На фото тифлокомментатор за работой. Фото сайта komivos.ru
Кино – важная часть жизни для многих людей, способ развлечься, расслабиться, узнать новое и даже наладить диалог. Однако в мире много зрителей, которые буквально не видят происходящее на экране или сцене. Им помогают тифлокомментарии.
Обычный зритель видит и слышит все, что происходит на экране. Незрячий – только слышит, а глухой – только видит, и если во втором случае могут выручить субтитры, то в первом нужно создавать дополнительные пояснения. Речь о тифлокомментариях: это специальные звуковые дорожки, которые описывают все, что происходит между репликами персонажей. Движение, взгляд, жест, даже кадр с панорамой города, главное – не мешать репликам героев, саундтреку и другим значимым звукам. Помимо кино такой формат пояснений можно встретить в театрах, в экскурсионных программах и иногда на развлекательных шоу.
Само понятие «тифлокомментирование» появилось в России совсем недавно – около 20 лет назад. Термин ввел директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийской организации слепых «Реакомп» Сергей Ваньшин в 2002 году. Чуть позже, в 2010-м, он предложил и концепцию тифлокомментирования. Иногда профессионалы используют термин-синоним – «аудиодескрипция», то есть «звуковое описание».
На развитие тифлокомментирования также повлиял проект культурно-спортивно-развлекательного комплекса Всероссийского общества слепых. Все началось около 15 лет назад, когда появились первые профессиональные аудиодорожки, которые позволили незрячим смотреть фильмы и спектакли наравне с остальными зрителями. Тифлокомментарий дает дополнительную информацию, чтобы зритель с проблемами зрения мог получить полную картину происходящего на экране. Главное правило – не объяснять то, что и так понятно.
Есть несколько типов тифлокомментария, они зависят от задач. Например, открытый – это часть основной дорожки, которую записывают вместе с основной озвучкой. Он подходит для трансляции на специальных сеансах для незрячих. Закрытый тифлокомментарий – аудиодорожка для индивидуального прослушивания в наушниках: ее записывают отдельно. Это вариант для обычных сеансов, где присутствуют другие зрители. В обоих случаях специальную озвучку пишут заранее. Но на некоторых мероприятиях используется третий вариант – прямое тифлокомментирование. То есть специалист описывает происходящее во время сеанса практически как переводчик-синхронист.
Специальная озвучка для незрячих мало где встречается: в Москве есть не более 10 кинотеатров, где доступны тифлокомментарии. В основном это сеть «Москино», а также кинотеатр «Художественный» и «Формула кино ЦДМ». На онлайн-платформах тоже иногда встречаются фильмы и сериалы со специальной звуковой дорожкой для незрячих. Обычно в таких случаях стоит пометка AD (англ. additional – дополнительно), дорожка с дополнительным описанием.
Создание тифлокомментария – длительная и трудоемкая работа, в которой участвуют сразу несколько специалистов. Авторы пишут текст, редакторы его проверяют, фокус-группа из незрячих профессионалов оценивает качество, и только потом наступает этап озвучки. Текст начитывает профессиональный диктор, а затем запись обрабатывают звукорежиссеры – чтобы дорожка была чистой, без помех и лишних звуков. При создании открытого тифлокомментария учитывается еще и уровень громкости: он должен быть одинаковым на протяжении всего фильма или спектакля. Самое сложное в озвучке для незрячих – полноценно описать происходящее, уместив при этом комментарий в паузу между репликами персонажей.
В 2017 году вышел закон об обязательном субтитрировании и тифлокомментировании полнометражных национальных фильмов. И пока индустрия приспосабливается к новым правилам, профессионалы в этой сфере организуют специальные мероприятия для зрителей с ограничениями. Например, в России первой специализированной площадкой для людей с нарушениями зрения и слуха стал онлайн-проект «Глубина резкости» на платформе Rutube.
Чтобы узнать, каково это – смотреть кино, не видя экрана, мы обратились к незрячим зрителям. «Кино я смотрю как дома, так и в кинотеатре. Очень люблю ходить в кино с друзьями или с супругом, несколько раз даже ходила одна, – говорит Юлия Васильева. – Если для фильма есть тифлокомментарий, конечно, предпочту смотреть с ним. Есть разговорные фильмы, в которых почти все понятно и без комментариев. Но там, где много действий, приходится спрашивать зрячих друзей о том, что происходит на экране. Например, недавно мы с мужем смотрели сериал дома, и было непонятно, чем он закончился. Пришлось позвонить другу, который его тоже смотрел, и уточнить подробности».
«Кино я смотрю часто и много, люблю это дело, – рассказал Павел Обиух. – Тифлокомментарием пользуюсь, когда это возможно, но это бывает далеко не всегда. Поэтому, когда специальной дорожки нет, смотрю так: по звуковому ряду можно многое понять. Сценариев просмотра в целом два: либо в кино, либо дома. Если дома, то некоторые платформы, как Apple TV, содержат много фильмов с тифлокомментариями на русском и английском языках. Разумеется, я больше люблю смотреть кино с тифлокомментариями, и это играет для меня решающую роль при выборе контента. Что касается похода в кино, в Москве очень мало залов с оборудованием для тифлокомментирования – и все они далеко от дома. Но если я захочу посмотреть какую-то премьеру, а тифлокомментария к ней нет, скорее всего это меня не остановит».
«Обычно я смотрю кино без тифлокомментариев, потому что чаще всего использую кинотеатр онлайн, где специальная озвучка не предусмотрена, – отмечает Максим Спиридонов. – Конечно, можно запускать фильм на телевизоре и параллельно включать приложение в телефоне, вот только это очень неудобно. Если бы было всегда так, как сейчас на Rutube – какие-то показы или платформа, на которой фильм с тифлокомментарием можно было бы запустить на смартфоне одним роликом, смотреть кино стало бы гораздо комфортнее. И, конечно, просмотр с тифлокомментариями гораздо интереснее: без специальной дорожки ты представляешь себе совершенно не то, что происходит на экране. А с тифлокомментарием точнее понимаешь сюжет, и фильм обретает краски. До восьми лет я видел, я знаю, как и что выглядит, так что описания для меня важны: интересно знать, как что выглядит на экране. Что касается платформы Rutube – она хорошая, но пока в плане доступности не очень комфортная».