0
21992
Газета Идеи и люди Печатная версия

18.07.2023 17:01:00

Всесоюзный электротехник

Точки бифуркации Карла Круга, поставившего электроэнергетику на научную основу

Владислав Дмитриев

Об авторе: Владислав Георгиевич Дмитриев – почетный работник науки и техники РФ, историк, публицист, автор книги «Лики науки. История ВЭИ и не только в документах и воспоминаниях».

Тэги: электроэнергетика, карл круг, всесоюзный электротехнический институт, вэи, история, ссср, гоэлро


8-149-48011.jpg
Карл Адольфович Круг в 1920-е годы,
когда создавался Всесоюзный
электротехнический институт. 
Фото из архива автора
Фундамент индустриальной человеческой цивилизации – электроэнергетика. Без электричества невозможно представить функционирование современного общества. Электроэнергия используется во всех областях человеческой жизни, делая ее комфортной. Трудно поверить, что немногим более 100 лет назад человечество только начинало осваивать этот вид энергии. Россия не была исключением, но процесс освоения электроэнергии поначалу происходил стихийно.

Россия почти во мгле

В 1886 году в Петербурге под эгидой фирмы «Сименс и Гальске» было учреждено Акционерное общество электрического освещения, которое строило электрические станции в Петербурге, Москве и других городах России. Сначала это были станции постоянного, а потом и переменного тока. Промышленный подъем в России после 1905 года привел к быстрому росту количества электростанций, которые строились силами иностранных концессионных компаний. Тем не менее в 1913 году Россия по выработке электроэнергии стояла только на 15-м месте в Европе.

Рост количества электростанций имел экономические причины. Для иностранных компаний ежегодный доход на один вложенный рубль давал около 30 копеек. Это привело к зависимости электротехнической отрасли в России от иностранного капитала, которому выгодно было поставлять все электрооборудование из-за рубежа и эксплуатировать его на месте. В России были только небольшие мастерские по сборке отдельных элементов. В итоге перед Первой мировой войной и революцией 1917 года Россия не имела собственной полноценной электротехнической промышленности.

Первая мировая война и революция в ноябре 1917 года, последовавшая за ней Гражданская война катастрофически сказались на всей экономике России. К 1921 году выпуск электротехнических предприятий составлял только 3–5% от довоенной продукции. Такие объемы производства могли обеспечить оборудованием электростанции, число которых составляло 29% от довоенных, всего лишь на 4–7%. Перед советской властью стоял принципиальный вопрос – как развивать страну, делая ее индустриальной державой: отдать на откуп иностранным компаниям, как до революции, или создавать свою электротехническую промышленность и науку, делая страну независимой от воли иностранных правительств и компаний.

Мощное электротехническое оборудование, на котором держится электроэнергетика, необходимое для генерации и передачи электроэнергии, определяет независимость страны.

Звезда ГОЭЛРО

Председатель Совета народных комиссаров В.И. Ленин почти сразу после прихода к власти принимает принципиальное решение об электрификации страны. Ленин, проживавший долгое время в эмиграции в Европе, видел и хорошо понимал роль электроэнергетики в развитии передовых стран, поэтому предпринял целый ряд мер для электрификации России.

21 февраля 1920 года было утверждено постановление президиума ВСНХ «О создании электрификационной комиссии». Положение о комиссии утвердил 24 марта 1920 года Совет рабоче-крестьянской обороны. Так появилась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО).

В состав комиссии ГОЭЛРО под председательством Г.М. Кржижановского вошли крупнейшие российские инженеры и ученые: А.И. Эйсман (заместитель председателя), А.Г. Коган, Б.И. Угримов (товарищи председателя), Н.Н. Вашков, Н.С. Синельников (заместители товарищей председателя), Г.О. Графтио, Л.В. Дрейер, Г.Д. Дубелир, К.А. Круг, М.Я. Лапиров-Скобло, Б.Э. Стюнкель, М.А. Шателен, Е.Я. Шульгин (члены), Д.И. Комаров, Р.А. Ферман, Л.К. Рамзин, А.И. Таиров, А.А. Шварц (заместители членов)… Всего в комиссии работали 240 человек.

Однако планы по электрификации наталкивались на отсутствие в стране развитой электротехнической промышленности. В условиях Гражданской войны к установившейся в то время в стране советской власти отношение развитых стран было враждебным, и рассчитывать на их помощь не приходилось. Необходимо было создавать свою собственную электротехническую промышленность. Выдающуюся роль в этом сыграл член комиссии ГОЭЛРО, профессор МВТУ Карл Адольфович Круг, 150 лет со дня рождения которого исполняется в этом году.

