Идея создания «еврейской страны» в Приамурье получила поддержку в СССР и вызвала интерес за рубежом. Фото 1930-х годов из собрания Российского этнографического музея
К началу 1920-х годов в результате погромов, голода и эпидемий в период Гражданской войны на еврейское население Советской России обрушились тяжелые испытания. Для преодоления кризиса новая власть приступила к массовому переселению из умиравших местечек десятков тысяч ремесленников и мелких торговцев на земли в основном в южной Украине и северном Крыму.
Большая задача
В 1924 году постановлением Президиума ЦИК СССР учрежден Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ). В 1925 году создано и Всесоюзное общество по земельному устройству трудящихся евреев в СССР (ОЗЕТ). Перед ОЗЕТ ставились задачи пропаганды и сбор средств в СССР и за границей.
В 1926 году на конференции ОЗЕТ председатель ВЦИК Михаил Калинин поддержал создание Крымской еврейской республики. В газете «Известия» он писал: «Евреи по воле истории привыкли жить в мягком южном климате… Поэтому в первую голову правительство стремится их расселить… в тех местах, где они живут, а также переселять в такие районы, где климат и все остальные условия не резко разнятся от их прежнего быта».
В этом Калинин видел важный этап в реализации «большой задачи» – сохранения еврейской национальности. Предварительным условием было превращение значительной части еврейского населения в «компактное население, измеряемое по крайней мере сотнями тысяч».
В еврейском землеустройстве в СССР участвовали десятки тысяч. Еврейские колонисты безвозмездно получали земельные участки, семена, породистый скот, сельскохозяйственную технику из-за рубежа. Но ряд обстоятельств не содействовал созданию еврейской автономии на юге страны. Противником проекта выступил нарком земледелия РСФСР Александр Смирнов. В феврале 1924 года он обратился с письмом в ЦК РКП(б): «Образование автономной еврейской единицы на чуждой территории из пришлых элементов явится совершенно искусственным и самым резким образом разойдется с принятым порядком образования автономных областей в СССР».
В обзорах ОГПУ той поры фиксировался рост антисемитских настроений, особенно в Крыму. Однако кампания по переселению евреев продолжалась. Созданы еврейские национальные районы на юге Украины и в Крыму. Перед началом Второй мировой войны численность евреев в Крыму была более 65 тыс., что составляло 5,8 % населения полуострова. Переселение в Крым происходило до 1938 года. Однако власти не могли игнорировать обострение межнациональных отношений, рост антисемитских настроений.
В еврейскую страну!
Весной 1927 года по предложению КОМЗЕТ организована экспедиция для обследования в качестве переселенческого фонда приамурской полосы Биробиджанского района Дальневосточного края. Этот регион советскому руководству представлялся оптимальным во многих отношениях. Слабозаселенные земли, богатые залежами графита, золота, марганцевой и железной руды, открывали возможности заняться национальным обустройством, решалась и проблема трудоустройства для многих тысяч разорившихся еврейских ремесленников, кустарей и торговцев. С ростом численности населения на дальневосточных рубежах повышалась надежность охраны государственной границы СССР. Это было важно, учитывая тот факт, что вооруженные силы Японии агрессивно действовали в соседней северо-восточной китайской провинции Маньчжурии. Принимая во внимание это обстоятельство, а также и соображения политической, экономической и пропагандистской целесообразности, в марте 1928 года ЦИК СССР принял постановление. В нем, в частности, говорилось: «Закрепить за КОМЗЕТ для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в приамурской полосе Дальневосточного края, включающих Биро-Биджанский, в следующих примерно границах: по реке Амур… и по реке Хинган… а на востоке по линии западнее г. Хабаровска... при благоприятных результатах сплошного заселения означенного района трудящимися евреями – иметь в виду возможность образования на территории указанного района еврейской национальной административно-территориальной единицы».
Идея о создании на Дальнем Востоке «еврейской страны» получила широкую поддержку в советской печати, вызвала интерес и за рубежом.
Вскоре в район железнодорожной станции Тихонькая – будущего административного центра еврейской автономии г. Биробиджан прибыли первые эшелоны с переселенцами. Со станции Тихонькая в мае 1928 года телеграфировали в Москву: «Прибывают 165 переселенцев. Срочно вышлите палатки. Люди болеют. Настроение крайне напряженное. Дайте распоряжение занять клубы, школы. Фуража и продовольствия совершенно нет. Лошади и переселенцы голодают».
В 1930 году Дальний Восток посетил писатель Виктор Финк. Он писал: «Я ехал в Биробиджан, в далекий и загадочный край между Амуром, Бирой и Биджаной, – туда, где в тайге расселяются евреи из украинских и белорусских местечек. Как-то они там?.. Искатели «еврейского счастья», изможденные герои еврейских анекдотов, еврейская голытьба, сутулая от нищеты и горя».
