0
25010
Газета Идеи и люди Печатная версия

25.12.2023 16:59:00

Возможно ли "спаять любовью" единство славянского мира

Славистика в новых измерениях

Элла Лаврик

Об авторе: Элла Григорьевна Лаврик – доктор исторических наук, Институт славяноведения РАН.

Тэги: славянские этносы, государства, отношения, комплексный анализ, славистика, славяноведение

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

славянские этносы, государства, отношения, комплексный анализ, славистика, славяноведение Одна из главных задач, стоящая перед славистикой, – комплексный анализ усложнения отношений между западно-, южно- и восточнославянскими этносами и государствами. Фестиваль «Славянское единство – 2022» в Брянске. Фото с сайта www.bryanskobl.ru

Славистику в целом можно определить как науку, изучающую языки, литературу, фольклор, историю, материальную и духовную культуру славянских народов. Она была и остается одним из фундаментальных гуманитарных направлений отечественной науки, которое дифференцируется в такие дисциплины, как история, литературоведение, языкознание, культурология, а также политология. В качестве синонима славистики употребляется термин славяноведение; именно он закреплен в названии академического Института славяноведения РАН – единственного в России научного учреждения, занимающегося комплексным изучением истории, культуры, литературы и языка зарубежных славянских народов. Также «Славяноведение» – название лидирующего в данной предметной области научного журнала.

Предварительные соображения

В полной ли мере это синонимы? Данным вопросом видные ученые-слависты чрезмерно не задаются, но молчат, а иногда и морщатся, если их именуют славяноведами. Невольно осознавая при этом роль параметров трансдисциплинарности и междисциплинарности своих исследований. Под первой можно подразумевать пересечение границ отдельных научных дисциплин с ориентацией на целостное видение исследуемого объекта; под второй – встречи исследователей на границах двух или большего числа предметных областей с целью поиска, приобретения и приумножения нового знания путем сочетаемости присущих им теорий и методов (или, используя ставшее модным слово, их коллаборации).

Можно попытаться обозначить термином «славистика» в большей мере проведение эмпирических исследований и интерпретацию их результатов или же изложение хода исторических процессов и событий, происходящих в славянстве, а термином «славяноведение» – целостное видение его истории, культуры и судеб. Славистика в этом плане, как представляется, ближе к «меж-», а славяноведение – к «трансдисциплинарности». К слову, в англо- и франкоязычных энциклопедиях ни первый, ни второй термины не встречаются, они ограничиваются словосочетанием «славянские языки», что, конечно же, не случайно. Лишь в справочном издании, выходившем в Германской Демократической Республике в 1975 году, термин «славистика» можно обнаружить. А вот в общенемецких энциклопедиях к нему тоже не прибегают.

Не поможет ли уяснению смысла обоих терминов обзор трех Всероссийских совещаний славистов в текущий исторический период? При их характеристике будем прибегать к первому термину – не забывая и «-ведение», то есть глубинное осмысление результатов славистических исследований самого разного характера и различного масштаба.

Cлависты совещаются

Следует заметить, что в СССР часто и «раскидисто» созывались Всесоюзные совещания славистов: 1961 год – Москва, 1963-й – Киев, 1966-й – Воронеж, 1968-й – Минск, 1970-й – Харьков, 1973-й – Львов, 1975-й – Черновцы, 1978-й – Донецк, 1982-й – Ужгород, 1985-й – Харьков, 1988-й – Минск, 1990-й – снова Москва. Просматривалось некое кольцо с центром смещения к Украине: 7 из 12 совещаний проходили на ее территории (при этом 3 из 7 – на Украине Западной). Очередной форум, проведение которого планировалось на 1992 год в Краснодаре, не состоялся.

Десятилетие спустя, в октябре 2003 года, сложную миссию возрождения прерванной традиции взял на себя Институт славяноведения РАН, на базе которого прошло первое, ставшее Всероссийским, совещание славистов «Российское славяноведение в начале XXI в.: задачи и перспективы развития». В нем участвовали 180 российских и зарубежных ученых. На этом совещании особо подчеркивалось, что в мировой науке славянский мир нужно рассматривать как единое целое, что восточные славяне составляют количественно две его трети, что «интегральное славяноведение» становится наукой, значимой для понимания национально-государственных интересов России.

Было указано, что за два месяца до этого, в августе 2003 года, в Любляне, столице самостоятельной Словении, прошел очередной 13-й Международный съезд славистов с участием 618 ученых из 37 стран, включая 70 российских. Форматы двух указанных форумов разные, но о статусе и результативности славистических исследований они свидетельствовали почти одинаково.

