Знаменитый Сиабский базар в Самарканде – не только символ восточного изобилия, но и воплощение сложных межнациональных отношений. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон еще в августе 2021 года предложил создать в Афганистане инклюзивное правительство с участием таджиков. Свое заявление таджикский лидер обосновал тем, что около 46% населения Афганистана – таджики, и это надо учесть при формировании нового правительства в Кабуле. Это заявление ждали сразу же после выхода войск США из Афганистана. Однако талибы (движение «Талибан» запрещено в РФ) отказываются от своих предыдущих обещаний сформировать временное переходное правительство при широком участии других политических сил страны. Сообщило об этом информационное агентство «Ховар».
Применяемое в последние годы модное латинское слово «инклюзивность» (includo) означает включение кого-либо или чего-либо в общественный процесс. «Таджики должны занимать достойную позицию в будущем правительстве Афганистана, – подчеркивалось в сообщении пресс-службы президента. – Таджикистан никогда не будет признавать никакого другого правительства, сформированного в этой стране путем угнетения и преследования, без учета позиции всего афганского народа, особенно всех его национальных меньшинств».
Подобное заявление лидер Таджикистана повторил в 2022-м и в июле 2023 года на первом саммите стран Центральной Азии и членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в саудовской Джидде.
Сложно сказать, изменилось ли это убеждение президента Таджикистана к концу 2023 года. Насколько можно понять, не изменилось, потому что на первый взгляд вроде бы ясно: если во власти нет людей разных национальностей, то перекосы в политике последуют один за другим. Тем не менее это не совсем так.
Мало кто помнит, что 60-е и середину 70-х годов XX века афганцы старшего возраста называют «золотой век», потому что Афганистаном с 1933 по 1973 год правил пуштун по национальности Мухаммед Захир Шах. Как это было принято во многих странах Востока, наследник царского пуштунского рода Дуррани династии Баракзай, король (падишах) Мухаммед Захир Шах получил высшее военное образование во Франции, хорошо знал Европу и кроме пушту владел персидским, английским, французским и итальянским языками. Прогрессивный монарх провел в стране ряд реформ, и афганские женщины получили возможность снять паранджу и учиться, включая высшие учебные заведения. Естественно, эти реформы не приветствовались частью духовенства, в июле 1973 года Захир Шах был свергнут, а Афганистан вошел в полосу войн.
Интересно, что тронное имя короля Мутаваккил Аллах Райрави Дини Матини Ислам Мохаммад Захир Шах означало, что падишах – наместник Аллаха, поборник истинной веры ислама. Историки утверждают, что Захир Шаху принадлежит фраза: «В Коране нигде не сказано, что Аллах против научно-технического прогресса, так почему с ним надо бороться?»
«Золотой век» помнят и современные российские пенсионеры, именно в те годы советские инженеры могли в одиночку, переправившись на левый берег пограничного Пянджа, добираться на такси до Кабула и ночевать в кишлаках. Многие афганцы не скрывали в то время легкое оружие – оно у афганцев было всегда. Но любой дом, где останавливался гость из СССР, считался благословенным Аллахом, а в стране были построены десятки объектов самого разного назначения. Не случайно, что и в настоящее время большинство афганцев, несмотря на людские потери, понесенные страной в 1970-е годы от советских войск, хорошо относятся к «шурави».
Похожие процессы, о которых сейчас говорит Эмомали Рахмон, происходили и в советском Таджикистане. В советской республике, разделенной на области и районы, в основном всем руководили районные комитеты Коммунистической партии. Как правило, первым секретарем избирался таджик (иногда узбек), вторым секретарем был обычно русский и третьим секретарем избирали женщину-таджичку. Вопросов это не вызывало, поскольку, по данным довольно точной переписи населения в 1989 году, таджики в республике составляли 62,3% (3 млн 172 тыс.), узбеки – 23,5% (1 млн 198 тыс.), русские – 7% (388 тыс.). Остальные 5% составляли другие национальности, причем численность киргизов – примерно 1%.
Согласно данным таджикского политолога Нурали Давлата в статье в Cabar.asia, перепись 2010 года, проведенная в независимом Таджикистане через 13 лет после гражданской войны, дала иные цифры. Таджиков стало 83,4% (6 млн 374 тыс.), узбеков – 12,2% (926 тыс.), русских – 0,5% (35 тыс.). Какова статистика в 2023 году – таких данных нет. Следует заметить, что самые крупные национальности (таджики и узбеки) с 1991 года в республике упоминались в местной прессе и прессе СНГ крайне редко. То же происходит и в наше время.
Между тем в советские годы партия коммунистов практиковала ротацию – чтобы члены КПСС на руководящих постах не засиживались. Иногда доходило до анекдотов, верить в которые дело добровольное. В одном из них говорится, как в хлопкосеющий район Таджикистана из России прислали русского коммуниста, не знающего местный менталитет. Собрали партийную конференцию, проголосовали за хорошего человека и избрали на должность второго секретаря. На другой день ему показали кабинет, и начался прием населения. Первыми зашли два пенсионера.
– Салом алейкум! Нагз ми? Саломати? Бачагои нагз ми? – протянул руку первый старик, здороваясь.
– Что он сказал? – осведомился второй секретарь у другого пенсионера, не подозревая, что на традиционные вопросы необязательно отвечать.
– Он спросил, как дела, как здоровье, как дети, – ответил второй.
– Какой ты смешной, старик! Вот же мать твою! – с улыбкой сказал второй секретарь, похлопав старика по плечу. – Ты врач, что ли? Зачем тебе знать, как мои дети?
Старики переглянулись и молча вышли. Сразу зашли к первому секретарю:
– Ты кого привез? Он ругался в адрес моей матери. Спросил, почему я не врач, но спросил о здоровье. Сказал, что не мое дело до его семьи…
История закончилась быстро: второй секретарь уехал домой. Но в связи с этой историей автору статьи вспоминается крупнейший Сиабский базар в Самарканде, где после обращения к таджику на его родном языке был получен ответ: «Да, я таджик, но по паспорту узбек». Об обратном рассказывают в бывшем таджикском областном центре Курган-Тюбе, в 2018 году переименованном в Бохтар. Часть специалистов по топонимике объясняют смену названий тюркским происхождением слова «курган».
Не секрет, что в Центральной Азии и Афганистане до сих пор сложны межнациональные отношения, да и в странах СНГ вряд ли когда-нибудь изберут президентом африканца, будь он хоть семи пядей во лбу. И в том, что после развала Советского Союза страны СНГ не развалились, тоже нет никакого секрета. И если о любой стране бывшего Союза сегодня говорят, что это государство способно выдержать любые удары по экономике, включая санкции, то государство здесь совершенно ни при чем.
В основе устойчивости государственности Таджикистана лежит то, о чем не принято говорить, – переход на рыночные отношения. Если в СССР нельзя было работать на двух работах, все регулировалось государством, то после распада Союза в странах СНГ возникли частные предприятия, группы компаний и холдинги, работают самозанятые и индивидуальные предприниматели. Даже в сложной современной обстановке эти владельцы своего бизнеса конкурируют, крутятся, работают, повышают цены и тарифы, давят возросшими ценами на слабых, но выживают. А в Афганистане ремесленники и частная собственность на средства производства были всегда.
Так что создать инклюзивное правительство в Афганистане, возможно, получится. Но даст ли это нужный результат – это еще вопрос. Дело в том, что разделить такие страны, как Таджикистан и Афганистан, на штаты, где действуют разные законы (например, в отношении свободы и равенства женщин), в обозримый период не получится.