По дороге в еврейскую коммуну ИКОР он встретил парня, который приехал в Биробиджан и «провел здесь самый мучительный период, когда разбегались все, а оставались только фанатики. Он остался, перенес дожди, наводнение, гнус, голод, падеж скота, морозы, развал, деморализацию и склоку… Коммуна Икор состоит из 16 парней… Если бы не революция, эти парни, пожалуй, сидели бы сегодня в ешиботах и зубрили казуистику талмуда… бывшие худосочные мальчики из еврейских местечек, ставшие пастухами на Амуре… мальчишки, рожденные быть хилыми, служками в синагогах... ловили кету на стремнинах дикой Тунгуски».
Писатель не мог пройти мимо и крайне тяжелого положения, в котором оказались новоселы: «Еврей едет в Биробиджан… По положению переселенец может провести в бараке не больше трех дней… Но трехдневный срок существует только на бумаге. Люди живут в этих бараках… в них гниют по два, три месяца. Внутри барака… в невероятной скученности и грязи валяются вповалку десятки чужих между собой людей. Здесь и холостяки, и молодые женщины, и старики, и многодетные семьи с грудными младенцами. Это не переселенческий барак. Это курсы по подготовке в сумасшедший дом… Сомнения вокруг Биробиджана еще не улеглись… Процент обратничества, достигающий до 70, еще служит аргументом против биробиджанской идеи».
И все же очерки Финка отличал оптимизм: «Каждый оставшийся в Биробиджане колонист – живое свидетельство и привлекательных свойств этой страны, и могучей воли еврейской массы к труду и к жизни… если в Биробиджане осело все же 1200 человек, если значительная часть ест уже свой хлеб, если загорелось в тайге хоть несколько электрических лампочек, то экзамен выдержан».
Образование автономной области
7 мая 1934 года Президиум ЦИК СССР принял постановление о преобразовании Биробиджанского района в автономную Еврейскую национальную область с предоставлением ей всех прав, установленных советским законодательством для автономных областей, входящих в состав РСФСР. Это решение было принято, хотя численность евреев на тот момент в области составляла 8 тыс. из всего населения более чем в 50 тыс. На состоявшейся встрече с представителями московских предприятий и работниками еврейской печати Калинин заявил: «Образование такой области в наших условиях есть единственный способ нормального государственного развития национальностей… Я оптимист и думаю, что со временем создастся настоящая, хорошая, мощная еврейская область».
Во многих публикациях советские власти указывали, что учреждение еврейской автономии является коммунистическим ответом на сионистский проект в Палестине. Редакционная статья в «Известиях» от 10 мая 1934 года заявляла: «Не сладенькие разговоры о «земле обетованной», не националистический обман, а подлинную пролетарскую помощь дает страна строящегося социализма всем народам, ее населяющим, в том числе и еврейскому».
В сентябре 1935 года правительство приняло секретное постановление «Об утверждении правил о порядке въезда из-за границы в СССР трудящихся евреев на постоянное жительство в ЕАО». В нем указывалось: «Разрешить въезд из-за границы лишь лицам, принявшим гражданство СССР. Заявления о желании принять гражданство СССР и переселиться в ЕАО подаются евреями-иностранцами в Консульский отдел Полпредства СССР соответствующей страны. Необходимые заключения по заявлениям органы НКВД дают в месячный срок с момента их подачи».
К переселению допускались рабочие, служащие, кустари, имеющие квалификацию, а также земледельцы, не пользующиеся наемным трудом и физически здоровые. С 1933 по 1937 год в биробиджанский район приехало 23 300 человек, остались 13 500, что составляло почти 65% переселенцев. В 1936 году евреи составили 23% от общего населения (18 из 76 тыс.). Однако с 1937 года поток переселенцев резко сократился. К тому времени в области жили 1973 еврейских иммигранта, приехавших из прибалтийских государств, Польши, Аргентины, Франции и даже Палестины.
«Биробиджан превратили в западню…»
В область приехала дипломированная интеллигенция из Харькова, Киева и Одессы, молодые учителя, врачи, деятели культуры. В октябре 1934 года в Биробиджан из Киева был направлен историк, член-корреспондент Украинской академии наук Иосиф Либерберг. На областном съезде Советов он был избран председателем облисполкома. По его инициативе были приняты меры, направленные на развитие хозяйственного и культурного строительства. Приступила к работе созданная в 1935 году комиссия по изучению производительных сил ЕАО. Началась подготовка к проведению в Биробиджане научной конференции по языку идиш, были приняты решения по употреблению идиша наравне с русским как официального языка области. Собран и подарен библиотеками СССР и зарубежья богатейший книжный фонд еврейской литературы. В ЕАО разворачивалось большое строительство промышленных предприятий, начали работать кирпичные заводы, велось жилищное строительство, открылись артели и мастерские, учебные заведения. В 1939 году число евреев в сельских районах ЕАО достигло 4400 человек, что составляло 10% сельского населения края. В районе начали развиваться организации потребительской кооперации. Издавались две газеты на еврейском и русском языках – «Биробиджанер Штерн» и «Биробиджанская звезда», литературно-художественный и общественно-политический журнал «Форпост». Заложен базис местной промышленности, ориентированной в основном на добычу и обработку имевшихся в регионе полезных ископаемых и лесных ресурсов. Однако многое из намеченного осуществить не удалось.
