0
18751
Газета Идеи и люди Печатная версия

06.02.2023 17:41:00

Кто убил националиста Коновальца?

Легенды и мифы Павла Судоплатова

Марат Бисенгалиев

Об авторе: Марат Кабдушевич Бисенгалиев – историк, публицист.

Тэги: мемуары, автобиография, павел судоплатов, легенды, мифы, ссср, нквд, националист, евген коновалец, убийство, оун, украинский фашизм


мемуары, автобиография, павел судоплатов, легенды, мифы, ссср, нквд, националист, евген коновалец, убийство, оун, украинский фашизм Много лет Коновалец (второй слева) выстраивал националистические организации в уютной Европе, сотрудничая с тем, с кем было выгодно. Фото с сайта www.cdvr.org.ua

В отсутствие надежных источников информации в их качестве выступают мемуары задним числом, многие из которых затем становятся чем-то вроде истины в последней инстанции. Примером такой «реконструкции» можно считать «автобиографию» генерала госбезопасности Павла Судоплатова.

Этот секретный человек настолько «успешно» служил Родине, что советский суд назначил ему сначала расстрел, а потом 15 лет заключения, которые пришлось полностью отбыть в печально известном Владимирском централе.

Но самыми интересными событиями своей жизни Судоплатов поделился не со следователями и судьями в 1950-е, а в 1994 году, когда издал в ФРГ на немецком и в США на английском свои мемуары (русские издания вышли позже). Было очень важно, чтобы в книге содержалась некая изюминка, способная заинтересовать заграничного читателя историей для него, в общем-то, посторонней.

Художественный вымысел

Отставной чекист ввел в свой труд главу под названием «Ликвидация главаря фашистской ОУН (запрещена в РФ) Коновальца», из которой следовало, что Павел Анатольевич Судоплатов собственноручно ликвидировал главаря Организации украинских националистов Евгена Коновальца, взорвав его в мае 1938 года в Роттердаме в кафе при помощи взрывного устройства, замаскированного под коробку конфет.

Для усиления эффекта на помощь автору был призван сам… Сталин. Оказалось, что в не самом свободном по времени для вождя 1937 году в ноябре Иосиф Виссарионович дважды (!) встречался со старшим лейтенантом Судоплатовым и лично учил, как именно надо убивать такого врага, как Коновалец. Вот отрывок из русскоязычного издания одной из книг Судоплатова:

«После того как Сталин пожал мне руку, я никак не мог собраться, чтобы четко ответить на его вопросы. Улыбнувшись, Сталин заметил:

– Не волнуйтесь, молодой человек. Докладывайте основные факты. В нашем распоряжении только двадцать минут…

Сталин, кивнув, спросил меня об отношениях между политическими фигурами в украинском эмигрантском движении. Я вкратце описал бесплодные дискуссии между украинскими националистическими политиками по вопросу о том, кому из них какую предстоит сыграть роль в будущем правительстве. Реальную угрозу, однако, представлял Коновалец, поскольку он активно готовился к участию в войне против нас вместе с немцами…

– Ваши предложения? – спросил Сталин…

Собравшись с духом, я сказал, что сейчас не готов ответить.

– Тогда через неделю, – заметил Сталин, – представьте свои предложения…

Ровно через неделю после моего возвращения в Москву Ежов в одиннадцать вечера вновь привел меня в кабинет к Сталину… Всего за пять минут я изложил план оперативных мероприятий против ОУН, подчеркнув, что главная цель – проникновение в абвер через украинские каналы, поскольку абвер является нашим главным противником в предстоящей войне.

Сталин попросил Петровского высказаться. Тот торжественно объявил, что на Украине Коновалец заочно приговорен к смертной казни за тягчайшие преступления против украинского пролетариата: он отдал приказ и лично руководил казнью революционных рабочих киевского «Арсенала» в январе 1918 года.

