тыс. (2,7 тыс.) закупок на 174 млрд (66,6 млрд) руб. Лидерами по числу нарушений остаются сферы ремонта и строительства, включая автодороги, поставки лекарств и медицинских изделий, оказание услуг ЖКХ, дошкольное питание. В сфере реализации 15 нацпроектов набралось 24 дела на 10,8 млрд руб.
В основном речь шла о таких проектах, как «Здравоохранение», «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные дороги». Несмотря на столь серьезный масштаб выявляемых правонарушений, по материалам ФАС возбудили всего 39 (27) уголовных дел, в том числе 13 (12) по ст. 178 УК РФ (Ограничение конкуренции).
Разнонаправленная криминализация
Несмотря на отсутствие детализации термина «криминализация экономики» в тексте Стратегии, речь идет о преступлениях экономической направленности. По данным ГИАЦ МВД России, в 2023 году продолжилось сокращение числа таких преступлений (–5,5%; до 105,2 тыс.) и лиц, их совершивших (–5,1%; до 49,2 тыс.). Снижение произошло в большинстве федеральных округов, за исключением Уральского (+9,9%) и Дальневосточного (+1,2%). Из общего числа преступлений около 34 тыс. были совершены в крупных и особо крупных размерах. При этом размер причиненного материального ущерба составил 311,1 млрд (339,1 млрд) руб., что образует 53% суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений. Не претерпела существенных изменений и видовая структура экономической преступности. Как и прежде, в ней преобладали деяния в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ) – 31,8% и против собственности (ч. 2, 3, 4 ст. 158, ч. 2, 3 ст. 159, ч. 2, 3, 4 ст. 160 УК РФ) – 31,5%. Удельный вес должностных преступлений (глава 30 УК РФ) составил всего 17%.
Наиболее криминализированными сферами и отраслями экономики остаются финансово-кредитная система, строительство, оптово-розничная торговля, транспорт, рыбное и лесное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, внешнеэкономическая деятельность. В условиях СВО растет преступность и в оборонно-промышленном комплексе (+4,6%, до 1,1 тыс.), и в сфере гособоронзаказа (+28%, до 348).
Коррупция на марше
Что касается уровня коррупционных преступлений в общем числе регистрируемых, то он остается стабильно высоким: 2023 год – 1,9%, 2022-й – 1,8%, 2021-й – 1,7%. В прошлом году было выявлено 36,4 тыс. таких преступлений (35,3 тыс. и 35 тыс. соответственно). Однако лишь четверть из них были совершены в крупном или особо крупном размерах.
При этом удельный вес организованных преступлений не превышает и 8% (2,5 тыс.). Из 48,6 (56,5) млрд руб. причиненного ущерба коррупционеры погасили лишь 7,9 (6,8) млрд руб., притом что стоимость изъятого у них имущества сократилась с 12,7 до 1,2 млрд, а арестованного – с 70,6 до 39,4 млрд. Конфискация имущества в этом случае тоже не панацея, так как назначается судами крайне редко.
В структуре коррупционной преступности, как и прежде, преобладают взяточничество (ст. 290–291.2 УК РФ), различные мошенничества, служебный подлог и коммерческий подкуп. Однако доля мелкого взяточничества в общей массе таких фактов стабильно превышает треть. Вместе с тем с 2,8 до 3,4 тыс. увеличилось число коррупционных деяний, совершенных в ходе реализации нацпроектов и федеральных программ, а также с 1 до 5 преступлений, связанных с цифровыми валютами.
Оценивая показатели экономической и коррупционной преступности, необходимо учитывать высокий уровень их латентности. Ежегодно органы прокуратуры выявляют более 1 млн искажений данных уголовно-правовой статистики, допускаемых правоохранителями при учете преступлений, в том числе указанных видов. Однако большинство из них привлекаются за это лишь к дисциплинарной ответственности. Также не следует забывать и об отсутствии заявлений от потерпевших, давно разуверившихся в возможностях правоохранителей или опасающихся мести со стороны преступников, а также об избирательности отечественного правосудия, когда к уголовной ответственности привлекаются далеко не все из преступивших закон.