Карл Адольфович Круг родился 24 июня (по ст. стилю) 1873 года в г. Немирове на Украине, в семье обрусевшего немца-агронома. Отец умер, когда мальчику было четыре года, и мать с детьми переехала в Москву. После окончания в 1892 году 4-й Московской классической гимназии Карл Круг поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), которое окончил в 1898 году по специальности «инженер-механик».

Хотя электроэнергетика активно развивалась и была высокая потребность в электротехниках, инженеров-электриков в то время не готовило ни одно высшее учебное заведение в России. Чтобы решить эту проблему, Совет МВТУ принял решение открыть специализацию по практическому электричеству и подгото­вить соответствующих преподавателей. Для этого были выбраны окончившие МВТУ лучшие студенты и командированы за границу для изучения электротехнических дисциплин.

В то время ведущей страной, где высокими темпами развивалась электроэнергетика и существовала ведущая электротехническая школа, была Германия. Именно в Германию был послан в 1898 году на два года К.А. Круг, хорошо знавший немецкий язык. В течение первого года он изучил теоретическую и практическую электротехнику в Дармштадском высшем техническом училище и получил диплом инженера-электрика. Второй год Круг провел в Берлине, изучая теоретическую электротехнику в Шарлотенбургском высшем техническом училище, одновременно работая монтером на электротехническом заводе.

Полученные теоретические и практические знания в области электротехники и электропромыш­ленности дали ему возможность успешно вести преподавание основных пред­метов электротехнической специальности.

По возвращении из-за границы в 1900 году Карл Круг устроился работать лаборантом и преподавателем физики в МВТУ. Электротехника требовала хорошего знания физики и математики, и Круг в 1903 году экстерном закончил физико-математический факультет Московского университета. Работоспособный и активный, он принимал большое участие в работах Московского политехнического общества, где обсуждались самые различные электротех­нические вопросы.

В 1905 году по его инициативе в МВТУ была учреждена специализация по электротех­нике, и он начал читать курс лекций по переменному току, а с 1908 года – по основам электротехники. В 1915 году К.А. Круг организовал электротехническое отделение, преобразованное затем в электротехнический факультет, для подготовки специалистов электриков. Карл Круг был первым деканом и первым лектором по основным предметам. Особое внимание он уделял курсу «Основы электротехники», по которому им был написан учебник, выдержавший десятки переизданий.

Прекрасные организаторские способности позволили Кругу создать вокруг себя коллектив сотрудников, пре­данных науке и делу подготовки молодых кадров. Уже тогда он задумывался о проблеме электрификации Центрального промышленного района России, начав с 1914 года работать над этой проблемой. Она стала особенно актуальна после октябрьской революции 1917 года. Стратегическая цель новой власти – преобразовать Россию в современное индустриальное государство требовала электрификации страны, и это определило дальнейшую судьбу К.А. Круга.

8-149-4801.jpg
Карл Круг на митинге 15 июня 1927 года. 
Фото из архива автора
Фирменный стиль Круга

Страна стояла перед принципиальным выбором – закупать оборудование за рубежом и зависеть от иностранных поставщиков или создавать свою национальную электротехнику и на ее основе развивать современную электроэнергетику, которая и обеспечит подъем национальной промышленности.

Вот в этой точке бифуркации К.А. Круг, участвовавший в разработке плана ГОЭЛРО, понимавший, что такую наукоемкую и технически сложную отрасль, как электроэнергетика, невозможно поднять разрозненными научными и инженерными силами, обратился с предложением к председателю Совнаркома В.И. Ленину.

В своей записке «О необходимости учреждения в Москве Государственного экспериментального электротехнического института» он отмечал: «Лишь через широкую электрификацию лежит путь к быстрому подъему производительных сил страны, к наиболее скорому переходу от современной нашей разрухи к созданию культурных условий жизни для всех слоев населения…» И дальше, по пунктам обосновывал необходимость развития электротехнического факультета МВТУ и «учреждение экспериментального электротехнического института в Москве».

