0
21522
Газета Идеи и люди Печатная версия

01.08.2023 16:52:00

От экономики метавселенных до культуры счастья

Бизнес-образование все отчетливее превращается в инновационный мотор

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук.

Тэги: цифровые технологии, бизнес образование, экспериментирование


цифровые технологии, бизнес образование, экспериментирование Согласно большому исследованию, 60% сотрудников компаний сообщили о негативных последствиях стресса, связанного с работой. Фото с сайта www.freepik.com

За последние 10 лет рынок бизнес-образования (MBA) претерпел фундаментальные изменения. Несомненно, пандемия COVID-19 значительно ускорила многие из этих изменений.

Новые технологии и предпочтения студентов меняют традиционные образовательные модели, усиливают конкуренцию за талантливых студентов среди бизнес-школ. Благодаря распространению онлайн-обучения студенты могут выбрать обучение в любом месте и в любое время.

В ответ на беспрецедентную скорость технологических изменений бизнес-школы пересматривают свои образовательные программы, форматы и методы обучения в пользу коротких сертифицированных курсов. Чтобы удовлетворить образовательные потребности студентов, бизнес-школы вводят все больше коротких программ, ориентированных на получение конкретных навыков в области аналитики данных, машинного обучения, дополненной реальности, блокчейна и квантовых вычислений.

В то же время, по общему мнению представителей бизнес-школ и бизнес-сообщества, школам необходимо не только адаптироваться к существующим социально-экономическим условиям, но и выполнять функцию опережающего развития.

Анализируя рейтинги

В октябре 2022 года американский журнал Financial Times представил свой ежегодный рейтинг бизнес-школ. Его возглавила бизнес-школа Kellogg/HKUST Гонконга, потеснив прошлого лидера – французскую бизнес-школу HEC. В тридцатке лучших доминируют американские бизнес-школы, но нельзя не отметить и значительное число азиатских, расположенных в Сингапуре, Гонконге, Китае и Южной Корее. Европейские представлены бизнес-школами Великобритании, Франции, Германии, Испании, Швейцарии.

Как отмечают составители рейтинга Financial Times, в 2022 году наибольшее увеличение заработной платы в течение трех лет после завершения обучения – по сравнению с заработной платой до поступления на MBA – получили выпускники Индийской школы бизнеса, Школы менеджмента Фуданьского университета и Мексиканской бизнес-школы Ipade.

Наибольшее количество баллов по результатам исследований, измеренных публикациями сотрудников бизнес-школ, набрала Гарвардская бизнес-школа. В тройке лидеров также Wharton Пенсильванского университета и Booth Чикагского университета.

Бизнес-школа Уоррингтон Университета Флориды заняла первое место по соотношению цены и качества, рассчитанному с учетом текущих доходов, расходов на обучение и доходов, недополученных во время учебы. Далее в порядке убывания: Школа управления Ланкастерского университета (Великобритания) и Marriott Университета Бригама Янга (США).

По оценке экспертов, представленных в исследовании AACSB Graduate Management Admission Council (GMAC), 2021, во всем мире 15 млн человек в возрасте от 20 до 34 лет имеют степень магистра в области управленческого образования. Около 26% выпускников бакалавриата во всем мире специализировались в области бизнеса, администрирования или права. Больше всего их в странах Латинской Америки (28% от общего числа выпускников); в Гондурасе, Никарагуа, Сальвадоре и Боливии; странах Центральной и Южной Азии (около 25%). В десятку лидеров по численности выпускников в области управленческого образования входят Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия, Иран, Россия, Япония, Великобритания и Бангладеш.

До начала пандемии COVID-19 численность обучающихся на программах высшего образования последовательно росла во всем мире. В то же время бизнес-школы сообщали о постепенном снижении набора. В период пандемии новой коронавирусной инфекции ситуация изменилась. Как показывают данные статистики, в 2020/21 учебном году произошел взрывной рост интереса к бизнес-образованию.

По данным Всемирного банка, закрытие образовательных учреждений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции затронуло почти 1,6 млрд обучающихся на всех уровнях образования в 188 странах мира. Бизнес-школы к началу пандемии оказались в числе немногих образовательных организаций, которые оказались готовы к полномасштабному переходу на дистанционное обучение. И в то время, когда образовательные организации по всему миру были закрыты из-за карантинных мер и экстренно переводили очное обучение в режим онлайн с разным уровнем успеха, большинство бизнес-школ сравнительно безболезненно перешли в режим онлайн и увеличили набор на свои программы.