Fashion-индустрия среди наиболее пострадавших от теневиков отраслей, доля контрафакта в ней достигает 17%. Фото PhotoXPress.ru |
Что же касается объемов теневой экономики, то здесь все куда сложнее. Ненаблюдаемая экономика включает в себя скрытую деятельность – производство и обращение товаров и услуг, разрешенных законом, но скрываемых (полностью или частично) от налогообложения; нелегальную деятельность – производство, обращение и использование запрещенных товаров и услуг (наркотики и оружие, проституция и азартные игры). Подсчитать обороты указанных сфер весьма проблематично.
Сейчас при корректировке ВВП на «операции, не наблюдаемые прямыми статистическими методами» (в 2022 году – 11,5% ВВП) Росстат выделяет лишь две категории: теневые операции всех юридических лиц (2,7%) и все операции неформального сектора, включая продукцию, произведенную домохозяйствами для собственных нужд (8,7%). Однако существуют и альтернативные оценки теневой экономики в России.
Как подсчитали эксперты РБК, доля нелегальной продукции за последние четыре года выросла на 58% в текущих ценах – с 3,1 трлн в 2020 году до 4,9 трлн руб. в 2023-м (или 10,1% всей розничной торговли). Причинами столь динамичного прироста стали западные санкции, легализация параллельного импорта, рост инфляции, мораторий на проверки бизнеса, развитие маркетплейсов и онлайн-торговли в целом.
Наиболее пострадавшими от теневиков отраслями стали fashion-индустрия, косметика и парфюмерия, табачные и никотиносодержащие изделия, где доля контрафакта достигает 17%. Нелегальная продукция обладает низким качеством и может быть небезопасной для здоровья, особенно если речь идет о лекарствах, детских товарах, продуктах питания, алкоголе и табаке.
Суммарный объем налога на добавленную стоимость (НДС), недополученного федеральным бюджетом от нелегального оборота промтоваров в 2023 году, достиг 976,9 млрд руб., или 13,6% текущего объема поступлений НДС.
Деньги на вывоз
«Объемы подозрительных операций с признаками вывода денежных средств за рубеж в прошлом году составили 31 млрд руб., что всего на 15% меньше, чем в 2022 году», – подсчитали в ЦБ РФ. В качестве основания для вывода денежных средств за рубеж, как и прежде, использовались авансовые платежи за импортируемые товары без их последующего ввоза на территорию России (57%). Объемы банковского обналичивания снизились лишь на 6%, до 59,5 млрд руб. Снижение обналичивания вне банковского сектора (транзитные операции высокого риска, направленные на безналичную компенсацию наличной выручки, «продаваемой» третьим лицам торговыми и туристическими компаниями, платежными агентами) было более существенным: на 21%, до 23 млрд руб. Основной спрос на теневые финансовые услуги, как и ранее, был в строительстве, торговле и сфере услуг.
«В минувшем году ликвидировано 10 теневых площадок с оборотом 28 млрд руб., установлено 25 их организаторов и около 700 заказчиков их услуг. Средний оборот таких площадок вырос с 1,5 до 1,9 млрд руб. Совместно с банками удалось предотвратить вывод в теневой оборот 370 млрд руб. Кроме того, было получено более 200 тыс. сообщений о подозрительных операциях с цифровой валютой на 26 млрд руб.», – сообщается в ежегодном докладе Росфинмониторинга.
Выводы и надежды
Вышеперечисленные проблемы, безусловно, снижают инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность национальной экономики. В этой связи системное противодействие экономической организованной преступности и коррупции, а также сокращение объемов теневой экономики за счет налоговых льгот являются ключевыми факторами улучшения инвестиционного климата.
Надежду на изменение сложившейся ситуации дает не только принятие обновленных стратегических документов в сфере экономики, но и своевременная корректировка отраслевого законодательства в целях устранения содержащихся в нем пробелов и коррупциогенных норм.
Также необходима полноценная реализация многочисленных федеральных/региональных антикриминальных (антикоррупционных) программ, щедро финансируемых из бюджета и оказывающих влияние на экономические процессы во всех федеральных округах страны.