Академик Моисеев заинтересовался вопросами самоорганизации материи после открытий, сделанных учеными копенгагенской школы физики еще в 1930-е годы. Фото РИА Новости
Известный российский и советский ученый, академик РАН и АН СССР Никита Николаевич Моисеев в последней работе «Универсум. Информация. Общество», опубликованной в 2001 году, сформулировал основные положения теории самоорганизации универсума. В этой монографии Моисеев сделал существенное замечание для науки в целом: познание механизмов самоорганизации составляет суть всех фундаментальных наук без исключения.
У врат Истины
Это замечание, сделанное ученым в начале работы, по сути, открывает дорогу к принципиально новому подходу в науке, который носит название «современный рационализм». Очевидно, современное общество, в том числе его научный слой, еще находится на стадии перехода от классического рационализма к современному. В связи с этим актуальной становится фраза основателя кружка любомудров Ивана Одоевского, которую привел Н.Н. Моисеев в одной из работ: «Хотя рационализм нас подвел к вратам истины, но не ему будет суждено их открыть».
Эти слова были сказаны около двух веков назад. Но только сегодня можно утверждать, что путь к современному научному знанию окончательно открыт, в том числе с помощью теории самоорганизации универсума.
Справедливости ради, следует заметить, что тема процессов самоорганизации природы и общества получила описание чуть более 100 лет назад в работе философа, экономиста, ученого-естествоиспытателя А.А. Богданова «Тектология. Всеобщая организационная наука» (трехтомное издание выходило в 1910–1920-х годах). Именно организационная точка зрения позволяла Богданову находить общие закономерности в возникновении, развитии и исчезновении сложных системных объектов не только в физике, химии, биологии, но и при изучении явлений индивидуальной психики человека и общественных феноменов.
В начале ХХ века, будучи марксистом по убеждению, Богданов тесно сотрудничал с РСДРП. Однако в силу разногласий с В.И. Лениным он был вначале исключен из Большевистского центра, затем из ЦК партии, постепенно отошел от политической деятельности. В советское время его работы были преданы забвению.
Академика Моисеева к вопросам самоорганизации материи подвигли открытия, сделанные учеными копенгагенской школы физики, которыми будущий ученый интересовался, будучи студентом Московского государственного университета еще в 30-е годы прошлого века. Некоторые из них получили наименование принципов, как, например, принцип дополнительности Бора: для описания сложных систем и явлений требуется не один, а несколько научных языков. Если предположить, что окружающий мир представляет собой синтез сложных систем, начиная от элементарных частиц и заканчивая цивилизациями, то вполне очевидно, что для описания этой квазисистемы требуется множество научных языков.
Современный рационализм
Если в период доминирования законов и принципов классического рационализма для изучения окружающего мира был необходим монодисциплинарный подход, оставлявший огромное поле реальной действительности непознанным, то современный рационализм с междисциплинарной и трансдисциплинарной методологией охватывает это поле. Меняются наши прежние взгляды на окружающую действительность.
Так, в рамках современного рационализма нет четких границ между материей и энергией, между живой и неживой материей. А при описании субъектом объекта они оба меняются во времени.
Никита Моисеев особое внимание обращает на то, что при переходе от одного уровня организации материи к другому возрастает не только сложность системы, но меняется и ее качественное содержание. Так, молекулы воды качественно отличаются от самой воды, а качественные характеристики и свойства нейронов головного мозга человека принципиально отличаются от характеристик и свойств мозга в целом. Тем не менее взаимосвязь и функционирование этих уровней обеспечиваются системами обратных связей между ними.
Развитие универсума, берущее начало от возникновения относительно простых уровней организации материи, – хотя термин «простой уровень» носит весьма условный характер, – сопровождалось переходом к более сложным, длилось сотни миллионов лет. Н.Н. Моисеев этот процесс описывает в работе «Современный рационализм», в которой касается механизмов перехода от одного уровня к другому и закономерностей перехода.
Очевидно, самоорганизация в сфере неживой материи (академик В.И. Вернадский называл этот уровень «косным миром») подчиняется закону сохранения вещества и энергии. Происходящие процессы можно описать с помощью законов физики и химии.
Сам же закон сохранения вещества и энергии справедлив для всех уровней организации материи, по мере усложнения которых он приобретает также более сложный характер. В живом мире этот закон реализуется посредством гомеостазиса живых организмов, с возрастающей степенью сложности при переходе от одного уровня самоорганизации к другому. При этом процессы самоорганизации живой материи подчиняются дарвиновской триаде (изменчивость – наследственность – отбор).
Особый интерес представляют процессы самоорганизации живых организмов как сложных систем, объединенных в еще более сложные системы. В этой матрешке начальный биогенный уровень совершает переход к психогенному, далее – к социогенному и завершается культурным.