Сталин, перебив его, сказал:

– Это не акт мести, хотя Коновалец и является агентом германского фашизма. Наша цель – обезглавить движение украинского фашизма накануне войны и заставить этих бандитов уничтожать друг друга в борьбе за власть. – Тут же он обратился ко мне с вопросом: – А каковы вкусы, слабости и привязанности Коновальца? Постарайтесь их использовать.

– Коновалец очень любит шоколадные конфеты, – ответил я, добавив, что, куда бы мы с ним ни ездили, он везде первым делом покупал шикарную коробку конфет.

– Обдумайте это, – предложил Сталин…

– Желаю успеха, – сказал Сталин, пожимая мне руку.

Мне было приказано ликвидировать Коновальца».

Замечу, что все вышесказанное – художественный вымысел. Проверим рассказ Судоплатова по источникам, в далеком 1994 году недоступным ни ему, ни читателям. Это «Журналы записей лиц, принятых И.В. Сталиным». Откроем их и увидим, что с 1 ноября 1937 по 23 мая 1938 (дата убийства) старший лейтенант Судоплатов в кабинете Сталина не был ни разу.

Второй важный факт, на который обратил внимание биограф Судоплатова Александр Север: товарищ Сталин забыл наградить исполнителя своего задания. Не то что ордена или медали, но даже просто благодарности в приказе чекист не получил.

Кстати, сам Павел Анатольевич в декабре 1942 года в докладной записке коллеге из другого отдела свою жертву упомянул отстраненно: «КОНОВАЛЕЦ – «вождь» ОУН – является главным «консультантом» абвера по украинским делам. Со смертью КОНОВАЛЬЦА в 1938 году, оккупацией Польши немецкими войсками и присоединением Западной Украины к Советскому Союзу в 1939 году в ОУН произошел раскол».

Не «ликвидирован мной» или хотя бы «ликвидирован» – а просто «со смертью», как будто никакого отношения Судоплатов к произошедшему не имел.

В его рассказе об убийстве есть масса нестыковок. К примеру, взрывное устройство Судоплатов будто бы приносит в кармане пиджака. Свидетели же видели то ли коробку с тортом, то ли коробку из-под обуви – ее не спрятать и в кармане пальто. Официант в кафе утверждал, что потенциальный убийца был не ниже 170 см, а на некоторых видео 1990-х годов заметно, что Судоплатов очень маленького роста, максимум сантиметров 160.

Да и способ ликвидации для НКВД нетипичный. И сам Павел Анатольевич, и его подчиненные прибегали в похожих реальных случаях к пулям, яду, наезду автомашины. Взрыв – ни разу.

Само покушение удается чисто случайно – взрывное устройство срабатывает уже на улице, после того как не только сам убийца, но и Коновалец покидают кафе, то есть то ли через 15 минут после расставания двух участников происшествия, то ли позже. А если бы сладкоежка Коновалец не утерпел и открыл коробку с «цукерками» сразу по вручении?

Но поскольку Коновальца в этот день кто-то все же убил, поищем ответ на классический вопрос.

Кому выгодно?

Карьера этого персонажа развивалась достаточно успешно. Служба в австро-венгерской армии, участие в Первой мировой, плен, Гражданская война в России на стороне петлюровской Директории – все это Евген Михайлович прошел с минимальными издержками и уже в 1922 году стал лидером весьма влиятельного сообщества западноукраинских националистов. В 1920-е, когда Галиция перешла под польский контроль, Коновалец вместе со Скоропадским стал одним из двух лидеров украинского «сопротивления в изгнании». Находился он физически в Чехословакии (будто бы руководитель этой страны Бенеш был с Коновальцем знаком еще со времен Австро-Венгрии).

В своих антипольских планах Коновалец иногда контактировал и с ГПУ УССР – восстание в Галичине в 1922 году планировалось поддержать и через польско-чехословацкую, и через польско-советскую границы. Поляки как-то об этих планах узнали и их сорвали, но не по вине ГПУ.

