Владимир Францевич Станис отличался способностью увлечь яркими выступлениями, основанными на потрясающей убежденности в правоте своего дела. Фото РИА Новости
Наставникам,
хранившим юность нашу…
А.С. Пушкин. 19 октября
Его наставником была война
Ректор (1970–1993) и президент (1993–2003) Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Владимир Францевич Станис родился в г. Нежине в семье военнослужащего и учительницы. В детстве переезжал вместе с семьей из одного города в другой по месту службы отца. Окончил девять классов в г. Харькове. В июне 1941 года вместе с Киевским артиллерийским училищем, где служил его отец, семья переехала в г. Вольск.
В феврале 1942 года ушел 17-летним добровольцем в Красную армию, но через полгода его отправили с фронта учиться во 2-м Киевском артиллерийском училище, после чего в звании лейтенанта он был направлен на Сталинградский фронт и воевал в ранге командира взвода 1103-го пушечного полка 62-й армии под командованием легендарного маршала В.И. Чуйкова.
После Сталинградской битвы был назначен командиром батареи 172-го гаубичного полка 134-й артиллерийской бригады и в составе 6-й Гвардейской артиллерийской дивизии прорыва Главного командования участвовал в боях на 2-м Прибалтийском фронте. В начале 1945 года, получив тяжелую контузию, был демобилизован. И буквально набросился на учебу. За 2,5 месяца экстерном окончил 10-й класс и поступил на экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, который окончил с отличием в 1950 году. Пошел работать и одновременно поступил в аспирантуру МГУ. Стал кандидатом наук, а через 19 лет – и доктором экономических наук. Работал в МГУ, в г. Барнауле, в Высшей политической школе в г. Ханое (Вьетнам), на кафедре политической экономии, председателем объединенного профкома МГУ, заместителем секретаря парткома МГУ, в аппарате ЦК КПСС, был заместителем министра высшего и среднего специального образования СССР.
С 1970 года в течение 23 лет возглавлял Российский университет дружбы народов, а затем посвятил еще 10 лет университету в качестве президента РУДН, будучи при этом бессменным заведующим кафедрой политической экономии экономического факультета. С 1973 года был бессменным председателем Общества дружбы СССР – Бангладеш. Избирался неоднократно (восемь созывов) депутатом Московского совета депутатов трудящихся.
Себя считал личностью совершенно обыкновенной. Самая дорогая память о войне – медаль «За оборону Сталинграда». О военных днях он рассказывал так: «Мы знали, что лично каждый и все вместе – должны выстоять. В этом смысле мы были похожи друг на друга: работали, честно выполняли свой долг, свое дело. Обычная работа на войне».
Другой характерной чертой его поколения он называл способность не раздумывая браться за самое трудное, самое нужное для Родины дело. Его любимой песней была песня В. Баснера и М. Матусовского «С чего начинается Родина» из кинофильма «Щит и меч».
Ответственность и доверие
Владимир Францевич воспитывал в университете своих преемников. Лучшим выпускникам, отличникам, прошедшим школу интернационализма и профессионального управления в ИССО, комсомольской организации, интеркомиссиях, он предлагал остаться работать в университете. Это была большая честь! Он любил и высоко ценил наш университет, подчеркивая: «Нигде в целом мире вы не найдете больше такой многонациональной семьи, основа взаимоотношений ее членов – дружба, верное чувство локтя и солидарность».
Вспоминает президент РУДН, академик РАО, доктор физико-математических наук Владимир Михайлович Филиппов: «Владимир Францевич отличался мощным организационным потенциалом, способностью увлечь своими яркими выступлениями, основанными на потрясающей убежденности в правоте своего дела, за которое он поистине боролся... Для Владимира Францевича святым был учебный процесс. Он строил свою работу так, чтобы как можно меньше отвлекать профессорско-преподавательский состав от выполнения своей главной миссии – отдавать все свои силы и знания делу подготовки специалистов высокой квалификации для нашей и зарубежных стран. Он многократно при каждом удобном случае подчеркивал, что мы готовим штучный товар и мы в ответе за его качество.