Эти четыре уровня, характерные наглядностью, с которыми человечество сталкивается в процессе практической деятельности и учитывает либо, наоборот, не принимает во внимание, создают непрерывные проблемы и противоречия.
Так в процессе миграции представителей этнокультурных групп из стран Африки, Азии, Ближнего Востока в страны Западной Европы возникают постоянные конфликты и противоречия в связи с этнокультурной несовместимостью последних с коренным населением стран Запада. Разрешение этих противоречий зачастую не имеет конструктивного решения.
Техногенные аспекты
Системы обратных социальных связей, начавшие формироваться около 3 млн лет тому назад с выходом австралопитека из тропического леса в саванну, сопровождались изменением размеров его мозга. Это превратило нашего предка из достаточно хилого существа в энергичного, агрессивного хищника, намного превосходившего энергией травоядных предшественников. Саванна нарушила процесс его равновесного развития, принудила к более активному развитию зачатков интеллекта, появлению способностей к изготовлению орудий труда и овладению огнем.
Эта способность вызвала взрывное развитие человека и человеческих сообществ, получившее название микролитической революции. Она привела к очередной бифуркации – прекращению (или по крайней мере стабилизации) биологического развития и переходу к социопсихологическому его этапу.
Социопсихологический и затем культурный этап развития сопровождался технологическими периодами развития, получившими названия каменного века, бронзового, железного. Непрерывно повышалась производительность труда, рос прибавочный продукт. А это, в свою очередь, сопровождалось переходом на новые уровни самоорганизации общества.
По мере технологического развития периоды перехода от одного уровня развития общества к другому непрерывно сокращались. Так, если между микролитической и неолитической революциями прошло примерно 50 тыс. лет, то между неолитическим этапом развития и современным технологическим – всего 10 тыс. лет. Причем от начала промышленной революции до информационной проходит всего 300 лет. Очевидно, это связано с появлением феномена, получившего название коллективного разума, который в рамках самоорганизации общества выполняет доминирующую роль.
Но если обратные связи в области технического, технологического развития ведут к синтезу межстрановых отношений посредством ТНК, на долю которых приходится более 30% производственных мощностей и более 40% мирового ВНП, то в области этнокультурных отношений искусственное объединение зачастую приводит к межцивилизационным конфликтам, противоречиям и войнам.
Биогенный фактор
Изучением взаимосвязей человека с остальной частью природы занимаются сегодня многие отрасли знания. Очевидно, что это наиболее сложные виды взаимосвязей, которые имеют место на более низких ступенях развития живых организмов. Причем эти взаимосвязи, начиная от живой клетки, постепенно, по мере перемещения по лестнице иерархического развития, не только усложняются, но и повторяются.
Вряд ли кто-то подсчитывал количество взаимосвязей человека с биосферой. Возможно, оно стремится к бесконечности, если этот подсчет начинать с молекулярного уровня. Биосфера как сложная саморазвивающаяся система весьма неоднородна в своих частях. Следовательно, человеческие популяции в этих частях значительно отличаются друг от друга. Эти отличия формируют разные типы не только на биологическом, но и на психологическом и социокультурном уровнях. Цивилизационные признаки, присущие всему человечеству, делающие представителей различных культур похожими, сходными друг с другом, имеют лишь внешнее выражение. Внутренне они сформированы и функционируют по-разному.
Это обстоятельство объясняется разницей в восприятии пространства, которое каждый из живущих на Земле ощущает, воспринимает и затем представляет посредством нервной системы, состоящей из мозга и сенсорных систем. Каждая из них – аудиальная, визуальная, кинестетическая – по-своему воспринимает пространство. Но универсальный, наиболее емкий характер восприятия принадлежит кинестетической системе, поскольку в процессе эволюции живых организмов она возникла первой, отвечала за многофакторные внешние воздействия окружающей среды. Она же в процессе дивергенции живых организмов стала источником возникновения визуальной и аудиальной сенсорных систем.
Восприятие пространства живыми организмами – качество, возникшее на этапе их появления и дальнейшего развития, тесно связано с особенностями окружающей среды как объекта взаимодействия с ними. Разница в восприятии диктовалась разницей экологических характеристик среды, влиявших на нервную и эндокринную системы организмов в процессе их возникновения и развития.
Другими словами, живые организмы, объединенные в группы и обладающие сходными качествами, функционировали в пределах каналов собственной эволюции. Усложнение взаимодействия с окружающей средой требовало непрерывного развития инструментов этого процесса. В итоге на определенном этапе произошел переход от рефлексных форм взаимодействия к пострефлексным. Это создало предпосылки для появления простейших форм мышления и зачатков психологии в поведении живых существ.
Сегодня ни для кого не секрет, что такими свойствами обладают все высшие животные, существующие на Земле. Очередной скачок в эволюции, позволивший одной из ветвей человекообразных обезьян стать на путь превращения в человека, характерен тем, что этот процесс происходил в рамках нескольких каналов эволюции, ставших основой для развития культур и цивилизаций. Произошел процесс, характерный для всего универсума: объединение более простых форм организации материи дало скачок возникновению их более сложных структур.
