Для формирования национально-государственной идентичности россиян важны яркие образы. Такие как Полтавская битва. А.Е. Коцебу. Полтавская победа. 1862. Эрмитаж
В последние три десятилетия в образовательной системе России проявляются слишком уж затянувшиеся непродуманные шарахания, слепое копирование западноевропейских образцов и даже их наслаивания на остатки добротной отечественной базы. Сегодня, наконец, все здравомыслящие люди России осознали давно уже ставшие очевидными губительные последствия неверной образовательной политики. Политики, которая проводилась с начала 1990-х годов.
Лет 10 назад, в год 400-летия освобождения столицы России от иноземных интервентов, занимаясь изданием журнала «Преподавание истории в школе», автор этих строк решил провести небольшой опрос среди московских школьников разного возраста. Всем задавал лишь два взаимосвязанных вопроса: 1) с каким событием связан День народного единства 4 ноября? 2) кому из знаменитых россиян воздвигнут скульптурный монумент в Москве на Красной площади у храма Василия Блаженного? Результаты опроса меня, честно говоря, обескуражили. На первый вопрос я так и не получил ни одного правильного ответа, а на второй вопрос о памятнике гражданину Минину и князю Пожарскому верно ответил лишь один из 10 опрашиваемых.
Рассказывая школьникам об ожесточенном противостоянии красных и белых в годы Гражданской войны, тщетно пытался напомнить им о судьбе шолоховского героя Григория Мелехова, не раз переходившего из одного военно-политического лагеря в другой. Точно так же школьникам оказался неведом и персонаж подпольного миллионера Корейко из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок», на примере которого я хотел показать издержки НЭПа. Почти никто сегодня не знает имена героев обороны Брестской крепости – майора Гаврилова, капитана Шабловского, полкового комиссара Фомина, лейтенанта-пограничника Кижеватова, которые мне запомнились с детства.
Собственная история
Целенаправленное изучение прошлого России, к сожалению, начинается у нас обычно только с шестого класса, а в гимназиях – даже с седьмого. Между тем материалы о древнейшем прошлом народов нашей страны целесообразно включить в содержание курса «История Древнего мира», который постигают школьники пятого класса. Именно в нем уместно в контексте мировой истории человечества упомянуть о заселении первобытным человеком территории современной России.
Успехи в изучении древнейшей дописьменной истории человечества связаны прежде всего с археологией, особенно активно использующей методы естественных наук. В результате раскопок нескольких стоянок раннего палеолита (древнекаменного века) в Центральном Дагестане (Айникаб, Гегалашур, Мухкай), обнаружены древнейшие следы пребывания человека на территории России. На основании палеонтологического, палеомагнитного и геологического анализов можно сказать, что им 1,8 млн лет.
Возраст еще одной палеолитической стоянки Карама на юге Сибири (Алтай) достигает 800 тыс. лет. Мультидисциплинарные (археологические, антропологические, генетические) исследования материалов из Денисовой пещеры (Горный Алтай), где найдены останки неизвестной ранее популяции ископаемого человека – денисовца, позволили по-новому взглянуть на процесс развития рода Homo на рубеже среднего и верхнего палеолита в Северной Евразии (100–200 тыс. лет назад).
Народы нашей страны с глубокой древности не стояли в стороне от прогрессивных нововведений. На Северном Кавказе археологами обнаружены следы медно-каменного века (энеолита), отстоящие от нашего времени на более чем пять тысячелетий. В степях Восточной Европы люди занимались когда-то приручением лошадей и освоили езду на колесницах. А колесо стало в бронзовом веке важнейшим техническим открытием.
Рассказывая об античной цивилизации в школьном курсе пятого класса, логично напомнить, что ее островки есть и на территории нашей страны (в Крыму и на Таманском полуострове, где располагались и Боспорское царство, и город-государство Херсонес с республиканской формой правления); что предки славян контактировали с римлянами на позднем этапе существования Римской империи; что позже отдельные элементы античного культурного наследия распространились в Древней Руси из Византии, образовавшейся в результате распада Римской империи на западную и восточную части и сохранившей на протяжении столетий свои владения в Крыму.
