0
21051
Газета Идеи и люди Печатная версия

24.06.2024 16:41:00

Духовный отец социал-демократии

Эдуард Бернштейн и его альтернативная концепция марксизма

Борис Романов

Об авторе: Борис Савельевич Романов – историк, член редколлегии журнала «Демократия и социализм ХХI».

Тэги: социал демократия, марксизм, критика, реформистская концепция социализма, эдуард бернштейн, революция, германия


111-8-1480.jpg
Бернштейн не просто пересмотрел
важнейшие положения марксизма, он заложил
основы современной социал-демократии.
Фото из Национальной библиотеки Франции
В 1964 году на праздновании 100-летия 1-го Интернационала один из деятелей Социал-демократической партии Германии Карло Шмидт назвал Эдуарда Бернштейна «духовным отцом социал-демократии». Имя Эдуарда Бернштейна в нашей стране долгие годы ассоциировалось с понятиями «ревизионизм» и «оппортунизм». Современные историки и публицисты, как положительно, так и отрицательно относящиеся к Бернштейну, нередко рассматривают его исключительно как критика ортодоксального марксизма. Эта точка зрения представляется недостаточно обоснованной. Можно утверждать, что Бернштейн не просто пересмотрел важнейшие положения марксизма, но и заложил основы современной социал-демократии.

Поиск идеологической платформы

Эдуард Бернштейн родился в 1850 году в семье берлинского железнодорожника еврейского происхождения. Трудовую жизнь начал в 16 лет банковским служащим в берлинском банкирском доме братьев Гутентаг. В возрасте 22 лет в 1872 году вступил в Социал-демократическую рабочую партию, основанную в Айзенахе тремя годами ранее выдающимся германским социалистом Августом Бебелем, и стал ее активным членом.

Свои взгляды молодой Эдуард Бернштейн формировал под влиянием идей Фердинанда Лассаля и преподавателя высшей школы в Берлине Евгения Дюринга. В 1879 году он прочитал критические замечания в адрес почитаемого им ученого в работе Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг» и с тех пор, как он сам писал позднее, стал последовательным приверженцем марксизма.

В 1878 году в Германии по инициативе канцлера Отто фон Бисмарка был принят исключительный закон против социалистов, в результате которого под запретом оказалась вся социал-демократическая партийная печать. Именно в эти годы Бернштейн стал личным секретарем издателя социалистической прессы Карла Гехберга, а с 1881 года – редактором выходившего в Цюрихе (Швейцария) еженедельника «Социал-демократ».

Это назначение состоялось после поездки Бернштейна вместе с Августом Бебелем в Лондон, где они встречались с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Бернштейн произвел на них весьма благоприятное впечатление.

Одновременно Бернштейн стал сотрудником теоретического партийного журнала «Новое время», во главе которого стоял Карл Каутский, с которым ему предстояло впоследствии как активно сотрудничать, так и ожесточенно спорить.

Под давлением германского правительства, оказанного на швейцарские власти, редакция журнала «Социал-демократ» была вынуждена покинуть Цюрих и перебраться в Лондон. Там Бернштейн начал активную работу с Фридрихом Энгельсом, одновременно вместе с Карлом Каутским он участвовал в разработке новой программы германских социал-демократов, которая была принята на съезде в Эрфурте в 1891 году.

Признанная мировоззренческая основа

Годом ранее исключительный закон против социалистов был отменен, и ограничения, наложенные на социал-демократов, перестали действовать. Как отмечает наиболее известный специалист по наследию Бернштейна в Германии доктор Хорст Хайнман, своей активностью он – наряду с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом – многое сделал для того, чтобы «марксизм стал всеми признаваемой мировоззренческой основой германской социал-демократии».

Эта программа, написанная с марксистских позиций, на многие годы стала образцом программных документов для других социал-демократических партий, в том числе и для российских социал-демократов. С принятием этой программы марксизм стал мировоззренческой основой германской социал-демократии. Владимир Ленин считал Эрфуртскую программу «образцом для всего 2-го Интернационала».

Эрфуртская программа предусматривала «превращение капиталистической частной собственности – земли, шахт и рудников, сырья, орудий, машин, транспортных средств – в собственность общественную и преобразование товарного производства в социалистическое, осуществляемое для общества и самим обществом». В ней авторству Бернштейна принадлежит вторая практическая часть, где были сформулированы конкретные требования, которые предполагалось реализовать в первую очередь в ходе политической борьбы за права трудящихся.

