Протест «желтых жилетов» стал особым явлением: его нельзя отнести ни к традиционным, ни к новым социальным движениям. Фото Reuters
Разговор о протестных движениях в современной Франции, как правило, начинается со студенческих выступлений 1968 года. Более чем за полвека, прошедшие с тех событий, во Франции наблюдались три волны, три типа протестных движений. До 1968 года преобладали традиционные для индустриального общества выступления, направленные на реализацию социально-экономических требований трудящихся. События 1968 года символизировали исторический переход от индустриального к постиндустриальному обществу, тогда же появились новые социальные движения. С начала 2000-х годов мы стали свидетелями социальных движений нового поколения, в основе которых лежит борьба за расширение индивидуальных свобод.
Протестные движения индустриального типа
Такого рода протесты нацелены на отстаивание социально-экономических требований, их организаторы – профсоюзы, а главная движущая сила – рабочий класс.
С конца сентября 2022 года на нефтеперерабатывающих предприятиях «Эксон Мобил» и «Тоталь» начались забастовки. Бастующие во главе с профсоюзом ВКТ требовали увеличения заработной платы в связи с ростом инфляции и получением компаниями сверхдоходов. Во Франции в течение нескольких недель наблюдались перебои с горючим, остановились школьные автобусы, врачи не могли оказывать скорую медицинскую помощь.
К традиционным движениям протеста можно отнести и движение против пенсионной реформы, предполагающей увеличение возраста выхода на пенсию с 62 до 64 лет. В начале января 2023 года проект правительственной реформы был представлен в Национальное собрание. Серьезных дебатов не последовало, поскольку депутаты от леворадикальной «Непокоренной Франции» фактически блокировали дискуссию.
Обсуждение пенсионной реформы проходило на фоне массовых протестов. Улица пыталась оказать давление на парламент. В первый всеобщий день протеста 19 января на улицу вышло более миллиона человек, такой мобилизации Франция не помнила многие годы. С начала 2023 года восемь крупнейших профсоюзов страны совместно провели 13 всеобщих дней действий. Вновь остановились нефтеперерабатывающие заводы, энергетики снизили подачу энергии потребителям, частично была остановлена работа воздушного и наземного транспорта. Протесты против реформы проходили не только в мегаполисах, но и в средних и малых городах. Против реформы выступало большинство французов (70%).
Окончательное голосование в нижней палате парламента должно было состояться 16 марта. В этот день премьер-министр Элизабет Борн объявила об использовании статьи 49.3 Конституции, позволяющей принять закон без голосования парламента. Решение властей изменило содержание протеста: до 16 марта французы отстаивали свои социальные права, после 16 марта они выдвинули политические требования. В общественных дискуссиях встал вопрос о легитимности применения статьи 49.3: 78% французов считали ее использование нелегитимным. В день, когда было объявлено о применении этой статьи, на улицы Парижа и других французских городов вышли десятки тысяч человек. На этот раз французы протестовали против процедуры принятия пенсионного закона. Тем не менее закон был принят и с 1 сентября вступил в силу.
Новые социальные движения
Эти движения были порождены постиндустриальным обществом и получили развитие в 1970–1980-е годы. Их изучением во Франции в течение десятилетий занимались ученые, представляющие социологическую школу Алена Турена. Французского теоретика постиндустриального общества не стало летом этого года. До последних дней – ему было 97 лет – он продолжал научную деятельность, писал и участвовал в дискуссиях.
Главными субъектами новых социальных движений стали представители среднего класса, которых волновали социетальные проблемы: равные права женщин и мужчин; состояние экологии и сохранение биоразнообразия; права и сохранение языка и культуры различных регионов. Судьбы новых социальных движений сложились по-разному: одни сохранились и получили развитие в последующие десятилетия (женское и экологическое); другие «растворились», как это произошло с антиядерным движением, которое влилось в экологическое; третьи заглохли (регионалистское).