Сильный удар по становлению и развитию еврейской автономии нанесли массовые репрессии. В августе 1936 года Либерберга арестовали. На закрытом судебном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР 7 марта 1937 года Иосиф Либерберг как «враг народа, немецкий и японский шпион» был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. «Биробиджанская звезда» заклеймила его как «заклятого врага», скрывшего свою контрреволюционную деятельность. Подверглись репрессиям тысячи жителей ЕАО, руководители города и области, рядовые труженики.
Не удержался в своей должности и первый секретарь обкома ВКП(б) Матвей Хавкин. В мае 1937 года его исключили из партии. В июле 1937 года арестовали. Допросы сопровождались зверскими пытками. Он был обвинен в антигосударственной деятельности, привлечен к уголовной ответственности и приговорен к 15 годам лагерей.
Ликвидирована коммуна ИКОР, в которой работало немало зарубежных переселенцев. Масштабная кампания тех лет – борьба с сионизмом. В феврале 1936 года «Биробиджанер Штерн» напечатала статью «Биробиджан – могила сионизма»: «Растет сильное влияние Советской России на мировой пролетариат и на еврейских трудящихся в капиталистических странах, особенно благодаря существованию Еврейской области… Наш Советский Союз – могила для всего капиталистического мира, а Биробиджан к тому же – могила для сионизма».
Участник и свидетель многих ярких и драматических событий в истории еврейской автономии педагог Эстер Розенталь-Шнайдерман приехала в Биробиджан в 1935 году. Она вспоминала: «Чем сильней борьба с сионизмом, тем сильней дрожат биробиджанцы: хоть бы не попасть в список подозреваемых в симпатии к сионистам». Многие были охвачены паникой и испытывали страх. Это были те, кто работал с Либербергом еще до приезда в ЕАО. Другие ожидали ареста как «японские шпионы». Это и те, кто когда-то был заподозрен близости к троцкизму. Еще одна группа – кто в свое время состоял в какой-либо еврейской партии. А еще – энтузиасты, приехавшие строить еврейскую страну из капиталистических государств. В основном они и стали первыми жертвами массового террора.
Розенталь-Шнайдерман, опираясь на собственный опыт, пришла к выводу: «Биробиджан превратили в западню, предназначенную для физического уничтожения евреев, особенно приехавших добровольно энтузиастов».
Уже к концу 1930-х годов стало ясно, что проект не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Развитию области мешала удаленность от районов основной концентрации еврейского населения и центров страны, отсутствие исторической связи с выделенной территорией, тяжелые климатические условия, ошибки планирования, скудные бюджетные ассигнования, отъезд еврейской молодежи на крупные стройки, чистки в руководстве Еврейской автономной области и среди специалистов (в том числе бывших иностранцев).
Евреи составляли явное меньшинство в ЕАО. Идея с переходом всего делопроизводства в области на идиш оказалась неосуществимой. Однако Каганович во время пребывания в Биробиджане в феврале 1936 года заявил о необходимости ускорить процесс переселения еврейских масс в область. Более того, в августе 1936 года Президиум ВЦИК отметил, что план по превращению биробиджанского района в еврейскую национальную автономию полностью себя оправдал. Надежда на возобновление массового еврейского переселения в ЕАО появилась в 1939–1940 годах в связи с присоединением Советским Союзом новых земель на западе. В 1940 году начали разработку плана по переселению в ЕАО 45 тыс. евреев-беженцев из Польши, оккупированной нацистской Германией. Но из-за недоверия властей к иностранцам эта идея не была осуществлена, а с началом Великой Отечественной войны потеряла актуальность.
Образование Еврейской автономной области в мае 1934 года стало апогеем советских территориальных начинаний по отношению к евреям. Но создать в области еврейское большинство, необходимое, чтобы считать эксперимент успешным, не удалось. По переписи 1939 года в ЕАО было не более 16% евреев, а в Биробиджане – 35%. Другой, еще более амбициозный проект – создание еврейской автономной республики – на стадию практического осуществления так и не вышел.