Через 10 лет, 5–6 ноября 2013 года, в Москве состоялось организованное опять же Институтом славяноведения РАН II Всероссийское совещание славистов, привязанное к следующим датам: 1150-летию славянской письменности и 110-летию съезда русских славистов в Санкт-Петербурге. Акцент делался на исторических исследованиях. Было представлено почти 300 научных докладов, включая 30 выступлений ученых из славянских стран (всего зарубежных – 41). При этом авторитет славистики, в первую очередь отечественной, признавался практически безоговорочно.

Фоном стал прошедший в Минске в августе 2013 года 15-й Международный съезд славистов. Остается добавить, что 16-й Международный съезд славистов состоялся в августе 2018 года в Белграде, а вот проведение 17-го, запланированного на 2023 год в Париже, было перенесено на 2025 год...

Особое внимание на съезде в 2013 году уделялось украинистике и белорусистике, а также такой предметной области, как русинистика, изучающей язык, культуру и историю русин. Они трактовались как отдельный восточнославянский субэтнос: по данным зарубежного исследователя Пола Магочи, их численность в мире на начало третьего тысячелетия достигала 1654 тыс. человек, в том числе 740 тыс. человек на Украине (650 тыс. – в Закарпатье), 620 тыс. – в США, но только 20 тыс. человек – в Канаде, в Словакии – 130 тыс.; по нескольку десятков тысяч – в Польше, Румынии, Сербии и немногим меньше – в Австралии и России. Русин изучали еще этнографы и историки Российской империи и Советского Союза, но особо активно – слависты Российской Федерации.

III Всероссийское совещание славистов, созванное Институтом славяноведения РАН, состоялось 24–26 октября 2023 года и собрало в разных форматах участия 248 докладчиков. Открылось оно приветствиями академиков РАН: секретаря Отделения историко-филологических наук РАН, академика Николая Макарова и председателя Национального комитета российских историков, академика Александра Чубарьяна. Академик Макаров поставил акцент на новых моментах синергии истории и филологии в славистических исследованиях, расширении фронта активности славистов не только в центре, но и на местах. Ученые выдвигают оригинальные идеи и реализуют новые подходы, особенно связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), отвечая на вызовы времени, но продолжая при этом традиции глубокого академизма, правомерно подчеркнул он.

Александр Чубарьян отметил, что славистикой история охватывается со времен древности и до наших дней, дополняясь исследованиями языка и культуры, а отечественное славяноведение по ширине охвата и глубине исследований сравнимо только с востоковедением. Особо было подчеркнуто, что деятельность мировых славистических центров характеризуется форсированным продвижением одних исторических тем и замалчиванием других. Что касается славистики отечественной, то здесь нельзя не отметить притока в нее молодых и весьма перспективных исследователей. Тем самым укрепляется ее статус как устоявшейся академической дисциплины с вектором постоянного обновления.

Заведующий кафедрой истории южных и западных славян истфака МГУ им. М.В. Ломоносова Геннадий Матвеев подчеркнул, что нынешние удары по славистике извне не первые и не последние, равно как и успешные попытки их отражения. Один из таких ударов – свертывание работы комиссий российских историков и историков славянских стран. Но фронт исследований в принципе неуничтожим – ведь изучал Жан-Франсуа Шампольон иероглифы, а Юрий Кнорозов письменность майя на большом историческом и пространственном расстояниях.

Директор Института славяноведения РАН Константин Никифоров выделил пять периодов развития отечественных славистических исследований. Первый начался с 1835 года учреждением кафедры славянских литератур в четырех университетах страны, лишь пять лет спустя аналогичные кафедры появились в Париже и Лейпциге. Он длился до 1860-х годов.

Во втором периоде славянский вопрос обсуждался в ракурсе не только языкознания, но и истории. Характерно проведение II Славянского съезда в Москве в 1867 году, один из участников которого, поэт и дипломат Федор Тютчев так сформулировал в написанном три года спустя стихотворении «Два единства» славянскую идею, противопоставив ее западной: «Единство, возвестил оракул наших дней, / Быть может спаяно железом лишь и кровью…» / Но мы попробуем спаять его любовью,/ А там увидим, что прочней…» Подъем внимания к славянскому вопросу наблюдался и в конце 1870-х годов – во время Русско-турецкой войны.

В третьем периоде развития славистики с 1890-х годов по 1917 год резко увеличилась роль Академии наук, особенно Отделения русского языка и словесности, члены которого составили славу мировой славистической науки в целом. С 1917 по 1946 год можно говорить скорее о существовании, чем о развитии славистических исследований.

Их подъем в четвертом периоде с 1946 по 1989 год связан с деятельностью Института славяноведения АН СССР (5 из 6 его руководителей – историки и один – филолог), наладившего плодотворные связи с зарубежными академическими и университетскими центрами.