История российской государственности, насчитывающей около 1160 лет, является лишь частью более протяженной во времени истории народов, заселявших территорию нашей страны с древнейших времен. Обо всем этом можно и нужно поведать школьникам.
Формирование национально-государственной и этнокультурной идентичности россиян надо начинать еще с пропедевтических курсов начальной школы (с третьего или четвертого класса), как это практиковалось в советский период. Именно на этих уроках нас, представителей старшего поколения россиян, знакомили тогда со знаковыми явлениями истории России: принятием христианства, «Русской Правдой», «Повестью временных лет», борьбой с иноземными завоевателями, петровскими реформами, Великой Отечественной войной. Именно из этого курса нам из далекого школьного детства запомнились самые яркие образы и события. Александр Невский и Ледовое побоище, Дмитрий Донской и Куликовская битва, Петр Великий и Полтава, Александр Суворов и переход русских солдат через Альпы, Михаил Кутузов и Бородино, маршалы Великой Отечественной и Знамя Победы над поверженным Рейхстагом, запуск первого искусственного спутника Земли и космический полет Юрия Гагарина.
Основы россиеведения
Давно уже назрела необходимость в создании для школьников учебных программ, курсов и добротных учебников по историческому россиеведению. Причем родиноведение (отечествоведение, отчизноведение) должно носить комплексный характер и основываться не только на исторических материалах, но и на археологии, этнографии, физической и экономической географии, филологии, литературоведении. Только таким образом можно осветить исторический процесс в связи природно-географическими, климатическими и этнокультурными особенностями нашей необъятной и многонациональной страны.
Хотелось бы, чтобы все юные россияне усваивали самые элементарные сведения о той стране, в которой они родились и живут, с раннего детства – еще в дошкольный период. В таком возрасте хорошо усваиваются прежде всего зрительные и звуковые образы. Очертания территории нашего государства на карте, его герб, флаг, гимн, реки, моря, океаны, озера, горы, природные богатства и их символы, наши песни и поговорки. Спасская башня с курантами Московского Кремля, Медный всадник в Петербурге, мемориал со скульптурой «Родина-мать» в Волгограде, образ Юрия Гагарина на фоне космического корабля «Восток».
На следующем возрастном этапе, в третьем-четвертом классах начальной школы целесообразно постигать пропедевтический курс междисциплинарного характера «Наша Родина – Россия» (основы россиеведения), заменив им дисциплину «Окружающий мир».
Вот как, на мой взгляд, должна выглядеть структура школьного учебника «Наша Родина – Россия» (основы россиеведения): Предисловие; Символы и награды России; Территория и соседи России; Природа, природные богатства и климат; Народы России, их обычаи и традиции; Экономика страны; Знаменательные события в истории нашей Родины; Знаменитые россияне; Государственные праздники; Культурное наследие; Заключение; Терминологический словарь; Хронология (Памятные даты).
Многие школьники слабо представляют, что такое государственная символика и как она сформировалась в России. До недавнего времени ей, к сожалению, не уделялось должного внимания в школьной программе. Поэтому юному поколению нашей страны хорошо бы знать, что еще с последней трети X века у князей Рюриковичей имелся родовой знак в виде двузубца и трезубца, что двуглавый орел впервые появился на печати московского великого князя Ивана III Васильевича 1497 года, что утверждение Андреевского морского и трехполосного бело-сине-красного флагов связано с петровской эпохой.
При изучении текста современного гимна России есть смысл поведать учащимся и о создании гимна Российской империи «Боже, Царя храни!» композитором Алексеем Львовым на слова Василия Жуковского, а затем прослушать оба гимна. Школьники смогут узнать немало интересного об утвержденном в 1699 году Петром Великим первом российском ордене Андрея Первозванного, о первых солдатских медалях, об орденах Святого Георгия и Святого Владимира, появившихся в России при Екатерине II, о советских наградах и символах.
Самая, пожалуй, сложная проблема – формирование у молодежи чувства патриотизма и гордости за свою страну на современных материалах. Обозревая последние 50 лет, нам придется прямо и честно признать не очень-то приятные факты. Об экономических кризисах и стагнации, совершенно ненужной и затратной войне в Афганистане, неудавшейся перестройке, развале СССР, резком падении промышленного производства, обнищании населения, коррумпированных чиновниках.