Тогда же в «вольном городе Данциг» оформилась структура, которую уже и формально возглавил Коновалец, – «Украинская войсковая организация». В 1926 году ее штаб-квартира переехала в Берлин, и главной целью стала борьба против Польши, что полностью соответствовало внешнеполитическим целям веймарской Германии.

Уже в конце 1920-х годов галичанско-немецкое сотрудничество стало ослабевать, а сам Коновалец постепенно отходил от такой однобокой ориентации. Первый учредительный съезд Организации украинских националистов Евген Михайлович провел в 1929 году в Вене. Примерно тогда же он переехал в Швейцарию, оставив в Берлине своего соратника Рихарда Ярого, который нашел с немцами куда больше точек соприкосновения.

Уже в те годы Коновалец старался больше внимания уделять строительству структуры по работе с украинскими диаспорами в США, Канаде и Южной Америке. В старой же Европе он идейно ориентировался на фашистскую Италию. Вряд ли его радовали успехи будущих бандеровцев в терроре против польских чиновников, ибо по итогам этих убийств Лига Наций признала ОУН террористами, и Коновальцу пришлось покинуть уютную Женеву. Тогда и состоялась встреча Коновальца с Гитлером, лидером одной из оппозиционных партий Германии.

Победа нацистов на выборах 1933 года и заключение Гитлером Пакта о ненападении с маршалом Пилсудским в январе 1934 года разочаровали Коновальца. Оставив в Германии Ярого, Евген Михайлович продолжил работать с диаспорами по всему миру и сотрудничать с реальными врагами Польши, такими как Литва. Он даже получил литовское гражданство.

Нацисты игнорировали Коновальца и публично именовали вождем украинцев не его, а Ярого. Определенные контакты Коновалец сохранил с абвером, чей глава Вильгельм Канарис никогда не был большим сторонником национал-социализма и незаметно налаживал контакты с британскими коллегами.

Ситуация принципиально поменялась в марте 1938 года – и не только потому что Вена, в которой уже давно трудился Коновалец, после аншлюса перешла под прямой контроль Гитлера. Ситуация в Европе становилась откровенно предвоенной, и многовекторность перестала поощряться. К тому же к украинским националистам стало подбираться гестапо – пытаясь «отжать» этот ценный для будущей войны на Востоке ресурс у абвера.

В апреле 1938 года в уже немецкой Вене Коновалец получает от нацистов предложение, от которого, казалось бы, нельзя отказаться, но скорее всего все-таки отказывается, поскольку в мае того же года оказывается не в Берлине, а в Роттердаме. Там его и настигает бомба киллера, чье имя было никому не известно до самого конца 1980-х.

Так кому же выгодна была смерть Коновальца в марте 1938 года? Первый ответ: естественно, Польше – все-таки организация, которую Коновалец возглавлял много лет, своей уставной целью ставила борьбу конкретно с Польшей. Но поляки через своих многочисленных агентов в кругу высших чинов ОУН прекрасно знали, что как раз Коновалец – человек относительно миролюбивый по сравнению со своими молодыми соратниками. Последние взрывали польских чиновников не только не по его приказу, но и вообще без какого-то согласования с Венским офисом. Уже давно та часть украинских националистов, которая вела свою деятельность в Польше, запрашивала у эмигрантского руководства исключительно деньги, а не указания. Так что полякам Коновалец не мешал, ссориться с голландским правосудием из-за него они бы не стали.

Еще меньше интереса в устранении Коновальца было у спецслужб СССР. Напомним, что 1938 год – это разгар ежовского избиения чекистов, когда иностранная резидентура сократилась почти вдвое. Но оставались важные задачи, которые с прореженного репрессиями НКВД никто не снимал, – борьба с белоэмигрантами и Испания.

Если верить современному украинскому историку Костю Бондаренко, то, несмотря на печальные события 1932–1933 годов, Коновалец сохранял контакты с ГПУ и будто бы даже получал из СССР… вкусные конфеты (!).