Несмотря на то что у него всегда было огромное количество своих дел и забот, он никогда не пропускал мимо себя человеческие судьбы. Очень многих помнил, следил за их развитием, ненавязчиво, но внимательно, чтобы вовремя поддержать, не ожидая просьб о помощи. Так, аккуратно, за руку, но не за ручку, он вывел в жизнь сотни воспитанников университета».
Владимир Францевич чувствовал и понимал молодых, никогда не отвергал их мнение, любил останавливать студентов в коридорах, на улице, чтобы поговорить не с трибуны, искренне интересовался их делами. Он считал, что молодежь ценит искренность, единство слова и дела, что двуличие людей, которые говорят одно, а думают другое, потребительский подход к жизни особенно губительно действуют на молодые умы. Он подчеркивал: «Возрастной барьер исчезает, когда есть общая тема для разговора, а ее всегда можно найти, если есть общие дела». По его мнению, в разговорах с молодежью не должно быть запретных тем, наоборот, надо искренне и открыто обсуждать все, в чем возникает сомнение или непонимание, только тогда возникает доверие.
В общении он всегда предлагал сразу приступить к делу. Понимал, знал, как важна поддержка, и никогда не забывал позвонить, если понимал, что может подсказать или поправить. Сотрудникам он не уставал повторять, что любая работа требует заинтересованности, ответственности, понимания задач, чуткого отношения к тем, кем ты руководишь. Как-то на ректорате при утверждении педагогического состава университетского детского пионерского лагеря имени Ю.А. Гагарина он попросил начальника лагеря рассказать о каждом из педагогов и вожатых.
Вспоминает заведующий кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации Института русского языка РУДН доктор филологических наук Владимир Павлович Синячкин: «В 1981 году, будучи студентом второго курса, я отправился работать с детьми в пионерский лагерь. Когда утверждали наш педагогический коллектив, Владимир Францевич говорил нам: «Этот лагерь уникален; в нем отдыхают дети сотрудников нашего университета, и от того, каких детей мы воспитаем, будет зависеть будущее нашего университета и всей нашей страны». Владимир Францевич любил повторять, что Университет дружбы народов начинается с наших детей. Он часто приезжал к детям вместе с ветеранами Великой Отечественной войны, считая это своим долгом, чтобы ребята знали, в какой стране мы живем, с какими людьми общаемся, что эти люди сделали для всего мирового сообщества. Это были регулярные встречи. Владимир Францевич давал напутствие всем нам: быть настоящими людьми, дорожить дружбой, верить в миссию нашего университета. Он был уверен в том, что сначала нужно воспитать человека, а потом – сделать из него профессионала».
Главной миссией университета он считал не столько предоставление профильного образования, сколько создание условий для впитывания и бережного культивирования таких понятий, как дружба, взаимопомощь и наставничество. Нас, студентов, поощряли оказывать всяческое содействие иностранным студентам, заниматься с ними, знакомить их с русским языком и русской культурой. Уже тогда, до массовых исследований в области межкультурной коммуникации, Владимир Францевич понимал, насколько важно чуткое, эмпатичное отношение к обучающимся и их постепенное введение в мир русского слова. Это было по-настоящему теплое, человечное отношение друг к другу представителей разных культур, которые хоть и были «чужими», но никогда не становились чуждыми. Прививать иностранным студентам любовь к русской культуре было для него настолько органичной идеей, что можно было считать ее базисной в его целеполагании.
Как и Томмазо Кампанелла, В.Ф. Станис считал самой главной задачей общества воспитание детей. Он был убежден в том, что дети должны быть поставлены обществом в абсолютно равные условия, и говорил: «Не надо жалеть денег, чтобы у всех детей была одинаковая форма, общее государственное питание. Чтобы не было пищи для ростка зависти в ребячьем сердце: у него есть, почему же нет у меня? Пусть потом эти дети будут различаться своим отношением к труду, уровнем способностей, степенью полезности обществу. Но в детстве они должны быть равными во всем – от большого до мелочей».