Докладная записка К.А. Круга 4 октября 1921 года направляется из Президиума Высшего Совета народного хозяйства в Совет труда и обороны (СТО). В сопроводительном письме говорилось: «Препровождая при сем докладную записку о необходимости учреждения Государственного экспериментального электротехнического института и проекты двух постановлений СТО об учреждении института и управления им, Президиум ВСНХ просит поставить вопрос на обсуждение в одном из ближайших заседаний. Докладчик проф. Круг».

Однако на следующий день, 5 октября, на заседании СТО доклад делал не Круг, а сам Ленин, продемонстрировавший, таким образом, понимание и заинтересованность в этом вопросе. Так 5 октября 1921 года был создан Электротехнический институт, выведший в конечном итоге электротехнику страны на передовые позиции в мире.

Но это в будущем, а в то время К.А. Круг столкнулся со всеми проблемами организации института, когда нет ни помещения, ни сотрудников, ни оборудования, а есть разруха, бюрократия и неразбериха становления нового государства в условиях Гражданской войны и санкций. В своей истории «К десятилетию Всесоюзного электротехнического института» К. Круг описывал это время так: «Необычайно тяжелые условия жизни в Москве (зима 1921/22 г.), обусловленные общим голодом и топливным кризисом, не способствовали успешному привлечению к научно-исследовательской работе тех немногочисленных научных электротехнических сил, которые имелись в то время в Москве».

Но он упорно и педантично собирал по Москве лаборатории и отдельных ученых, которые хоть как-то были связаны с электричеством. Подбор талантливых кадров – фирменный стиль К. Круга, собственно и определивший дальнейший успех как института, так и развития электротехники, многих научных электрофизических направлений. Из института вышли многие ученые, внесшие большой вклад в развитие своих направлений, такие как: А.А. Андронов, Н.Н. Андреев, К.А. Андрианов, И.С. Брук, Б.А. Введенский, В.И. Векслер, М.Т. Грехова, М.Г. Евреинов, А.Г. Иосифьян, С.А. Лебедев, Г.М. Петров, В.А. Трапезников, В.А. Фабрикант, П.А. Флоренский, К.И. Шенфер, М.В. Шулейкин и многие другие, прославившие советскую науку.

Привлечение в 1924 году в институт выдающегося философа, талантливого физика и математика Павла Флоренского, не снявшего с себя сан священника, сыграло в судьбе К.А. Круга серьезную роль. Профессор П.А. Флоренский был приглашен в институт как ведущий специалист в области диэлектрических материалов, крайне необходимых электротехнике. Флоренский, работавший с 1921 года в комиссии «Карболит», зарекомендовал себя как ведущий специалист в этой области, и приглашение его в институт было очень логично. Здесь он создал и возглавил новое научное направление – электроматериаловедение.

Неуемная энергия Карла Круга проявлялась во всем. Через обращения к В.И. Ленину, который всячески помогал, К. Круг постепенно развивал ГЭЭИ. Было выделено здание на Гороховской улице, закуплено импортное оборудование, созданы многочисленные отделы и лаборатории.

Большое ВЭИ

В 1925 году было принято постановление межведомственной комиссии о постройке в Москве Объединенного Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ). Была образована специальная комиссия под председательством Л.Д. Троцкого и его заместителя К.А. Круга, у которого была мечта создать первый в стране научный городок, состоящий из научно-исследовательских институтов, опытного завода, учебного института и жилых корпусов для сотрудников.

Однако строительство в Москве «…по планам архитектора проф. Кузнецова и братьев Мовчан» началось только весной 1927 года на 18 гектарах Анненгофской рощи в Лефортове, сейчас это Красноказарменная ул., дом 12. Как писал К.А. Круг: «Осенью того же 1927 года был заложен Физико-технический институт и построены центральные мастерские. НТО было предложено приступить в том же году к закладке радиоинститута». Но физико-техническому и радиоинституту не суждено было быть построенными.

Темпы и динамизм работ по строительству были обусловлены личностью К.А. Круга. Вот как описывал его деятельность профессор Л.Д. Белькинд: «К.А. сам руководит строительством, вникая во все лично, посещая много раз хозяйственные и снабженческие органы, чтобы получить все то, что строительству по праву причиталось. Все рабочие проекты К.А. лично рассматривал, приехав на строительство, К.А. отправлялся «на леса» и там, непосредственно на месте работы, узнавал обо всех неполадках, урегулированием которых он сам потом и занимался».