В отношении численности набора в бизнес-школы в будущем у экспертов нет единого мнения. Одни полагают, что в ближайшие годы рост численности студентов в бизнес-школах скорее всего снизится из-за экономического кризиса, затронувшего все страны мира, и падения благосостояния домашних хозяйств. В этой ситуации, по их мнению, в более в выгодном положении окажутся бизнес-школы государственных университетов, предлагающие относительно более низкие цены на обучение, чем частные. Эта тенденция ярко проявилась в период пандемии: именно на бизнес-школы государственных университетов пришелся основной рост численности студентов.

В то же время представители бизнес-школ смотрят на перспективы набора в ближайшие годы позитивно. Так, по данным опроса, проведенного Graduate Management Admission Council в 2021 году, 37% бизнес-школ ожидают увеличения набора в MBA в течение следующих пяти лет на 30% по сравнению с 2020 годом.

Если хочешь быть счастливым…

Другой важный ресурс выпускников бизнес-школ – психическое здоровье. Пандемия COVID-19 вызвала его снижение у населения во всем мире. Проблемы психического здоровья большое влияние оказали и на студентов университетов, в том числе тех, кто обучается в бизнес-школах. В результате дискуссии о субъективном благополучии стали гораздо более частыми в академических и деловых кругах. Многие руководители бизнес-школ и компаний теперь считают, что необходимо сосредоточиться на психическом здоровье как части как образовательного, так и профессионального опыта.

Сегодня программы, предназначенные для укрепления психического здоровья, появились во многих известных университетах и бизнес-школах. К примеру, с 2018 года в Йельском университете читается курс The Science of Well-Being. Его разработала директор одного из колледжей Йеля, профессор психологии Лори Сантос. Ее курс стал самым популярным из когда-либо существовавших в университете и позже был запущен на онлайн-платформе Coursera. К 2023 году его окончили более 4 млн слушателей.

В Школе бизнеса Техасского университета примерно в это же время был запущен курс A Life of Happiness and Fulfillmenthttps. Его разработал профессор Радж Рагунатан для своих студентов – будущих бизнесменов и также позже запустил его на онлайн-платформе Coursera. О разработке аналогичных по тематике курсов сообщают и другие бизнес-школы.

Здесь уместно отметить растущий запрос бизнеса на подготовку директоров счастья в ответ на растущий стресс сотрудников компаний, особенно остро проявившийся в пандемию, когда большинство компаний переводили сотрудников на удаленную работу. В исследовании «Работа и благополучие 2021 года», опубликованном Американской психологической ассоциацией, отмечается, что 60% работников сообщили о негативных последствиях стресса, связанного с работой. Это серьезная проблема коммуникаций в режиме онлайн.

Директора по вопросам счастья появились в компаниях Coca-Cola, IKEA, Microsoft, Volvo, Shell, Lego, Airbnb и многих других. В задачи директоров по счастью входит:

– обосновать стратегию счастья как конкурентного преимущества для компании, которое принесет от 10 до 37% увеличения продаж, + 10% удовлетворенности клиентов и сократит ротацию сотрудников в два раза;

– убедить топ-менеджмент, что счастье сотрудников может расти и что оно напрямую зависит от культуры компании, а также от поведения и стиля управления, которые продвигает организация;

– использовать научно обоснованные показатели счастья в качестве ключевого показателя эффективности и в качестве основы для разработки стратегических программ по повышению уровня счастья на работе и анализа результатов.

Реализация такого рода задач требует особых знаний и навыков, по мнению Сильвии Гарсия, международного директора Института счастья Coca-Cola. По мере того как понимание и интерес бизнеса к корпоративной культуре счастья будет расти, спрос на профессиональную подготовку директоров счастья в бизнес-школах по всему миру будет тоже увеличиваться.

По мнению исследователей, на современном этапе экономического развития успех бизнеса сильно зависит от того, насколько счастливы сотрудники компании. Профессор Ноэль Нельсон, изучая опыт различных компаний, обнаружила, что счастливые сотрудники – это важный фактор повышения производительности и прибыли. Недовольные сотрудники приводят к снижению этих показателей, а иногда даже к судебным искам.

Вопреки мнению многих руководителей бизнеса, счастье для большинства сотрудников не в том, чтобы бездельничать или получать деньги за то, что они ничего не делают. Счастье – это когда тебя ценят и когда ты реализован. Компании, которые уделяют внимание этим вопросам, а не только удерживают кадры с помощью зарплаты, получают намного больше отдачи – высокую вовлеченность, повышение производительности, здоровый моральный дух, сокращение прогулов и увольнений.