Бернштейн не мог появиться в Германии еще в течение 11 лет из-за действовавшего лично в его отношении судебного распоряжения об аресте по обвинению «в оскорблении его величества» в одной из газетных публикаций. До 1901 года он оставался в эмиграции и занимался в Библиотеке Британского музея, там он пришел к важным заключениям, связанным с уточнением и развитием марксистской теории.

Определенное влияние на него оказало общение с представителями британского Фабианского общества с их социал-реформистскими взглядами. Свои новые выводы он изложил в статьях, которые посылал в течение двух лет, с 1896 по 1898 год, в журнал Каутского «Новое время» в рубрику «Проблемы социализма». Затем Бернштейн собрал их и, основательно переработав, издал отдельной книгой в 1899 году под названием «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии».

Буржуазный вирус

В этой работе Бернштейн вовсе не собирался полностью отказываться от марксизма, как утверждали его оппоненты. Однако на основании изучения многочисленных статистических данных Бернштейн пришел к выводу, что ряд положений работ Маркса и Энгельса, в частности тезис об абсолютном обнищании рабочего класса и пролетаризации мелкой буржуазии, ведущей к фактическому исчезновению средних слоев общества, не находят практического подтверждения. Отсюда он сделал вывод о возможности улучшения положения трудящихся в ходе политических и социальных реформ, за которые и должны бороться социал-демократы.

Поэтому понятие классовой борьбы принимает несколько иной характер, поскольку продвижение к социализму становится возможным, по его мнению, в результате последовательной реформаторской деятельности. Он подчеркивал, что кроме классовой борьбы имеет место и сотрудничество различных социальных групп. Также критическому пересмотру со стороны Бернштейна подверглась марксистская теория прибавочной стоимости.

Бернштейн считал, что политика социал-демократии не должна руководствоваться перспективой «предстоящей великой социальной катастрофы», а стать и в теории тем, «чем она сегодня действительно является: демократическо-социалистической партией реформ». Успех, по его мнению, заключался скорее в мирном продвижении, когда привилегии буржуазии уступают демократическим организациям, чем в ожидании катастрофического крушения.

Эти выводы отчасти вытекали из критики Бернштейном диалектики Гегеля, игравшей важную роль в марксизме, по его мнению, оппоненты не учитывали, что эволюционное развитие никак не исключает качественные революционные изменения и скачки, носящие катастрофический характер.

Книга Эдуарда Бернштейна вызвала бурную реакцию среди деятелей 2-го Интернационала и подверглась резкой критике в рядах германских социал-демократов, в первую очередь со стороны его старого товарища Карла Каутского.

Уже через год после ее выхода Каутский опубликовал работу «Бернштейн и социал-демократическая программа». Исходным пунктом разногласий являлось положение о закономерном движении к социализму через этап социальной революции. Каутский подчеркивал, что социал-демократия остается революционной партией, поскольку ее программа предусматривает завоевание политической власти рабочим классом и радикальное преобразование существующей социально-экономической системы. Также он критиковал утверждения Бернштейна, о том, что материалистическое понимание истории в марксизме ведет к фатализму.

На партийных съездах несколько раз ставился вопрос об исключении Эдуарда Бернштейна из партии. В 1903 году партийный съезд в Дрездене по предложению Каутского официально отмежевался от позиции Бернштейна. С резким осуждением ревизионизма Бернштейна выступил Георгий Плеханов, а немецкая социал-демократка Роза Люксембург утверждала, что Бернштейн занес в рабочее движение «буржуазный вирус». Известие об этой книге докатилось до Сибири, где находившийся в ссылке в селе Шушенском молодой Владимир Ульянов (Ленин) организовал коллективное письмо протеста против данной работы Бернштейна.

Путь созидания

По мнению исследователя Хорста Хайнмана, в предисловии к восьмому изданию книги «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» «Бернштейн заложил теоретический фундамент реформистской концепции социализма не путем тотального разрыва с марксизмом, но путем пересмотра устаревших марксистских теорий, тем самым оставаясь в рамках марксистской традиции».

В работе «Возможен ли научный социализм?» (1901) Бернштейн формулирует свои представления о путях теоретического обновления марксизма. Он считает необходимым разделить понятия науки о социализме и идеологической доктрины, поскольку идеология, в отличие от науки, не может быть совершенно объективной и неизбежно содержит элементы утопизма. Бернштейн также стремился к интерпретации социалистических принципов на основе этического идеала, опираясь на философию Иммануила Канта.