Пятый период начался в 1989 году с крушением социализма в славянских странах и появлением деформаций неакадемического характера в славистике. Но также с поиском и закреплением новых направлений ее развития. Образовался, по слову Владимира Волкова, в то время директора Института, «сплошной фронт славяноведения» в связи с интенсификацией научных исследований в области украинистики и белорусистики. В 2003–2023 годах было опубликовано 607 научных книг, то есть за каждый год в среднем по 60. А если к этому прибавить проведение примерно по 40 ежегодных научных мероприятий, то образуется некая «золотая сотня» ежегодных достижений отечественной славистики. Она постоянно развивается на фоне столь же постоянных ламентаций о ее упадке, а то и смерти. Свойственный же ей академизм всегда преодолевал навязываемые разнородные идеологемы, особенно когда нацизм пытался спаять единство Европы «железом» танков и «кровью» в основном славянских народов.

Не с меньшими испытаниями славянская идея, а вслед за этим и славистика встретились после 1989 года, тоже противостоя попыткам насильственного единения Европы «железом» – самолетами над Югославией и «кровью» сербского народа.

Не прошло и четверти века, как для этой идеи наступили новые испытания в связи с противостоянием России и Украины на фоне противоборства России и Евроатлантики. Это в особой степени побуждало к проведению углубленных научных исследований в рамках славистики исторической и даже политологической направленности.

Можно по этому поводу вспомнить посыл французского историка Марка Блока, в соответствии с которым незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего, но столь же тщетны попытки понять прошлое, если не представляешь настоящего. Посыл этот, не теряющий своей актуальности, значим для анализа тенденций прошлой и текущей истории, включая историю языка и литературы, динамику культурного развития, составляющих весомую часть обсуждений на встречах славистов каждого времени и любого ранга.

На славистику возлагается задача не только сохранения, но и оживления общей памяти о своей культуре и истории каждого славянского народа. Она реализуется и через перманентную реконструкцию идей славянского единения, и в ходе обращения к историческим реалиям прошлого, и главным образом через научные исследования теоретического и эмпирического характера. Их образцы и были явлены на III Всероссийском совещании.

Отменить невозможно в принципе

Трансдисциплинарная и трансграничная славистика незадолго до III Всероссийского совещания подверглась торпедированию со стороны ангажированных политиков ряда славянских стран. Это проявилось, в частности, в форсированном свертывании работы совместных двусторонних комиссий историков, осуществлявших миссию интенсификации славистических исследований по самым сложным проблемам прошлого и настоящего.

И здесь интересна активность одной из наиболее крупных и плодотворно работавших комиссий историков двух славянских стран. Она была учреждена в 1969 году как советско-польская, а после 1989 года переформатировалась в Комиссию историков России и Польши. Комиссия работала после 2014 и 2022 годов с большими сбоями, а на одной из секций III Всероссийского совещания приобрела новый формат: прошло заседание ее российской части с заявленной темой: «Социально-политические движения в истории России и Польши». Действительно, что может помешать отечественным, равно как и польским, ученым исследовать их сходства и различия на дистанции и вопреки неакадемическим запретам?

На заседании выступил директор Института российской истории РАН Юрий Петров. Он выявил в своем сообщении диалектику своеобразия и единства славянских народов в прошлом и настоящем. Борис Флоря осветил роль дворянского и городского сословий в XVII веке – времени противостояния Московской Руси и Речи Посполитой. Доклад заведующего кафедрой истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова Геннадия Матвеева был посвящен рабочему и крестьянскому движению в Польше в межвоенный период – не без воздействия примера СССР… В работе комиссии приняли участие слависты из разных городов России и Белоруссии; вряд ли ее материалы обойдут вниманием историки Польши.

Отдельного сюжета заслуживает судьба советско-чехословацкой комиссии историков, которая в конце 1980-х – начале 1990-х годов выдержала удар, связанный с распадом двух социалистических федераций – СССР и ЧССР. Тогда ее работа была полностью свернута. Потребовались гигантские усилия по возобновлению деятельности в новом формате: преодоление в первую очередь финансовых сложностей в разгар дефолта в РФ (автору настоящей статьи, проработавшей в качестве ученого секретаря комиссий в 1985–1989 и 1993–1999 годах, известно это не понаслышке). Неоценимую роль в воссоздании Комиссии историков и архивистов Российской Федерации и Чешской Республики сыграли те, кто еще в годы Второй мировой войны стоял в едином строю в борьбе с фашизмом. Это академик Григорий Севостьянов, фронтовик и орденоносец, а также Вилем Пречан, тоже орденоносец, причем самый молодой из чехов, получивший государственную награду за помощь словацким партизанам. Весомый вклад в воссоздание этой комиссии внес и первый председатель ее чешской части, известный историк Франтишек Яначек, подвергавшийся преследованиям после заката Пражской весны, но не терявший веры в настоятельность и плодотворность научных связей между учеными двух славянских стран.