Робкие надежды на возрождение
После войны еврейское население Биробиджана увеличилось на треть и к концу 1948 года составляло 30 тыс. человек, достигнув максимума за всю историю области. В декабре 1945 года первый секретарь обкома партии Александр Бахмутский и председатель облисполкома Михаил Зильберштейн обратились к Сталину с просьбой оказать области социально-экономическую поддержку, а также преобразовать ее в автономную республику. Эти надежды не оправдались. Но помощь области была оказана.
В январе 1946 года принято постановление «О мероприятиях по укреплению и дальнейшему развитию хозяйства Еврейской автономной области» и в апреле – решение секретариата ЦК «О мерах помощи обкому ВКП(б) Еврейской автономной области в организации массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения». Было создано областное газетно-книжное издательство. «Биробиджанер Штерн» стала выходить три раза в неделю, а газета «Биробиджанская звезда» увеличила тираж и объем. В область в 1946–1948 годах прибыли несколько эшелонов с еврейскими переселенцами. Многие надеялись, что открывается новая страница в развитии экономики и культуры автономии. Однако в стране началась кампания борьбы с «буржуазным национализмом и космополитизмом». В феврале 1949 года прекратились передачи Московского международного радио на идише. В ЕАО были закрыты синагога, издательство, полностью прекращено преподавание еврейского языка и литературы в школах. В июне 1949 года Сталин подписал протокол заседания Политбюро ЦК «Об ошибках секретаря обкома Еврейской автономной области Хабаровского края т. Бахмутского А.Н. и председателя облисполкома т. Левитина М.Е.». Указывалось, что «руководители партийной и исполнительной власти допустили серьезные политические ошибки в идеологической работе и хозяйственном строительстве, примиренчески относятся к фактам проявления буржуазного национализма, в области орудовала группа националистов, пропагандировавших сионистско-националистические взгляды. Тов. Бахмутский в своих печатных и устных выступлениях утверждал, что Еврейская область строится и будет построена только руками евреев и пропагандируя прожектерские планы о преобразовании области в союзную республику». Бахмутский и Левитин были сняты со своих постов. Были арестованы и осуждены. В 1952 году Бахмутский был приговорен к расстрелу. Вскоре приговор заменен на 25 лет лишения свободы. По обвинению в буржуазном национализме были арестованы и многие представители немногочисленной местной творческой интеллигенции. Прекратил свою работу Биробиджанский государственный театр им. Кагановича.
Во второй половине 1950-х – 1960-е годы в центральной печати о ЕАО практически ничего не публиковалось. Лишь в 1958 году, в 25-летнюю годовщину области, вещавшее за рубеж Московское международное радио подготовило несколько передач о ЕАО. После Шестиднедневной войны 1967 года и с началом распространения эмигрантских настроений в своей пропаганде советская власть обратилась и к биробиджанской теме. Важная роль в проведении подобных мероприятий отводилась Камерному еврейскому музыкальному театру (КЕМТ), созданному по постановлению Совмина РСФСР в 1977 году. Художественным руководителем стал балетмейстер, актер и композитор Юрий Шерлинг. Первой работой театра стала опера-мистерия «Черная уздечка белой кобылице». Премьера состоялась в 1978 году в Биробиджане.
«Сохранить еврейское существование в советской действительности»
После долгого перерыва в конце 1980-х годов наступила пора некоторого оживления культурной жизни в области. Возрождалась религиозная жизнь, проводилась работа по обучению и возрождению идиша, открылся филиал Института национальных проблем образования Министерства образования и науки, работает Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН. Создан и пополняется сайт «Историческое и культурное наследие ЕАО» – наиболее полное хранилище информации об истории, культуре, экономике и социальной сфере области. Проводятся международные фестивали еврейской культуры и искусства.
В 2004 году начались богослужения в новой биробиджанской синагоге «Бейт Менахем». Кроме прихожан синагогу на экскурсиях посещают горожане и гости Биробиджана. В 2012 году возобновилось издание на русском и идише литературно-публицистического альманаха «Биробиджан». Издание осуществляется на русском и идише при поддержке правительства Еврейской автономной области. Альманах играет заметную роль в сохранении и популяризации еврейской культуры и языка идиш.
С 1990-х годов началась эмиграция из ЕАО в Израиль и другие страны. В Израиле сейчас проживает более 20 тыс. бывших биробиджанцев, многие из них поддерживают тесные связи друг с другом и со своими земляками в России.
В своих воспоминаниях журналист Григорий Винокур, работавший в 1930-е годы в ЕАО, писал: «Не нужно думать, что Биробиджан «высосан из пальца». За идею заплатили многие своей жизнью, лучшие люди… искали возможность сохранить еврейское существование в советской действительности… Биробиджан, самостоятельная страна в рамках системы советских республик… – вот это и могло решить еврейский вопрос в России».