0
26767
Газета Идеи и люди Печатная версия

10.04.2023 19:31:00

Следует различать термины "геноцид" и "преступление против человечности"

Дискуссия в Госдуме как зеркало политики памяти о Великой Отечественной войне

Илья Альтман

Об авторе: Илья Александрович Альтман – член Научного совета РАН по истории Великой Отечественной войны.

Тэги: госдума, проект заявления, геноцид, советский народ, хатынь, великая отечественная война, нацизм


госдума, проект заявления, геноцид, советский народ, хатынь, великая отечественная война, нацизм Проект Заявления Госдумы обсуждался в 80-ю годовщину трагедии в Хатыни. Фото Reuters

На пленарном заседании нижней палаты парламента 22 марта обсуждался проект Заявления Госдумы РФ о признании геноцида народов Советского Союза в 1941–1945 годах. Дата обсуждения выбрана не случайно. Ровно 80 лет назад, в 1943 году, была сожжена со всеми ее жителями белорусская деревня Хатынь. Поэтому заседание началось с минуты молчания в память о всех погибших мирных жителях СССР.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин напомнил, что эту акцию каратели провели в ответ на убийство партизанами немецкого капитана, любимца фюрера Ханса Вёльке, который принес своей стране первое в истории золото в легкоатлетических турнирах Олимпийских игр, победив в 1936 году в Берлине в соревнованиях по толканию ядра. Этот важный факт, приведший к столь жестокой карательной акции, обычно опускается при описании трагедии в данном населенном пункте, ставшей одним из главных символов нацистских преступлений. Эту трагедию в последнее время также относят к акту геноцида.

Затем депутаты приступили к довольно бурной дискуссии. Не будем останавливаться на политических целях подготовки Заявления, они достаточно подробно освещены в СМИ. Нас же более всего интересуют исторические аспекты Заявления и дискуссия по ним. Этот анализ важен как минимум по трем причинам.

Во-первых, в тексте Заявления и при его обсуждении весьма своеобразно трактуется ряд исторических документов и фактов, а оживленная дискуссия свидетельствует о весьма неоднозначной оценке исполнителей геноцида и его основных жертв на оккупированной территории СССР.

Во-вторых, интерес представляет прозвучавшая в ходе дискуссии трактовка термина «геноцид», его происхождения и применения в международной практике.

Наконец, главное. Хотят ли власти России, чтобы на парламентском уровне были признаны самые чудовищные в годы Второй мировой войны военные преступления и преступления против человечности на оккупированной территории СССР, сопровождавшиеся геноцидом отдельных народов, или ставится задача именовать все преступления нацистской Германии, ее союзников и пособников геноцидом?

Мы надеемся, что высказанные ниже соображения привлекут внимание профессионального исторического сообщества.

Ведь, по словам председателя комитета по международным делам Леонида Слуцкого, «ведущие историки обратились к нам с необходимостью принятия на площадке Государственной думы… такого документа».

Ниже мы обратим внимание на ряд моментов, которые не могли не быть замечены специалистами, принимавшими участие в подготовке столь важного документа.

Так, председатель комитета по обороне Андрей Картаполов привел несколько ярких цитат из речи Гитлера и директив руководства вермахта. Особенно интригующе (с учетом партийного состава Думы) звучала первая из них. Гитлер, выступая перед высшим армейским руководством 30 марта 1941 года, заявил: «Мы должны отказаться от понятия солдатского товарищества. Коммунист никогда не был и не станет нашим товарищем. Речь идет о борьбе на уничтожение. И если мы не будем так смотреть, то, хоть мы и разобьем врага, через 30 лет снова возникнет коммунистическая опасность».

Возможно, именно эти слова стимулировали представителей фракции КПРФ наиболее активно участвовать в дискуссии…

Но важнее другое. Упоминание «борьбы на уничтожение» должно было, вероятно, проиллюстрировать геноцидальные планы нацистов. Между тем полный текст этого документа (дневниковая запись начальника Генштаба Сухопутных войск Германии Франца Гальдера) свидетельствует, что речь шла не об этнических, а о политических противниках рейха. Цитируемому выше тексту предшествовала фраза «Борьба двух идеологий: уничтожающий приговор большевизму не означает социального преступления». А ниже приводились слова Гитлера: «Комиссары и лица, принадлежащие к ГПУ, являются преступниками, и с ними следует поступать как с преступниками». (Здесь и далее выделено мною. – И.А.).