Весьма вероятной была бы версия внутренних разборок в самой ОУН. С одной стороны, Коновальца активно подсиживали Ярый и его гестаповские кураторы, с другой – то крыло ОУН, которое впоследствии назовут «бандеровским», хотело выдвигать руководителей из своей среды. Но в 1938 году почти весь их актив сидел в польских тюрьмах и затевать какие-то внутренние разборки физически не мог.

Другое дело – Германия. В планах нацистов было вторжение в Чехословакию – операция крайне рискованная. Гитлер знал, что поляки в этом деле ему союзники, а оуновцы – скорее помеха. И когда в октябре 1938 года во Львове вспыхнули антипольские беспорядки, Гитлер приказал абверу и гестапо приструнить своих подопечных, в частности лишив их возможности использовать радиостанции на немецкой территории.

А был ли волкодав?

Тут самое время привести цитату из любопытной книги, изданной в США в 1943-м и перепечатанной в СССР в 1947 году. Ее авторы – публицисты левого толка Сейерс и Кан. Эта книга стала в США бестселлером и чисто советской агиткой быть не могла.

Итак, в одной из первых глав их книги Sabotage! The secret war against America есть такой абзац:

«В том же году Гитлер и полковник Николаи решили, что главарь ОУН – Коновалец – знает слишком много тайн германского правительства и приобрел такие международные связи, что в дальнейшем может оказаться трудным держать его в руках. По этим соображениям они организовали вручение Коновальцу, находившемуся в то время на съезде украинских «националистов» в Роттердаме, особого «подарка». У входа в зал заседаний один из помощников Коновальца, доверенный агент гестапо, подал своему шефу сверток, сказав, что это предназначено лично ему. Когда Коновалец развернул сверток, находившаяся в нем бомба разорвала его на куски. Таким образом Коновалец стал «мучеником» украинского «националистского» движения. Высокопоставленные нацисты после этого не раз говорили, и по всей вероятности искренно, что после смерти полковник Коновалец оказался для них еще полезнее, чем при жизни».

В принципе логично: Коновалец погиб, не успев никуда перебежать, а в подконтрольную нацистам украинскую эмигрантскую прессу поступили утечки, что, дескать, героя убили агенты ГПУ. Ярый сумел провести в руководители ОУН человека по фамилии Мельник – свояка покойного Коновальца, слабовольного и легко манипулируемого. Правда, старая гвардия ОУН какое-то время еще сопротивлялась и успела провести не в Берлине, а в Риме свой второй сбор в конце августа 1939 года – прямо накануне вторжения Германии в Польшу. Там выбрали не только новое руководство, но даже и идеологию, близкую к итальянскому фашизму.

Впрочем, через несколько недель немцы выпустили из польских тюрем и лагерей сидящих там бандеровцев, включая и самого Бандеру. Эта молодежь все принятые без их участия резолюции не признала (возможно, и живой Коновалец уже был бы им не указ).

Интересно, что, хотя многие соратники Коновальца впоследствии были уничтожены бандеровцами физически, конкретно Ярый нашел с ними общий язык и успешно сотрудничал до самого конца войны. Более того, и после мая 1945 года он мирно жил в Австрии, причем в советской (!) зоне оккупации, под своим именем и под надзором МГБ, похоже, нестрогим. Что тут скажешь – умел человек договариваться.

Впрочем, самое время вернуться к товарищу Судоплатову. В сложные 1990-е, когда у оставшихся в живых репрессированных появился шанс на реабилитацию, переключить внимание публики на историю с Коновальцем человеку с его приговором было крайне желательно. Стоит прочесть отрывки из текста обвинительного заключения, которое советский суд вынес в отношении Павла Анатольевича.