Технологии виртуальной реальности

Как показывают данные по набору на популярные образовательные программы, среди студентов бизнес-школ растет интерес к технологической сфере. По данным анализа компании Eduventures, в последние два года наблюдается значительный рост числа обучающихся на бизнес-программах по аналитике данных, количественным методам и финансам. В то же время консалтинг по-прежнему остается самым популярным выбором для профессиональной карьеры.

В Уортонской школе Университета Пенсильвании в 2022 году запущена онлайн-программа с выдачей сертификата «Бизнес в экономике метавселенной». Программа была разработана в сотрудничестве с компанией Prysm Group. Предназначена для руководителей компаний с целью их знакомства с экономикой метавселенной, которая, по мнению экспертов, к 2030 году может превратиться в рынок стоимостью 13 трлн долл. В рамках программы они знакомятся с технологиями, которые будут стимулировать развитие экономики метавселенной, а также способами повышения ценности своей компании и отдельных отраслей через метавселенную в ближайшие годы. Длительность программы – шесть недель.

В опросе, проведенном компанией McKinsey&Company, руководители высшего звена назвали три главные проблемы, связанные с внедрением метавселенной в деятельность их компаний:

– неопределенную отдачу от инвестиций;

– неспособность разработать подходящую бизнес-модель;

– отсутствие управленческих возможностей для внедрения соответствующей стратегии в свой бизнес.

Программа Уортонской бизнес-школы как раз была разработана с учетом вызовов для бизнеса и дает необходимые основы для разработки моделей и стратегий на этом развивающемся рынке.

В 2022 году Школа бизнеса Both Чикагского университета провела программу очного обучения руководителей технологических компаний «Стратегия и управление цифровыми инновациями». Длительность программы – пять дней.

В рамках программы затронуты следующие темы:

– как оценить инновационный профиль компании;

– как цифровые технологии трансформируют бизнес-модели, цепочки создания стоимости и целые отрасли;

– как принимать решения, когда данные неполны или ненадежны;

– как адаптироваться к изменяющимся требованиям клиентов;

– как построить организационную культуру, которая стимулирует инновации.

Международный университет Флориды в Майами в рамках сотрудничества с криптовалютной платформой Blockchain.com планирует серию образовательных мероприятий по криптовалютному образованию в течение 2022/23 учебного года. Предполагается, что в дальнейшем будут разработаны совместные учебные планы и программы непрерывного образования для студентов и выпускников университета.

По мнению исследователя Юрия Корнилова, «технологии виртуальной реальности, иммерсивные технологии стали мощным и многообещающим инструментом в образовании благодаря их уникальным технологическим характеристикам, которые отличают их от других ИТ-приложений». Для бизнес-школ технологии виртуальной реальности становятся еще одним инструментом удовлетворения меняющихся потребностей студентов как в онлайн-, так и офлайн-среде.

Как показало недавнее исследование PwC, студенты, прошедшие инклюзивный тренинг по лидерству с использованием виртуальной реальности, были более сосредоточены во время обучения, потратили в четыре раза меньше времени на обучение, чем обучавшиеся по традиционной форме, и были более уверены в применении того, что они узнали, чем сверстники, которые проходили тот же курс в традиционном классе или онлайн.

Одним из лидеров активного использования технологии виртуальной реальности в образовательном процессе стала французская бизнес-школа INSEAD. В ней технологии виртуальной реальности используются и в онлайн-обучении, и в традиционных программах.

Еще в 2018 году французская бизнес-школа NEOMA с помощью технологий виртуальной реальности начала проектировать виртуальный кампус для своих студентов и преподавателей, находящихся территориально в трех кампусах в Реймсе, Руане и Париже. В открытом в 2020 году виртуальном кампусе находится виртуальное «здание» площадью 10 тыс. кв. м. В нем располагаются классные комнаты, амфитеатры, конференц-залы и офисы, общие пространства. Студенты NEOMA могут «войти» в виртуальное здание из любой точки мира, используя компьютер и гарнитуры VR и создав свои аватары. «Войдя» в здание, они могут пройти по коридорам, открывать и закрывать двери, поднимать руки, задавать вопросы, оставлять заметки, пожимать руку другим аватарам и выражать основные эмоции. Как и в реальной жизни, они могут группироваться в больших и малых пространствах, предназначенных для разных функций. Например, они могут собраться в зрительном зале, сесть за стол, выбрать общение либо голосом, либо текстовыми сообщениями в чате.

Для совместной работы над проектами студенты могут обмениваться заметками Post-it, использовать совместные веб-инструменты, доступные через экраны в виртуальном кампусе, и даже обмениваться видео. Аватары также могут посещать виртуальные классы. Студенты слушают презентации, выходя к доске, чтобы поделиться своими идеями. Профессора имеют возможность читать лекции участникам или председательствовать на обсуждениях в классе.