Однако никаких этнических, национальных или расовых характеристик здесь нет. Равно как и в другой приведенной докладчиком цитате о политических комиссарах. Приказ об обращении с ними привел к тотальному уничтожению не только попавших в плен политкомиссаров и всех коммунистов, но и военнопленных-евреев. Или похожих на евреев. Представители ни одного из других народов СССР тотальному уничтожению не подвергались, поэтому этот документ вряд ли может служить обоснованием геноцида.

Цитировался еще один источник – со ссылкой на директиву начальника штаба верховного главнокомандования вермахта от 13 марта 1941 года: «При занятии отдельных населенных пунктов нужно немедленно и внезапно захватывать всех мужчин в возрасте от 15 до 65 лет и отправлять их под охраной в пересыльные лагеря».

Текст этой директивы неоднократно публиковался. Но приведенных выше слов в ней нет. Между тем похожий текст содержится в приказе командования 2-й танковой армии от 11 мая 1943 года: «При занятии отдельных населенных пунктов нужно немедленно и внезапно захватывать имеющихся мужчин в возрасте от 15 до 65 лет, если они могут быть причислены к способным носить оружие, под охраной отправлять их по железной дороге в пересыльный лагерь 142 в Брянске».

Понятно, что этот приказ никак не связан с подготовкой к войне против СССР и не касался всей оккупированной территории. Он появился в связи с проводившейся в мае-июне 1943 года крупной антипартизанской операцией под кодовым названием «Цыганский барон». В ее ходе было убито 1584 партизана, 1568 человек было взято в плен, 15 812 мирных жителей изгнаны из собственных домов. Текст этого приказа наглядно свидетельствует о военном преступлении, но не о геноциде.

Наиболее содержательную дискуссию депутатов вызвал перечень стран, виновных в геноциде народов СССР. В проекте Заявления говорилось, что геноцид совершался «властями Германии, ее вооруженными силами, включая войска СС, их пособниками – вооруженными подразделениями, сформированными на территориях Бельгии, Италии, Испании, Нидерландов, Норвегии, Финляндии и других государств, отдельными добровольцами из Австрии, Латвии, Польши, Франции и Чехии, а также предателями из числа жителей оккупированных территорий, присягнувшими на верность гитлеровскому режиму». «Пособниками» названы как союзники нацистской Германии (Италия, Финляндия), так и «вооруженные подразделения», сформированные на территориях стран, которые к 22 июня 1941 года не были независимыми государствами (за исключением Испании). Среди них названа Латвия, которая входила в состав СССР.

75-8-2480.jpg
Румынские оккупанты – союзники нацистов.
Фото с сайта www.nac.gov.pl
В то же время не были указаны союзники нацистов – Румыния и Венгрия, которые установили свой собственный оккупационный режим на части территории СССР, где погибли сотни тысяч мирных жителей. Не названы были Словакия и Хорватия, объявившие войну СССР, как и еще один союзник нацистской Германии – Болгария. Вероятно, по одной причине: как славянские государства, что также осложняло бы понимание преступлений оккупантов на территории СССР как геноцида.

Нужно отдать должное участникам дискуссии (один из них, Михаил Матвеев, остроумно обозначил себя «как историка, может быть, не сильно ведущего»). Они назвали все страны, которые в тот момент были самостоятельными государствами. Например, Виктор Соболев предлагал: «Давайте мы все же расставим все точки над i: была Германия, которая 22 июня объявила нам войну, и ее союзники – Финляндия, Венгрия, Румыния, Италия, Болгария, Словакия, которые тоже объявили нам войну и своими вооруженными силами участвовали, значит, на стороне Германии в войне с Советским Союзом. И были… добровольцы из оккупированных Гитлером стран. Что это за страны? Франция, Бельгия, Голландия, Норвегия, Дания».

После этого четкого анализа логично было бы подумать о заголовке обсуждаемого документа. Ведь в нем и союзников, и коллаборационистов объединили термином «пособники».

Напомним, что «пособниками» в современной историографии принято называть коллаборационистов – жителей оккупированных советских территорий. Причем отнюдь не все из них, вопреки тексту Заявления, присягали гитлеровскому режиму.