Экологическое движение имеет широкую поддержку в современной Франции. В стране существует множество экологических ассоциаций, которые стремятся внести свой вклад в экологический переход. Ими регулярно проводятся акции от заплыва экологистов в Сене до захвата земли, порчи имущества и экоатак на произведения искусства в музеях. Во втором десятилетии XXI века недалеко от Нанта, в Нотр-Дам-де-Ланд, экологи и местные жители выступили против строительства аэропорта. Активисты прибегли к самозахвату территории, они создали на ней «охраняемую зону», где занимались экологическим сельским хозяйством. В январе 2018 года власти отказались от проекта аэропорта, а вскоре эвакуировали «охраняемую зону».
В 2023 году «экотерроризм» получил новое развитие. В марте произошли события в Сен-Солин (департамент Deux Sèvres), где было начато строительство водозаборных сооружений, предназначенных для ирригации крупных сельскохозяйственных угодий. В выступлениях участвовали тысячи человек – фермеры, представители профсоюзов, местные жители. Однако тон задавали радикально настроенные активисты, пришедшие на акцию вооруженными «коктейлями Молотова». Выступление закончилось жестким противостоянием радикальных экоактивистов с силами правопорядка.
Это не означает, что все экологические акции сопряжены с насилием. Так, 14–17 апреля 2022 года экологисты развернули лагерь на Больших бульварах в Париже. В акции приняло участие около полутора тысяч человек. Движение машин в этой части Парижа было заблокировано: в течение трех дней на Больших бульварах люди занимались йогой, устраивали концерты, проводили собрания, обсуждали проблемы изменения климата с учеными-экологами.
В книге «Франция, какой мы ее видим» социолог Жером Фурке и географ Жан-Лоран Кассели пишут о большой роли пандемии в утверждении экологического сознания. Действительно, в настоящее время 95% французов обеспокоены состоянием окружающей среды.
Социальные движения нового поколения
Эти движения ориентированы на либерализацию нравов и расширение индивидуальных прав и свобод. С начала 2000-х годов, считает эксперт, «открылись новые пути эмансипации». Возникло новое понимание прав человека, связанное с его индивидуальной свободой. Среди движений нового поколения характерный пример – новое феминистское движение Me Too (#MeToo). Главными акторами социальных движений нового поколения являются выходцы из средних классов. Тем не менее их отличает высокий уровень представительства высших социально-профессиональных групп, творческой, интеллектуальной, политической элиты. Эти люди преимущественно проживают в больших городах.
Новый феминизм отличается от традиционного феминизма тем, что обосновывает особые мужскую и женскую идентичности, культивирует в мужчинах чувство вины за то, что они мужчины и уже в силу этого агрессивны. Этому движению удалось привлечь внимание общества к проблемам насилия в семье, сексуального насилия, и в этом его несомненная заслуга. Парадокс в том, что сами представительницы нового поколения феминисток, выступая против сексуального и домашнего насилия, используют агрессивные методы.
Аналогичная ситуация складывается в новом антиколониальном движении, которое пришло во Францию вместе с культурой отмены (cancel culture) из США. Его сторонники культивируют в белых людях чувство вины за века колонизации. В их понимании белый человек виновен уже в том, что родился белым. Это движение, как и новый феминизм, крайне агрессивно. Достаточно сказать, что во французских университетах на протяжении последних лет создавались ассоциации, которые объединяют людей по цвету кожи. Белым французам в них вход запрещен, а если и разрешен, то они не имеют права голоса. Молодые специалисты, выходцы из этих кругов, полагают, что белые французы не имеют права работать по темам, касающимся колонизации.
Социальные движения нового поколения – сетевые. Их участники ориентированы на проведение отдельных акций, перформансов, которые привлекают журналистов и мгновенно распространяются в соцсетях. Социальные выступления принято оценивать с точки зрения численности их участников и интенсивности протестов. Число участников этих движений невелико, но сами движения имеют большой общественный резонанс и широкую поддержку в СМИ.