Предусмотрен и гибридный формат занятий. Например, преподаватель может находиться в реальной аудитории со студентами и одновременно быть в виртуальном кампусе. Таким образом, лекции студенты могут слушать как в реальной аудитории, так и виртуальной.

В виртуальном кампусе есть и «виртуальный менеджер» для сопровождения и поддержки студентов. Преподавателям и лекторам помогает специальный методист для проектировки их виртуальных занятий. Крупные мероприятия обслуживает команда экспертов. Для функционирования виртуальной среды были созданы учебные и учебно-методические материалы.

Большинство студентов (87%), использовавших в течение 10 месяцев виртуальный кампус для участия в конференциях, концертах, классах, семинарах, рабочих сессиях и встречах, охарактеризовали свой виртуальный опыт как положительный.

Запрос на эксперимент

В последнее время в бизнес-школах стали появляться курсы по экспериментированию в ответ на запрос бизнеса в сотрудниках, обладающих соответствующими навыками. Дело в том, что с развитием научно-технического прогресса компаниям все чаще требуются данные для обоснования своих решений. Набрать необходимую базу данных позволяет экспериментальное исследование. Предполагается, что корректно проведенный эксперимент может предоставить подтверждение бизнес-концепции и дать руководству и сотрудникам определенную степень уверенности в новых идеях.

До настоящего времени в случае возникновения необходимости компании привлекали ученых. Например, в компании Amazon работают более 100 экономистов с докторской степенью. Другие компании развивают сотрудников в рамках корпоративного обучения.

В ответ на увеличивающийся запрос на проведение экспериментов в ненаучных организациях курсы по экспериментированию введены в Гарвардской школе бизнеса, в Школе бизнеса Дэвида Экклза при Университете Юты. В других бизнес-школах преподаватели в рамках курса по маркетингу дают знания об основных формах тестирования. Например, анализируя, приводит ли реклама к большему количеству покупок продукта и была ли реклама хорошей инвестицией.

По мнению специалистов, курс по экспериментированию на уровне MBA должен включать базовые аспекты научного метода, которые впоследствии могут быть адаптированы к специфике конкретной компании или отрасли. А именно:

– формулирование исследовательских вопросов и как опираться на то, что уже было сделано;

– как определить задачи исследования;

– как думать об ограничениях и валидности эксперимента;

– почему прозрачность рабочего процесса может обеспечить надлежащий контроль и помочь обеспечить целостность эксперимента.

Резюмируя, можно отметить, что выпускники бизнес-школ должны иметь навыки системного мышления, чтобы рассматривать последствия своих решений для человека, общества и государства. Системное мышление позволяет представить:

– как удовлетворить потребности общества наиболее ответственными способами;

– оценить влияние принятых решений на критические социальные, экономические и экологические проблемы;

– найти точки инновационного роста, которые позволят достичь корпоративных целей.

Крайне важны навыки и компетенции в области сотрудничества, чтобы можно было успешно мобилизовать партнеров на изменения вокруг общего видения проблемы (задачи).

Эти «гибкие лидеры» смогут мыслить в категориях сценариев и использовать предпринимательское мышление для стимулирования действий исполнительских команд. Лидеры с сильной привычкой к самопознанию, осознанной аутентичностью, моральными компасами и ясностью цели будут вдохновлять других переосмыслить и согласовать свою деятельность. 


Читайте также


Лидерами инноваций оказались торговые сети

Лидерами инноваций оказались торговые сети

Ольга Соловьева

Россия отстает от Бразилии и Венгрии в применении цифровых технологий

0
2335
"Роснефть" в Уфе представила специалистам отрасли свои инновационные цифровые решения

"Роснефть" в Уфе представила специалистам отрасли свои инновационные цифровые решения

Татьяна Астафьева

На конференции в столице Башкирии профессионалам показали, как искусственный интеллект помогает разрабатывать сложные месторождения

0
2404
Томские ученые "Роснефти" представили сразу несколько инноваций

Томские ученые "Роснефти" представили сразу несколько инноваций

Галина Грачева

Использование нейросетевых алгоритмов, новой геоинформационной системы и микротомографа поможет эффективнее разрабатывать месторождения

0
3826
Цифровизацию нефтегазовой отрасли России обсудят в Уфе в начале октября

Цифровизацию нефтегазовой отрасли России обсудят в Уфе в начале октября

Татьяна Астафьева

"Роснефть" представит в столице Башкирии прогрессивное программное обеспечение для эффективной добычи углеводородов

0
3214

Другие новости