Фото сайта vcatuva.ru
Роскомнадзор за полгода получил около 150 тыс. жалоб, большая часть которых содержит указания на «проукраинскую пропаганду», это на 25,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Наибольшее число обращений в адрес ведомства поступило в марте 2022 года. Тогда в центральный аппарат Роскомнадзора поступило 10 323 обращения, что больше показателей прошлого года почти в четыре раза, – поясняется в сообщении. – Количество вопросов по теме запрещенных материалов составило 63 592, что почти в два раза больше, чем за аналогичный период в прошлом году». Другим предметом массовых обращений стала защита персональных данных.
Напомним, что распространение фейков о специальной военной операции карается вначале административным, а затем уголовным наказанием. Портал Роскомсвобода писал, что с начала марта и до конца мая в России было рассмотрено более 2 тыс. подобных случаев, к началу лета было возбуждено 53 уголовных дела. Более свежих цифр, к сожалению, не нашел.
По данным последней переписи населения, в России проживают 146,75 млн человек. Если разделить эту цифру на количество обращений бдительных граждан в Роскомнадзор, то получится, что авторство жалоб принадлежит перу примерно каждого восьмисотого взрослого россиянина, физически способного написать донос. Хочется верить, что это не совсем так, что существенная часть сигналов о непотребных постах в социальных сетях написана доносчиками-рецидивистами, строчащими жалобу за жалобой. Кроме того, авторы части обращений – не индивидуальные доброхоты, а государственные органы, в том числе те, которые призваны следить за чистотой сетевого пространства. Да и жалобы приходят далеко не только на «военные» фейки.
Тем не менее масштабы явления впечатляют и заставляют вспомнить наблюдение писателя Сергея Довлатова. «Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить – кто написал четыре миллиона доносов? Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой? Ничего подобного. Их написали простые советские люди, – писал Довлатов, не уточняя, откуда взял цифру четыре миллиона. – Означает ли это, что русские – нация доносчиков и стукачей? Ни в коем случае. Просто сказались тенденции исторического момента. Так что упаси нас Бог от пространственно-временной ситуации, располагающей ко злу».
Жанр политического доноса анализировал философ и писатель Александр Зиновьев. «В свое время в КГБ был завал доносов. Сотрудники своими силами не справлялись с ними и привлекали в помощь посторонних специалистов. Привлекали и меня. Моя задача состояла в том, чтобы отобрать из многих тысяч доносов заслуживающие внимания, а остальные передать на уничтожение, – вспоминал Зиновьев в романе «Гомо советикус». – Я читал доносы начинающих жизнь невинных младенцев и умудренных опытом дряхлых старцев, молодых трезвых карьеристов и обезумевших от безнадежности алкоголиков, выдающихся ученых, домашних хозяек, юных и чистых дев, старых развратников, партийных функционеров, безграмотных дебилов, профессоров, пенсионеров, артистов. И все они были похожи друг на друга, как монеты одной ценности, как клопы. Как будто они у нас изначально заложены в генах».
Современные россияне пишут доносы не только по поводу неправильных постов в сетях. Вот ослепительный пример: учительнице из Пензы дали пять лет условно за дискредитацию армии в беседе с ученицами. Она преподавала английский язык в школе олимпийского резерва, после урока к ней подошли две восьмиклассницы и поинтересовались, почему они не поедут на соревнования в Европу, как планировалось. Учительница объяснила их невезучесть специальной военной операцией и поделилась своей оценкой событий. Она погорячилась, а школьницы держали включенным диктофон и передали запись правоохранителям. Девочки далеко пойдут – уже в подростковом возрасте они приобрели драгоценное свойство улавливать алгоритм эпохи. Такое свойство пригодится во взрослой жизни, тем более что им есть на кого равняться.