К прочим особенностям социальных движений нового поколения можно отнести: мерцательную динамику (они вспыхивают, когда где-то возникает проблема, а затем затухают); глобальный характер; нетерпимость к иному мнению, эти люди считают себя носителями высших ценностей, а всех противников именуют не иначе как «врагами человечества». Но самое главное состоит в том, что в отличие от первых двух типов движений они чаще всего увенчиваются успехом, поскольку пользуются поддержкой политических, интеллектуальных, медийных элит во всем мире.
Достаточно посмотреть на принятые во Франции законы, расширяющие индивидуальные права граждан. В 2013 году был принят закон об однополых браках, этим людям предоставлено право усыновлять детей. В последующие годы во Франции была разрешена смена пола и использование процедуры вспомогательной репродукции для союзов двух женщин или одиноких женщин. В 2020 году принят закон, позволяющий регистрировать детей, рожденных за границей от суррогатных матерей, хотя в самой Франции суррогатное материнство запрещено.
Во Франции традиционно существует глубокий раскол между обществом и политической элитой. В настоящее время этот раскол приобретает культурно-ценностный характер. Элиты, как и высшие страты среднего класса, выступают за расширение индивидуальных свобод, тогда как значительная часть французов (68%) считает, что Франции нужны сильная власть и порядок, а не предоставление новых свобод. Этот раскол серьезно угрожает целостности французского общества.
Нетипичный протест «желтых жилетов»
Особое место в протестном движении современной Франции принадлежит движению «желтых жилетов», которое не относится ни к традиционным, ни к новым социальным движениям. Его можно квалифицировать как «революционное движение без революции» (Андрей Коротаев). Это был продолжительный массовый протест, который не ставил своей целью свержение существующего политического режима. Участники движения, как правило, не имели опыта участия в протестах, не стремились создать собственную организацию и поддерживали горизонтальную форму отношений. Инструментом мобилизации впервые в таком масштабе стали социальные сети.
Движение, по определению географа Кристофа Гиллюи, стало протестом «обычных людей», которые не вписались в глобальную экономику и устали от неустроенности собственной жизни. Им надоели скудные условия существования и ощущение, что они находятся на обочине жизни. «Желтые жилеты» страдали от социальной и экономической депривации, то есть невозможности жить в соответствии с нормами, сложившимися в обществе потребления. Триггером развития движения стал рост цен на дизельное топливо. Но за этим фактом скрывались острейшие социально-экономические проблемы периферийной Франции, о положении которой политики до недавних пор не задумывались.
Государство потратило 10 млрд евро на то, чтобы «залить» государственными деньгами социальный протест, однако проблемы «желтых жилетов» решены не были. Президент Эмманюэль Макрон, чтобы затушить социальный пожар, организовал Большие дебаты, тем самым желая продемонстрировать, что значительная часть французского общества готова вести диалог с властью. Начавшаяся в 2020 году пандемия COVID-19, продлившаяся два года и сопровождавшаяся карантинами, положила конец этому движению.
Протестные движения в неблагополучных кварталах
Еще одно трудно классифицируемое движение протеста – городские восстания, возникающие в неблагополучных кварталах. Во Франции их называют quartiers sensibles, или кварталы, требующие повышенного внимания. Хорошо запомнились протесты 2005 года, когда погибли преследуемые полицией два подростка, спрятавшиеся в трансформаторной будке. Тогда пригороды столицы полыхали в течение трех недель, было объявлено чрезвычайное положение, более 4 тыс. человек арестовано. В последующее десятилетие (2005–2015) французское государство потратило на восстановление разрушенной городской инфраструктуры огромные средства – 48 млрд евро. За последние четыре года неблагополучные кварталы получали в среднем по 10 млрд евро в год. Однако, несмотря на эти вливания, как показывают опросы, 72% их жителей полагают, что жизнь в результате реновации в лучшую сторону не изменилась.