«Сов. секретно

Приговор

Именем Союза Советских Социалистических Республик в закрытом судебном заседании, в гор. Москве, 12 сентября 1958 года рассмотрела дело по обвинению:

СУДОПЛАТОВА Павла Анатольевича, 1907 года рождения, уроженца гор. Мелитополь, УССР, с высшим юридическим образованием, не судимого, бывш. работника МВД-НКВД СССР, генерал-лейтенанта, в преступлении, предусмотренном ст.ст. 17–58–1б УК РСФСР…

До начала Великой Отечественной войны Судоплатов по поручению Берия создал и возглавил так называемую особую (специальную) группу… В задачу входило выполнение совершенно секретных заданий Берия, в частности тайно похищать неугодных ему граждан и уничтожать их без суда и следствия...

Установлено, что Берия и его сообщники, совершая тяжкие преступления против человечности, испытывали смертоносные, мучительные яды на живых людях. Подобные преступные опыты имели место в отношении большого количества людей, приговоренных к высшей мере наказания, и в отношении лиц, неугодных Берия и его сообщникам. Специальная лаборатория, созданная для производства опытов для проверки действия яда на живом человеке, работала под наблюдением Судоплатова и его заместителя Эйтингона с 1942 по 1946 год, которые от работников лаборатории требовали ядов, только проверенных на людях. Предъявленное Судоплатову обвинение в ходе судебного следствия подтверждено свидетельскими показаниями и письменными документами, имеющимися в деле».

И на суде над непосредственным начальником Судоплатова министром МГБ Абакумовым (это 1954 год) тоже прозвучало кое-что любопытное.

«Из обвинительного заключения по делу Берия известно, что в своей изменнической деятельности он использовал гнуснейшие методы тайных похищений людей, злодейских убийств из-за угла, совершал тягчайшие преступления против человечности, производя опыты над живыми людьми, умерщвляя людей при помощи различных ядов и т.д. Для совершения этих преступлений Берия создал особую группу готовых на все головорезов – Судоплатова, Эйтингона, Майрановского и др. Абакумов был участником этих преступлений. Поэтому, даже получив прямое указание от И.В. Сталина об аресте Судоплатова и Эйтингона, Абакумов уберег их от ареста».

Если генеральный прокурор Руденко в данном случае не фантазировал – то получается, что именовать Павла Анатольевича «волкодавом Сталина», как принято в современной публицистике, ошибочно – ведь сам Сталин этого «волкодава» требовал посадить на цепь в прямом смысле слова.

В завершение констатируем факт: по опубликованным достоверным источникам, нет ни одного доказательства того, что руководители как советского государства, так и советских спецслужб имели отношение к истории с убийством Евгена Коновальца.

Дало ли это убийство что-то руководству СССР? Тоже нет, ОУН была, выражаясь современным языком, сетевой структурой, слово Коновальца для принятия и исполнения каких-то решений давно не имело значения. Он к 1938 году был всего лишь символом уже уходящей эпохи – как и его конкурент по статусу главы украинского сопротивления в Берлине Павел Скоропадский. Последнего в СССР никто не вспоминал и не карал – он случайно погиб под американскими бомбами в 1945 году.

Ни в заслугу, ни в вину убийство Коновальца советская власть Судоплатову не ставила. И это, по-моему, самая верная позиция в данном вопросе. 


Читайте также


Битва экстрасенсов за мысли папы Римского

Битва экстрасенсов за мысли папы Римского

Алексей Казаков

Секретный эксперимент состоялся в 1986 году

0
2700
«Эй! Бей! Турумбей!»

«Эй! Бей! Турумбей!»

Юрий Юдин

Без всяких скидок на возраст: Аркадий Гайдар и его романтические герои

0
3424
Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Анатолий Цирульников 

Как педагогика сотрудничества пыталась победить старую авторитарную

0
5166
Документальная повесть о русском «Буране»

Документальная повесть о русском «Буране»

Андрей Ваганов

Как создавалась и умирала единственная отечественная многоразовая космическая система

0
8117

Другие новости