Главным инструментом кинестетической системы в восприятии пространства человеком является его соматическая нервная система, а непосредственным объектом восприятия – сам человек, с помощью этой системы задающий алгоритм восприятия окружающего его пространства.
Таким образом, различия в таком восприятии зависят от морфологии нервной системы каждого индивида в отдельности. Сама же морфология, обусловлена генетически, что обеспечивает преемственность поколениям каждой из существующих культур.
Интегральная способность
Восприятие пространства позволяет человеку в процессе его предметной деятельности создавать объекты третьей природы, которые несут на себе печать культурного своеобразия. В процессе глобализации эти культурные различия хотя и уходят на второй план, но сохраняются в моделях поведения человека, в предметной и творческой деятельности.
Обладая интегральной способностью воспринимать пространство, кинестетическая репрезентативная система человека способна реагировать на химические, физические раздражители. Она же воспринимает вкус и запах, характер поверхности предметов, геометрию пространства, где он находится.
Геометрию пространства воспринимают визуальная и в ряде случаев аудиальная система человека. Однако глубинные основы этой способности были заложены ранее в кинестетической системе живых организмов в процессе их дивергенции, еще не имевших ни органов зрения, ни слуха. В подтверждение этого можно напомнить, что феномен ощущения и восприятия пространства кинестетической репрезентативной системой человека присущ людям, не имеющим зрения.
В эпоху цифровизации восприятие пространства представителями различных культур и цивилизаций можно разделить на несколько групп.
Линейное трехмерное восприятие пространства присуще представителям евро-антлантической цивилизации, с образцами которого чаще сталкиваются жители мегаполисов во всем мире.
Нелинейное трехмерное восприятие пространства свойственно восточнославянской цивилизации. Причина нелинейного восприятия связана с высокой динамикой окружающей природной и социальной среды. Последнее обстоятельство позволило русскому философу Николаю Бердяеву высказать идею, что у русских слабо развито чувство формы. С точки зрения всего вышесказанного Бердяеву можно возразить: чувство формы в русской культуре имеет хорошо развитые, но отличные от европейских способы выражения.
Наиболее яркое восприятие динамики нелинейного пространства можно обнаружить в скульптурном и художественном творчестве отечественных мастеров. Скульптурное творчество Сергея Конёнкова, Веры Мухиной, многих других русских и советских скульпторов служит подтверждением этого вывода. Александр Бенуа среди русских художников особо выделял работы Василия Сурикова, великолепно отражавшие динамику пространства в картинах «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова». Особая динамика присутствует в картинах Ильи Репина, художника-баталиста Василия Верещагина, Карла Брюллова, Александра Дейнеки.
Репрезентативные системы человека, находясь в иерархической зависимости, функционируют в интегративном режиме, поскольку возникали у живых организмов в строгой последовательности. Основой служила кинестетическая система. Такое интегративное функционирование репрезентативных систем существенно влияет на мышление человека.
Логика мышления индивида в нелинейном трехмерном пространстве обязательно учитывает движение объектов и предметов в нем. Поэтому в русском языке – большое число существительных отглагольного происхождения, взаимосвязь между которыми не всегда явно прослеживается. И как подтверждение этой динамики – наличие падежей, характерное для русского, украинского, белорусского языков и нехарактерного для европейцев. Так, в студенческой аудитории вопрос, что общего между словами «сосновый бор», «головной убор», «столовый прибор», «деревянный забор», «естественный отбор», как правило, вызывает затруднение. И лишь после объяснения, что эти существительные – производные от глагола «брать», проясняется суть вопроса.
Отсутствие падежей в большинстве европейских языков свидетельствует о линейном, трехмерном восприятии пространства, в котором динамика играет менее существенную роль.
Не менее интересным представляется восприятие пространства и различных его форм представителями культур Юго-Восточной Азии – оно является многомерным. И это нашло отражение в архитектурном облике культовых сооружений (пагоды), в иероглифической письменности, в отсутствии европейского стиля в изображении человека.
Во всех трех случаях особенностей восприятия пространства лежит одна общая причина: геометрия пространства, характерная для предметной и творческой деятельности представителей различных культур, зависит от морфологии их нервной и особенностей эндокринной систем.
В конечном счете это своеобразие отразилось в техногенной области деятельности человека. Промышленный конвейер был изобретен и активно применялся в промышленно развитых странах Европы и Америки; луноход для исследования поверхности Луны был создан советскими инженерами; антропоморфный робот, внешне напоминающий человека, появился в Японии.
Таким образом, движение как процесс в силу различий биогенного характера его носителей формирует различие в мышлении представителей этнокультурных групп.