Комиссия плодотворно работала в период 1994–2021 годов, пережив второе свертывание своей активности под воздействием ангажированных евроатлантизмом политиков. Все же и на этот раз дело не дошло до «окончательного решения» – по крайней мере хотя бы единичные доклады чехов и словаков, а также болгар и хорватов на III Всероссийском совещании славистов представлены были. Не говоря уже о большем числе докладчиков из Сербии и Германии.

Но будущее комиссий… Как там говорилось в названии американского фильма: «Миссия невыполнима»? Добавлю от себя: почти невыполнима. Приведу историческое свидетельство: сотрудничество советских ученых с учеными славянских стран и ранее, в 1920–1930-е годы, представлялось невозможным и недопустимым, но вот в 1941 году был образован Всеславянский комитет, затем совместные исследовательские группы, а позже – как упоминавшиеся в статье, так и другие комиссии. Они, по моему убеждению, будут работать и в будущем, обсуждая – в ряду других проблем, – по каким причинам и какими способами их работа прерывалась. Отменить же их невозможно в принципе.

Заключительные суждения

Побуждением к дальнейшим размышлениям о старых проблемах славистики на новый лад могут служить два разнородных, но крайне масштабных по своему воздействию процесса.

Первый – настоятельная необходимость комплексного анализа направляемого извне усложнения отношений между западно-, южно- и восточнославянскими этносами и государствами, включая всплеск разобщенности между двумя крупнейшими восточнославянскими народами. Для обозначения конфликтов между и внутри этих этносов и государств пригодились разработанные американцами политические технологии (сценарии «цветных революций») Джина Шарпа, едва ли не впервые апробированные в Югославии, а слово тюркского происхождения «майдан» (слово и языка сербского) оказалось востребованным.

Второй – усиливающаяся имплантация новейших ИКТ в славистические исследования, поднимающих на новый уровень многие лингвистические исследования.

Нельзя сказать, что признаки того и другого процессов не проявлялись ранее. Ведь были как обагренные кровью противостояния между сербами и хорватами, так и «бархатные» разводы между чехами и словаками. Перед отечественной наукой стоит задача в полной мере задействовать потенциал славистики в русле именно исторических исследований на грани с политологическими. Конечно, не снижая темпов исследований языка и литературы, этнографии и культуры славянских народов, но и наращивая их.

Предстоит с опорой и на славистические исследования объяснить, почему сегодня чешская правящая элита стремится соревноваться с элитой польской за первенство в русофобских инициативах; почему чешский премьер гордится тем, что ему удалось наладить сотрудничество с Германией в производстве тяжелых вооружений, опираясь на, казалось бы, преданные вечному забвению образцы такого сотрудничества с нацистской Германией. В этой ситуации завет «спаять любовью» единство славянского мира выглядит горьким сарказмом. Неприемлемость подобного рода политики демонстрировала лишь Сербия и недавно начала проявлять Словакия. Этот феномен славистам надлежит изучать с особой тщательностью.

Что касается второго процесса, то одним из пионеров внедрения ИКТ в славистику был академик РАН Вячеслав Иванов, сотрудник Института славяноведения РАН. Он, к примеру, заложил традицию изучения когнитивных механизмов функционирования языка даже на уровне структур мозга – достаточно вспомнить его труд об асимметрии мозга и знаковых систем на материале славистических исследований. Будет прогрессировать с введением новых исследовательских процедур, связанных с ИКТ, и лексикография, которая также получает новые импульсы развития по линии таких направлений, как история идей, история понятий и история ментальностей.

Указанный двойной прорыв лишний раз позволяет утверждать настоятельность исследования старых проблем славистики. Более того, требование их рассмотрения на новый лад усложняет как процедуры анализа, так и обоснованность прогнозов. Это крайне актуальная проблема в предельно усложняющемся мире и знаний о нем – денотата и номината, если прибегать к категориям современного науковедения.


Читайте также


Бизнес просит определить условия деприватизации

Бизнес просит определить условия деприватизации

Михаил Сергеев

Государство собирается менять взаимоотношения с предпринимателями

0
3030
Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 03.03.25

0
6967
Единства Запада в поддержке Украины больше нет

Единства Запада в поддержке Украины больше нет

Геннадий Петров

Трамп, поссорившись с Зеленским, озадачил своих союзников в Европе

0
6790
Ташкент и Исламабад создают Совет стратегического партнерства

Ташкент и Исламабад создают Совет стратегического партнерства

Виктория Панфилова

Узбекистан и Пакистан собираются провести Форум регионов

0
5014

Другие новости