Приписываемая Бернштейну широко известная формула «конечная цель – ничто, движение – все» на самом деле выглядела несколько иначе: «То, что социализм называют конечной целью, для меня ничего не значит, движение – это все». По смыслу это одно и то же – ориентация на практическое продвижение к социально справедливому обществу. Однако этот тезис вовсе не означает, что социального идеала не существует, ибо невозможно двигаться вперед в политике, не имея идеологических ориентиров.

«Новый строй, принципиально отличающийся от буржуазного, – писал Бернштейн, – должен быть достигнут путем созидания, а не насилия, путем реформаторской работы по совершенствованию старого строя, прежде всего на пути укрепления и расширения демократии». Социализм Бернштейн определял как кооперативный общественный строй в условиях широкой демократии.

Также Бернштейн утверждал, что тезис «Манифеста коммунистической партии» о том, что «пролетарии не имеют своего отечества», устарел, а рабочий по мере развития демократических институтов все больше становится полноправным гражданином своего отечества.

Важным вкладом Бернштейна в теорию социализма были практические выводы об утопичности установок марксистской социал-демократии по замене регулярной армии всеобщим вооружением народа, отмирания государства и институтов парламентаризма.

Его перу также принадлежит биография Фердинанда Лассаля, идеолога народного государства, взгляды которого также оказали серьезное влияние на мировоззрение Эдуарда Бернштейна.

Антивоенный радикализм

После возвращения на родину Бернштейна в 1902 году избрали депутатом в рейхстаг. Он занимался парламентской работой до 1918 года. Несмотря на теоретический ревизионизм, в котором его справедливо обвиняли оппоненты, в области практической политики Бернштейн занимал достаточно левые и даже во многом радикальные позиции. В 1904 году он оказался сторонником всеобщей забастовки, призывал к революционной пропаганде в войсках.

В начале Первой мировой войны Эдуард Бернштейн, хотя и не сразу, осудил «патриотическую» линию руководства СДПГ, поскольку пришел к заключению, что Германия ведет не оборонительную, а империалистическую войну и встал на позиции левых социал-демократов. В июне 1915 года в соавторстве с одним из лидеров партии Хуго Хаазе и Карлом Каутским написал обращение, направленное против войны.

Фактически Бернштейн стоял на позициях, близких к антивоенному радикальному манифесту левых социал-демократов, сформулированному на международной конференции в Циммервальде в сентябре того же года. За эту антивоенную позицию его исключили из фракции СДПГ в рейхстаге.

Эдуард Бернштейн вместе с Карлом Каутским, Хуго Хаазе, Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург создали Независимую социал-демократическую партию, отколовшуюся в 1917 году от СДПГ, которая выступала с революционных позиций и требовала экспроприации крупного капитала. В НСДПГ существовали расхождения по отношению к парламентаризму. Левое крыло партии выступало за диктатуру пролетариата в форме Советов, опираясь на российский пример.

В ходе ноябрьской революции в Германии 7 ноября 1918 года Курт Айснер (НСДПГ) провозгласил в Мюнхене создание Баварской советской республики. Поначалу независимые социал-демократы наряду с представителями СДПГ входили в состав общенационального германского правительства, сформированного после победы революции, однако в конце декабря 1918 года народные уполномоченные от НСДПГ под влиянием революционных настроений части рабочего класса покинули его.

После того как НСДПГ раскололась и наиболее революционная ее часть вышла из нее, создав на основе группы «Спартак» Коммунистическую партию Германии, Бернштейн покинул НСДПГ и, возвратившись в СДПГ большинства, выступил с резкой критикой «радикальных вождей», в первую очередь Карла Либкнехта. Он принимал участие в работе правительства, занимаясь вопросами социализации имущества.

Когда в январе 1919 года произошло восстание рабочих Берлина под руководством «спартаковцев», правительство народных уполномоченных во главе с Фридрихом Эбертом, сформированное из членов СДПГ, использовало силы офицерского корпуса для его подавления, в ходе которого были убиты Роза Люксембург и Карл Либкнехт.