Принцип равных возможностей был отработан им на приемных экзаменах следующим образом. За несколько дней до первого экзамена он якобы заболевал и оставался дома, чтобы не быть вынужденным взять кремлевскую «вертушку». Ответственный секретарь приемной комиссии отправлялся в постоянные деловые разъезды по разным учебным корпусам и факультетам для проверки и подготовки к приемным экзаменам. Так продолжалось до вечера первого экзаменационного дня (тогда первым экзаменом у всех был профильный предмет), когда все «протеже» получали заслуженные, в том числе и неудовлетворительные, оценки.
Общаться на равных
Главными принципами в воспитании студентов и работе с ними, близкими идеям А.С. Макаренко, В.Ф. Станис считал веру в молодых, доверие и требовательность. Он считал, что студентов, как и детей, не следует ограждать от серьезных жизненных проблем, так как, наоборот, они должны все знать и понимать, чтобы общаться на равных. Жизнь университета он стремился организовать на таком взаимопонимании, чтобы каждый человек отвечал за свою работу и за весь университет в целом.
Владимир Францевич искренне переживал за молодых людей, наблюдая, что «вещизм» захватил тогда определенную часть не только молодежи, но и более старшего поколения. Как профессиональный политэконом, он во многих проблемах видел их экономическую природу. Так, за вещизмом он видел проблему товарного фетишизма, когда за отношениями вещей скрываются, по его словам, другие отношения, вещам приписываются качества, им несвойственные, и уже не вещи служат людям, а люди – вещам. Владимир Францевич был убежден в тяжелом вреде вещизма, который, по его мнению, ведет к эгоизму, зависти, двуличию, воровству, а за внешним блеском скрывается «тусклый» человек, в погоне за вещами сам себя обедняющий.
Вспоминает главный редактор «Независимой газеты» Константин Вадимович Ремчуков: «Первый раз я встретился с Владимиром Францевичем на ректоратской комиссии при зачислении в Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Он лично общался с поступающими, смотрел на них, слушал… Владимир Францевич спросил меня о спорте, очень удивился и обрадовался моему первому взрослому разряду по футболу. Однако по поводу жизни в университете он сразу обозначил приоритеты: учеба, интернациональная работа, спорт. Именно в такой последовательности.
Убежденность Владимира Францевича действовала очень впечатляюще. Он был искренне и твердо уверен в том, что говорил.
Поступив в университет, я начал работать в интеркомиссии Юго-Восточной Азии. Все свои студенческие годы я играл в футбол на первенство УДН за факультет и за сборную университета на первенство Москвы. Всегда в радость, никогда – в ущерб учебе!
Четкая иерархия приоритетов, доброжелательность в общении, ответственность – важные черты личностной идентичности Владимира Францевича.
На четвертом курсе я пришел на спецсеминар Владимира Францевича по «Капиталу» Карла Маркса. По шесть часов в субботу – это была единственная возможность для ректора уделить время педагогике – в числе пяти слушателей я дискутировал с Владимиром Францевичем, учился у него интеллектуальному общению, умению логически обосновать свое мнение и отстоять его. Владимир Францевич эмоционально будил в нас потребность осмыслить Маркса в современных условиях.
Ну и, наконец, будучи аспирантом, я прошел школу Станиса по применению научной методологии к анализу реальных экономик развивающихся стран. Владимир Францевич горячо и убежденно отстаивал свой подход к признанию многоукладности в экономике как способа реалистического управления развитием стран социалистической ориентации».
Ритм и режим
Владимир Францевич хорошо понимал, что активная работа требует хорошего здоровья, которое неразрывно связано с правильным питанием и спортом. Он настаивал, чтобы все студенты в обеденный перерыв именно обедали. На обязательной встрече с только что поступившими в УДН студентами он заканчивал свою речь так: «Каждый день вы должны начинать с гимнастики и завтрака. Каждый день в обеденный перерыв вы должны именно обедать. Ведь ваше здоровье – это ваши оценки, ваше настроение, а значит, настрой всего университета». В то же время как ректор он требовал от сотрудников, чтобы они поддерживали спортивную форму, не распускались, чтобы не потерять работоспособность. Сам он был страстным волейболистом и позднее теннисистом и приглашал в спарринг-партнеры нерадивых преподавателей, забывших о себе. Эту спортивную бодрость он стремился сохранить до последних дней.