К сожалению, предложений по корректировке заголовка Заявления не последовало. Что неудивительно, так как, по мнению одного из докладчиков, в 1940 году некоторых территорий как самостоятельных государств не существовало, ибо «в состав Третьего рейха вошли итальянцы, испанцы, французы, бельгийцы, голландцы, финны».

Впрочем, инициаторы Заявления на одну поправку согласились: включить в список «пособников» Румынию. Но не потому, что под ее контролем на территории Транснистрии и Буковины оказался каждый десятый житель из оккупированной территории СССР, а ввиду наличия жестокого карательного формирования… Венгрия, чьи войска не только активно участвовали в боевых действиях, но и контролировали в начальный период войны значительную территорию Украины, а затем РСФСР, отличаясь крайней жестокостью по обращению с местным населением (о чем в наших странах опубликован специальный сборник документов), этого не удостоилась.

В ходе обсуждения звучали цифры жертв (от 19 до 24 млн) представителей всех славянских народов, а не только граждан СССР. Правда, это не вписывалось в территориальные рамки Заявления и не вполне соотносилось с тем, что среди «пособников» депутаты упоминали Хорватию, Болгарию и Словакию. Еще одна важная деталь. На фоне такого разброса цифр погибших вызывает сомнение указанное в Заявлении число казненных и умерших от голода, болезней, бомбежек мирных советских жителей – 13 684 692 человека. Оно фигурирует в статистических сборниках, но ее достоверность вызывает большие сомнения.

При обосновании необходимости использования термина «геноцид» участники дискуссии неоднократно ссылались на документы Нюрнбергского процесса. Один из докладчиков сообщил, что этот термин упоминали французские прокуроры. Но, как хорошо известно, ни в обвинительное заключение, ни в приговор термин этот не вошел. Второй докладчик утверждал: «Если мы почитаем документы Нюрнбергского трибунала, а мы действуем в международно-правовой его системе сегодня, то именно речь идет о геноциде народов Советского Союза». По его мнению, «бесчинства и зверства нацистов, события того времени нельзя назвать иной формулой и иным термином, как геноцид». Между тем в приговоре Нюрнбергского трибунала «иные» термины присутствуют: военные преступления и преступления против человечности. Поэтому весьма сомнительно, что трактовка термина по гражданству «еще раз подтвердит судебно-правовую оценку, данную Нюрнбергским трибуналом».

Картаполов напомнил о тех, кому адресован документ, – о парламентариях всего мира: «Их надо бить их же самым оружием, это они придумали слово «геноцид», они его обосновали, они его ввели в юриспруденцию». К сожалению, никто из участников дискуссии не вспомнил, что Рафаэль Лемкин (1900–1959), который «придумал» и обосновал термин «геноцид», родился на территории Российской империи, около города Волковысск в современной Беларуси.

В российской историографии, как и в ходе 11 региональных судов, установлено, что оккупанты выделяли в отдельную категорию жертв советских военнопленных, коммунистов, участников Сопротивления, заложников, душевнобольных и инвалидов, а также евреев и цыган. Кстати, о цыганском народе в Заявлении и в ходе дискуссии не упоминалось ни разу.

Было еще одно предложение, которое также не вошло в текст, опубликованный в день обсуждения: накануне заседания было принято еще одно, уже 11-е, решение суда Белгородской области о «геноциде советского народа». В связи с этим решением во всех СМИ приводился факт страшной трагедии на камышитовом заводе, где 5 февраля 1942 года погибло «около 2 тыс. ни в чем не виновных людей».

Между тем хорошо известно, что основными жертвами здесь были евреи. Об этом «НГ» сообщала в статье «Малоизвестные страницы Холокоста на территории России. «Камышитовая» боль» (номер от 28.01.19). Была среди сожженных и 28-летняя русская учительница Ольга Савицкая. Перед казнью ей предложили отказаться от 4-летнего сына, отец которого был евреем, и отдать его на казнь. Мать не оставила сына и погибла вместе с ним.