Летом 2023 года Франция в очередной раз была охвачена городскими восстаниями. Начало им было положено смертью Наэля, 17-летнего молодого человека арабского происхождения, который, находясь за рулем машины, не последовал приказу полицейского остановиться и был убит. Первая манифестация, «белый марш» под лозунгом «Справедливость для Наэля», прошла в Нантере, где жил Наэль. Очень быстро мирная демонстрация переросла в городское восстание. Сначала в Нантере, а потом и по всей Франции не только в больших, но и в малых городах горели государственные учреждения, мэрии, школы, библиотеки. По данным министра внутренних дел Жеральда Дарманена, погромы были прежде всего направлены против государственных учреждений: подожжено 105 мэрий, 168 школ стали объектами нападений, были разрушены 273 здания, принадлежавшие силам правопорядка. Погромы и поджоги сопровождались грабежами магазинов. Ущерб, нанесенный экономике, оценен в 1,5 млрд евро. Городские восстания летом 2023 года отличались скоростью, с которой распространялись мятежи; географическим охватом – наряду с пригородами больших городов пылали малые и средние города; возрастом участников, который по сравнению с 2005 годом снизился с 17 до 14–15 лет.
При всем различии между движением «желтых жилетов» и городскими восстаниями есть нечто общее. Участники этих выступлений не стремились захватить власть и не имели социального проекта. Тем не менее применение бунтовщиками силы угрожает политической системе, ослабляет ее, ставя под сомнение принцип монополии силы, которой обладает государство.
Эффект слоеного пирога
За прошедшие десятилетия социальные протесты во Франции стали многообразными, расширился состав их участников, диверсифицировались требования и мотивы протестующих. Различные социальные протесты наслаиваются один на другой, но не пересекаются, образуя своеобразный слоеный пирог.
Протесты, возникающие на национальном уровне, нередко становились ответом на глобализацию экономики, как это было с движением «желтых жилетов», либо являлись продолжением протестов, возникших в других странах. Так было летом 2020 года, когда произошли массовые выступления в связи со смертью чернокожего американца Джорджа Флойда, погибшего в США от рук полиции. Выступления охватили Францию, протестующие вспомнили умершего за несколько лет до этого во французском полицейском участке Адама Траоре. Манифестанты вышли на улицы со словами «Полиция убивает». Американский лозунг был перенесен на французскую почву, хотя национальный контекст принципиально отличался от американского.
Социальные протесты во Франции развиваются на фоне глубинных изменений, произошедших во французском обществе. Сегодня французы испытывают не просто недовольство (58%), но гнев и готовы к протестам (36%). В обществе в последние годы возросла толерантность по отношению к насилию: 18% французов готовы прибегать к насилию для достижения своих целей. Политическое насилие превращается в банальное явление, о чем свидетельствуют нападения на мэров и депутатов. Более всего Францию потрясло нападение на дом мэра в Эй-ле-Роз. На его дом, где находились его жена и двое детей, была в качестве тарана направлена подожженная машина. Семье чудом удалось спастись. Сцены символического насилия можно было наблюдать во время выступлений «желтых жилетов». Аналогичные сцены происходили во время обсуждения пенсионной реформы.
Каждый новый этап в развитии движений протеста сопряжен с утверждением в обществе новых культурных моделей, новых ценностей и стилей жизни. В индустриальном обществе в центре протестных движений были отношения между человеком и трудом. В постиндустриальном обществе представление о человеческой жизни и человеческих потребностях расширилось. Проблематика социальных движений вышла за рамки трудовой деятельности и сконцентрировалась на общечеловеческих проблемах.
Социальные движения сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что на смену старому миру приходит новый глобальный мир, в котором получили распространение либеральные ценности. Это отчетливо проявляется в социальных движениях нового поколения. Возникает новая разновидность цивилизации, которая направлена на изменение человеческой сущности. Каким будет этот мир, мы не знаем, но опасности, которые он несет в себе, очевидны.
По словам французского философа Марселя Гоше, во французском обществе происходит «антропологический переворот». Пока трудно сказать, к чему приведут эти глубинные изменения, особенно если принять во внимание развитие биотехнологий, искусственного интеллекта, попыток создания биороботов.