К концу 1929 года были построены административный, электрофизический, высоковольтный корпуса. Строительство «Большого ВЭИ» продолжалось, начиналось серьезное расширение института, необходимо было решать вопрос управления и научного руководства ВЭИ.

Охота на профессуру

В самом начале 1930 года, 5 января, директор ВЭИ К.А. Круг назначает своим «помощником директора по научной части» профессора П.А. Флоренского с подчинением ему отделов: вакуумтехнического, рентгенотехнического, измерительного, светотехнического и материаловедения. По меркам того времени произошло немыслимое: сотрудник, не снявший с себя сана православного священника, арестовывавшийся ОГПУ в 1928 году и реабилитированный после ареста, в частности, из-за противодействия аресту администрации, партийной и комсомольской организаций ВЭИ, становился заместителем директора ведущего института страны. Назначение П.А. Флоренского не несло никакого политического подтекста, он был энциклопедически эрудированным ученым, которого глубоко уважал Карл Круг, понимавший значение П.А. Флоренского для института.

Реакция властей не заставила себя ждать. Уже весной К.А. Круг был снят с должности. Ему даже не продлили пропуск в институт, фактически уволив. Была снята с должностей вся старая профессура, и на их место поставлены недавние выпускники вузов, благо выбирать было из кого: ВЭИ расширился с 300 сотрудников в конце 1929 года до 1500 в конце 1930-го.

На место Карла Круга был поставлен 32-летний военный инженер Я.С. Рабинович, тут же прекративший строительство Опытного завода и института связи. Опытный завод ВЭИ, правда, будет построен к 1935 году, когда станет ясно, что без него невозможно создавать современное оборудование.

Электротехнический кластер

Оставшись не у дел во второй половине 1930 года, К. Круг стал заниматься с присущим ему энтузиазмом и пробивными способностями формированием Московского энергетического института (МЭИ), только что созданного на основе слияния электротехнических факультетов МВТУ и Института народного хозяйства им. Плеханова. Подключение Круга к проблемам МЭИ и здесь сыграло положительную роль.

По свидетельству А.М. Шемаева, Круг «…в личной беседе с С. Орджоникидзе, к которому он прошел без очереди и доклада секретаря, получил разрешение и деньги на постройку крупного учебного корпуса МЭИ». Этот корпус будет построен напротив ВЭИ. Так реализовалась задумка Круга – создать своеобразный электротехнический кластер, когда учебное заведение, научный институт и производство были сосредоточены в одном месте.

Последующие годы показали правильность подхода, когда лучшие студенты становились сотрудниками ВЭИ, а потом, набравшись опыта и знаний, преподавали в МЭИ. Так запустился процесс самовоспроизводства и развития электротехники в стране.

В 1930 году К. Круг становится заведующим кафедрой электротехники МЭИ, которую будет возглавлять до 1952 года.

Но и с ВЭИ К.А. Круг связи не порвал. Достаточно быстро выяснилось, что поставленные руководителями отделов молодые сотрудники не имеют достаточного опыта и знаний. Старые руководители были возвращены в качестве научных руководителей отделов, в том числе К. Круг и П. Флоренский. Карл Круг сначала был назначен заведующим отделом высоких напряжений, а с 1931 года по 1941-й руководил лабораторией ионных приборов в ВЭИ, занимаясь вопросами передачи электроэнергии постоянным током.

В 1937 году К.А. Круг стал членом технического совета Энергетического института (ЭНИН). В октябре 1941 года ВЭИ был эвакуирован на восток страны, и К.А. Круг становится заведующим электротехнического отдела ЭНИН, а в 1943 году создает лабораторию постоянного тока, которой руководит до 1952 года. В период с 1945 по 1946 год в должности заместителя директора по науке создает институт постоянного тока (НИИПТ) в Ленинграде.

Сотрудник ВЭИ В.В. Худяков вспоминал: «Мне довелось работать некоторое время в лаборатории передач постоянного тока Карла Адольфовича Круга в Энергетическом институте АН СССР, где я в 1949 году выполнял свой дипломный проект по передаче постоянного тока . К.А. Круг произвел на меня очень хорошее впечатление как хороший организатор и очень скромный человек».

Таким был Карл Адольфович Круг, внесший очень большой вклад в создание отечественной электротехники, выведший страну в ведущие электротехнические державы мира. 


Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1329
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
547
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
505
От Амальрика до Якира

От Амальрика до Якира

Мартын Андреев

Грани и оттенки инакомыслия

0
1123

Другие новости