Спорт помогал Владимиру Францевичу поддерживать бодрость духа, концентрацию воли и организацию жизни. Он считал, что человек должен жить в определенном ритме и режиме, в который должны входить все элементы развития – умственного, физического и эмоционального: «Надо организовать себя, составить режим, который обеспечит ваш жизненный ритм. Каждый день – обязательно занятия спортом, самостоятельная умственная работа, причем в определенные часы».
Не сдаваться!
Авторитет Владимира Францевича был велик и абсолютно органичен. И именно потому, что он был честен и щедр, прежде всего душевно, был открыт и неравнодушен. Ему все было интересно. И в других он ценил интерес к людям и окружающей жизни. Из этого общего интереса формировалось неравнодушие к судьбам других народов, к событиям международной жизни.
Его наставнические заветы все выпускники РУДН имени Патриса Лумумбы запомнили и сделали своими: «Что бы ни случилось – не сдавайтесь! Жизнь может временно выбить вас из привычного ритма. Главное – возвращаться к нему снова и снова!»
Как и все прошедшие войну, он остро чувствовал ценность жизни и необходимость ее беречь. «Все живое, – говорил он, – требует развития, а значит, постоянного движения. Ритмичная тренировка мозга создает постепенное количественное накопление информации, которое в какой-то момент по законам диалектики превратится в качественные изменения. Вот почему так важно постоянное совершенствование».
Его жизнь была нелегкой. Может быть, поэтому его мудрые мысли стали афористически точными и глубокими: «Счастье – это ощущение своей нужности людям, полезности делу, которому служишь. Несчастье – разочарование в людях». Да, если он убеждался, что обманулся в человеке, было очень горько и обидно.
Ему было присуще обостренное чувство справедливости, благодарности и уважения. Так, на одном из совещаний он резко прервал оратора, высказывавшего обвинения в адрес предыдущего ректора, основателя УДН С.В. Румянцева: «Прекратите хаять предыдущее руководство! Оно сделало великое дело – создало такой университет! А вы что хотите? Чтобы мы стали Иванами, не помнящими родства?» Забыть о своем прошлом – одно из самых страшных наказаний для человека, по мнению В.Ф. Станиса.
Он всегда верил в красоту каждого человека и самоотверженно боролся за нее, буквально выращивая эту красоту в душах людей. Часто повторял своему окружению: «Главное – люди, надо уметь прощать ошибки, беречь людей!» И сам был иногда очень трогательным и наивным. Дружил с университетской профессурой и по-семейному обменивался поздравительными открытками к праздникам по почте. Так, в семье одной из университетских династий – врачей Соковых – до сих пор хранятся такие открытки, подписанные супружеской четой Станис. Как-то увидел большую мягкую игрушку, корову, сшитую в кружке пионерского лагеря. Расхохотался, как ребенок, долго не мог остановиться, погладил корову по лбу и в каждый следующий приезд обязательно ее навещал.
Он искал, открывал и поддерживал все таланты и способности студентов и сотрудников. Как-то на концерте в честь ветеранов Великой Отечественной войны я сыграла Рахманинова и в затихающих аплодисментах услышала рокочущий баритон В.Ф. Станиса: «Галочка, а сыграй нам Шопена!» Да, это был его любимый композитор! Владимир Францевич никогда не скупился на похвалы, если только было за что. Для него это было самым дорогим удовольствием – подчеркнуть лучшее в человеке. Так, не торопясь и не форсируя события, Владимир Францевич учил нас стремиться к красоте и сам остался для нас по-настоящему красивым и мудрым другом и жизнелюбом.
Государство, которому беззаветно служил Владимир Францевич Станис, высоко оценило его заслуги. Он был награжден 8-ю орденами, 13-ю медалями, а от правительства Республики Бангладеш – специальной грамотой и Почетным знаком за выдающиеся заслуги в области формирования национальных кадров и образования Народной Республики Бангладеш. Но самое главное – это то, что его образ и его идеи хранятся и живут в сердцах сотен тысяч людей – выпускников и сотрудников Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Об этом очень точно сказал В.М. Филиппов: «Владимир Францевич Станис – это человек, который нас воспитал. Для нас он был Педагог с большой буквы. И наше счастье, что мы были вместе с ним».