Таким образом, порвав с левыми радикалами, Эдуард Бернштейн оказался в одной партии с «кровавой собакой» Носке. Именно так называли противники военного министра социал-демократа Густава Носке, организовавшего подавление восстания, в том числе силами добровольческих отрядов (фрайкоров), сформированных из фронтовиков и студентов, многие из которых были носителями правых антиреспубликанских взглядов.

Впоследствии Носке эволюционировал вправо и стал сторонником консерватора генерала Пауля фон Гинденбурга, избранного в 1925 году президентом Веймарской республики. А в марте 1920 года часть этих добровольческих отрядов приняла участие в неудавшемся военно-фашистском мятеже генерала Каппа, более известном как Капповский путч.

К новому обществу

Бернштейн был депутатом рейхстага Веймарской республики с 1920 по 1928 год и выступал с экспертизами по вопросам налоговой политики. Он оказался одним из немногих немецких депутатов, признавших вину Германии за возникновение Первой мировой войны.

В 1921 году вышла его работа, посвященная анализу революции в Германии. В ней Бернштейн утверждал, что умеренный характер ноябрьской революции 1918 года, устранившей остатки феодализма, связан с достигнутым в Германии уровнем демократии, а большевизм называл специфически русским явлением, определенным господствующими в России традициями абсолютизма, при котором применялись самые суровые меры принуждения и гнета. Он считал, что не только в России, но и в Германии не созрели объективные условия для перехода к социализму.

В 1921 году Бернштейн принял участие в разработке новой программы партии в Герлице, в которой нашли отражение многие его теоретические выводы. Однако через четыре года под влиянием его оппонента Карла Каутского была принята программа, в которой произошла, по мнению исследователей истории немецкой социал-демократии, «реставрация ортодоксальной марксистской концепции социализма».

Как писал Вилли Брандт в предисловии к сборнику программ СДПГ, в предшествующий период до принятия программы в Бад-Годесберге в 1959 году партия «теоретизировала по Каутскому, а действовала по Бернштейну». Заслуга СДПГ в этих действиях состояла в борьбе за парламентскую демократию в 1920-е и в начале 1930-х годов в условиях наступления на нее справа – со стороны национал-социалистов и слева – со стороны коммунистов.

В то же время следует заметить, что в период Веймарской республики социал-демократы непосредственно участвовали в управлении государством, входя в состав ряда правительственных кабинетов и, следовательно, несли свою долю ответственности за катастрофу германского парламентаризма в 1933 году. Теоретики германского социал-реформизма оказались не готовы к экономическому кризису 1929 года, они не смогли предложить немецкому народу программу реформ, как это сделал, например, Франклин Рузвельт в США. Занимаясь бесплодной борьбой с Компартией, немецкие социал-демократы потеряли существенную часть своего электората.

В 1922 году была опубликована лекция Бернштейна «Социализм прежде и сейчас. Спорные вопросы социализма в истории и современности». Историк и теоретик современной германской социал-демократии Томас Майер в работе «Конструктивный социализм Бернштейна» сделал вывод, что он не только пересмотрел теорию Маркса, но и сформулировал собственную альтернативную концепцию социализма.

Эдуард Бернштейн скончался 8 декабря 1932 года в Берлине. Многие его идеи нашли свое отражение в деятельности послевоенной германской социал-демократии, в обновлении ее идеологических принципов и в программных документах Социалистического интернационала, в частности во Франкфуртской декларации 1951 года.

Однако если в этой декларации провозглашалась доктрина демократического социализма, то в дальнейшем социал-демократия, эволюционируя в сторону политического центра, в значительной мере перешла на социал-либеральные позиции.

Эдуард Бернштейн надеялся, что в результате прогрессивных социальных реформ возникнет новое общество, своими работами он внес серьезный вклад в становление современной европейской социал-демократии и социального государства. 


Читайте также


Партии возвращаются к "народным референдумам"

Партии возвращаются к "народным референдумам"

Дарья Гармоненко

Будущий электорат стимулируют сбором подписей под различными инициативами

0
2760
Маканин – это смысл

Маканин – это смысл

Людмила Влодова

В «Булгаковском доме» наградили лауреатов конкурса «Голоса»

0
1495
Олаф Шольц потерпел историческое поражение

Олаф Шольц потерпел историческое поражение

Олег Никифоров

Германия входит в период политической неопределенности

0
3660
Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Милена Фаустова

В организации церемонии увидели подчиненность Католической церкви властям Франции

0
5338

Другие новости