Канал RTVI отмечал: «В отношении главы муниципального округа Красносельский Елены Котеночкиной и депутата Алексея Горинова возбуждено уголовное дело о дискредитации Вооруженных сил России. Выступая на заседании совета, депутат Горинов поставил под сомнение этичность проведения районного детского праздника в контексте специальной военной операции и произнес запрещенное законом слово. Видео заседания было выложено в открытый доступ и попало в поле зрения федерального депутата Олега Леонова. «Я не кровожадный человек, мне не важно наказание, и лучше, чтобы его не было, – говорит Олег Леонов. – Задача в том, чтобы общество посмотрело на эту ситуацию и дало оценку». Не знаю, как насчет общества, но суд свою оценку уже дал. Котеночкина из России уехала, а вот Горинов проведет семь лет за колючей проволокой. РБК со ссылкой на пресс-службу суда сообщает, что он был признан виновным по части 2 ст. 207.3 УК – публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные о вооруженных силах, с использованием служебного положения группой лиц.
Было бы несправедливым утверждать, что политические доносы – эксклюзивная склонность советских людей и современных россиян. Кинокритик Юрий Гладильщиков описывает, с каким энтузиазмом в эпоху маккартизма писали доносы на коллег актеры Голливуда: «На заседаниях комиссии Конгресса разоблачать скрытых коммунистов в кинематографе принялись звезды Роберт Тейлор, Рональд Рейган, Гэри Купер, Уолт Дисней. Уже в 1947-м появились первые черные списки голливудцев, заподозренных в симпатиях к левым – в итоге в них попали несколько сот человек».
Да что там голливудские светила, если на ниве разоблачения скрытых коммунистов в ту же эпоху трудился сам Джордж Оруэлл! Большую часть жизни писатель был убежденным левым, он участвовал в испанской войне на стороне коммунистов, беспощадно клеймил капитализм в своих статьях и эссе, однако на финишном отрезке жизни радикально сменил вехи, написал бессмертные романы «Скотный двор» и «1984», а также доносы. В 1949 году он составил перечень известных людей, переданный в Департамент информационных исследований МИД Великобритании. Список содержит 135 имен. Помимо политических взглядов и половых пристрастий фигурантов Оруэлл отмечал расовые и национальные признаки «криптокоммунистов»: Пол Робсон – «негр США», Исаак Дойчер (историк и публицист, автор книг по истории и социологии, биограф Троцкого и Сталина) – «польский еврей», Том Драйберг (британский журналист и политик, член Палаты общин) – «английский еврей», Чарльз Чаплин – просто «еврей» и т.д. Вероятно, смысл этих ремарок состоял в том, чтобы выделить качества, способные побудить фигурантов списка работать на Советы.
Более свежим примером «у них» могут служить доносы в рамках «культуры отмены», охватившей интеллектуальные и академические круги Северной Америки в наши дни. Вот лишь один из многих примеров: канадская газета The Globe and Mail опубликовала статью «Попавший в передряги профессор Оттавского университета сожалеет о своих словах с расистским душком». В преамбуле к статье автор сообщает, что его героиня раскаивается в том, что в ходе лекции употребила запрещенное в Новом Свете слово nigger. Верушка Лютенон-Дюваль преподает на факультете искусств Оттавского университета. Злополучное слово произнесено во время лекции, на которой Лютенон-Дюваль рассказывала, как некоторые социальные группы нейтрализуют оскорбительные для них клички, вводя их в употребление между собой. Так, сообщества геев заставляют по-новому звучать обидное слово queer, превращая его в «маркер идентичности». А некоторые общины чернокожих жителей Америки проделывают то же со словом nigger. «У меня не было и мысли о том, чтобы кого-то оскорбить, вызвать реакцию или привлечь внимание, – клялась профессор в интервью. – Я искренне извиняюсь за то, что сделала». Извинения приняты не были. Сразу после того как в ходе лекции прозвучало нехорошее слово, одна из студенток отправила профессору гневный e-mail. Руководство университета осудило использование неприличного слова даже в сугубо академических целях и уведомило профессора об отстранении от работы с сохранением зарплаты.
Правда, сегодня она снова читает лекции в отличие от пензенской учительницы, приговоренной к запрету на профессию, и уж тем более от московского муниципального депутата, приговоренного к семи годам неволи. Вы чувствуете разницу?
Что же касается шквала доносов в Роскомнадзор и другие высокие инстанции России, то это пока еще не пандемия политического стукачества, но уже и не отдельные очаги заболевания. Верной дорогой идете, товарищи. Родина вас не забудет.