Ряд замечаний депутатов касались лингвистики. Константин Затулин обратил внимание на название Заявления: «Таким образом никогда про геноцид не говорят – геноцид Германией. Геноцид со стороны Германии и ее пособников». Звучали в ходе обсуждения и экзотические предложения – не называть формирования на территории аннексированных или оккупированных стран «добровольцами». Предлагалось выделить современные страны, уроженцы которых участвовали в геноциде. При таком раскладе в этот список впору было включать не только оккупированную вермахтом и «незаслуженно забытую» депутатами Литву, но и остальные республики, то есть народы СССР, включая проживавших на территории современной России (чего стоит не вписывающаяся ни в какие геноцидальные схемы Локотская республика с ее «фюрером» Каминским, казненным гитлеровцами в 1944 году за чрезмерную жестокость).

Предлагалось включить в число стран, осуществлявших геноцид народов СССР, Японию, которая советскую территорию не оккупировала. А также потребовать от Германии компенсацию в размере ее 20 годовых бюджетов и т.д.

Кстати, политике памяти в Германии посвящены два абзаца Заявления. О советских жертвах, в том числе в годы блокады, вспоминать в ФРГ якобы не хотят и никак их не увековечивают. Одновременно отмечалось недавнее признание Бундестагом Голодомора геноцидом.

Так ли? Достаточно привести примеры заявлений нынешнего президента Германии и его предшественника. Йоахим Гаук 27 января 2014 года подчеркивал в письме президенту России в связи с 70-й годовщиной снятия блокады: «Я могу лишь с глубокой скорбью и чувством стыда думать о войне на уничтожение, которую нацистская Германия вела против Советского Союза. Особенно ужасным событием войны стало окружение Ленинграда. Я говорю вам и вашему народу: мы разделяем боль утраты и сопереживаем выжившим».

14 ноября 2021 года президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, выступая в Бундестаге, говорил «о войне и преступлениях в Восточной и Юго-Восточной Европе… совершенных против мирных жителей, насильственно перемещенных лиц и советских военнопленных, сотни тысяч которых погибли в первые месяцы после нападения: умерли от голода, убиты, расстреляны».

Отдельного пассажа в речи Слуцкого удостоилась Польша, которая «пошла дальше других» в отношении павших советских солдат и офицеров: «их захоронений, их могил больше нет… во всех без исключения воеводствах они уничтожены». Это не совсем так. Приведу лишь один пример. На городском кладбище Освенцима находится в прекрасном состоянии мемориал советским солдатам, погибшим в ходе освобождения этого города и лагеря смерти Аушвиц.

К сожалению, российские СМИ, публикуя или излагая текст принятого депутатами Заявления (дословно повторившее проект этого важного документа, опубликованный 14 марта), не осветили важнейший вопрос: предполагается ли его дальнейшая доработка с учетом высказанных поправок.

Между тем через несколько дней на сайте Думы был опубликован доработанный текст Заявления, в котором выделены страны – союзники нацистской Германии, но в перечне государств, откуда прибыли добровольцы, по-прежнему указана (помимо Австрии, Дании, Польши, Франции, Чехии) Латвия и добавлена туда Эстония.

На наш взгляд, обсуждение этой важной темы должно быть детально проведено и в профессиональной среде. Открытая дискуссия в парламенте показала, что в оценках событий оккупационного режима остается много вопросов.

Как само Заявление, так и дискуссии в Государственной думе представляют несомненный интерес с позиции формирования политики памяти о самой страшной войне в истории человечества, унесшей миллионы жизней мирных граждан. Точность формулировок и фактов играет важнейшую роль в оценке как достижений, так и нерешенных вопросов в современной российской исторической науке.

Представляется, что в научной литературе, образовательных программах и СМИ речь должна идти о геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенных против народов Советского Союза Германией, ее союзниками и пособниками в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. В нем обязательно должны быть указаны два народа СССР – еврейский и цыганский – общепризнанные мировым сообществом жертвы нацистского геноцида, а также выделены все категории граждан СССР – жертв военных преступлений и преступлений против человечности. 


Читайте также


Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
2199
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
4102
Коммунисты прокладывают лыжню на выборы Госдумы

Коммунисты прокладывают лыжню на выборы Госдумы

Дарья Гармоненко

К электорату партия поедет по советской ностальгии и социальной повестке

0
1899
Госдума грозится совсем разорить иноагентов

Госдума грозится совсем разорить иноагентов

Иван Родин

На спецсчета с ограниченным доступом переведут все внутрироссийские доходы

0
2568

Другие новости