Что бы мы ни говорили на школьных уроках о величии современной России, в реальной жизни мы чаще всего имеем дело, увы, с отнюдь не российскими промышленными изделиями. Дети с ранних лет пользуются импортными электронными игрушками, самокатами, планшетами. Они нередко хвастаются дорогими смартфонами, еще более дорогими автомобилями-иномарками родителей, поездками на иностранные курорты.
И школьные учителя не могут им членораздельно объяснить, почему у нас существует огромная диспропорция в доходах даже в бюджетных организациях и госкорпорациях (ежемесячная зарплата ректора Московского университета в 100 с лишним раз превышает оклад университетского профессора), почему не вводится прогрессивная система налогообложения, почему мы бездумно копировали западноевропейские образцы.
На более высоком уровне россиеведение можно и нужно преподавать в 10–11-х классах средней школы. Оно дополнится знаниями о законах и закономерностях развития общества, о Конституции России, нашем законодательстве, экономике, этническом составе населения, традиционных духовных и культурных ценностях.
Такой же, но еще более усложненный курс россиеведения предлагаю ввести во всех вузах и для всех студентов (как гуманитарного, так и естественно-технического профиля). И здесь придется объяснить суть нашей национально-государственной идеи. К чему мы идем? Какое общество строим? Каковы наши экономические, политические, социальные и культурные приоритеты?
Очерк курса
Отказ от марксистского догматического монополизма в идеологии привел в последние два десятилетия к методологическому и методическому многообразию. Кто-то остался на прежних позициях, кто-то придерживается позитивистских взглядов, кто-то видит выход только в использовании статистико-математических методов, кто-то занимается исторической и культурной антропологией или поисками исторических альтернатив. В этом многообразии есть свои плюсы и минусы.
Плохо, когда в советский период сверху диктовали историкам, как показывать прошлое, и бдительно следили, чтобы никто не отступал от единственно верной партийной линии. Но и методологическая аморфность вредна для науки. Нужны более четкие научные ориентиры, основанные на многомерности и многозначности исторического процесса.
Вынужден признать очевидный и весьма печальный факт: заметное снижение теоретического уровня обобщающих трудов по истории России. Отказавшись от формационного деления исторического процесса, от понятий «феодализм» и «капитализм», отечественные историки ничего не смогли предложить взамен этих устоявшихся социально-экономических категорий.
Вся эволюция человечества – это процесс, который графически можно представить в виде спирали, витки которой то поднимаются, то опускаются по вертикали. Порой внедрение технических новшеств в промышленности и военном деле сочетается с культурным, сельскохозяйственным и социальным упадком. Эволюционный процесс на любой из своих стадий носит разноуровневый характер. В чем-то мы продвигаемся вперед, в чем-то отстаем, а к чему-то, увы, возвращаемся вновь. Такова историческая диалектика, так на практике действуют ее главные законы, разработанные еще немецким философом Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем и взятые затем на вооружение Карлом Марксом.
Нередко авторы учебников и учебных пособий не в состоянии отличить истинные интересы государства от недостаточно продуманных внешнеполитических акций, вызванных личными амбициями или обидами правителей. В большинстве школьных пособий не удается показать дореволюционное русское общество в диалектическом противоречии, в переплетении разных сил и тенденций. В результате перед читателем предстает крайне упрощенная и схематичная картина прошлого. А ведь тогда в обществе переплетались положительные и негативные тенденции.
Наряду с вооруженными конфликтами, социальным противостоянием, насилием и угнетением простого человека бытовали также взаимовыручка членов общины, коллективная ответственность за уплату налогов, строгие моральные устои и милосердие. К примеру, отношение к воинам, попавшим в неприятельский плен, в нашей стране было гораздо лучше в XVII веке, чем в середине XX столетия. Даже в антагонистическом обществе наряду с вертикально-иерархическими отношениями существовали социальные связи горизонтального характера, чтобы избежать катаклизмов и потрясений, правящие круги должны были всемерно их расширять и укреплять.
При оценке исторических процессов нельзя абстрагироваться от многомерности и неоднозначности разного рода процессов и явлений. Своеобразием российской цивилизации стали феодально-крепостнические порядки. Окончательное оформление в России во второй половине XVII века крепостного права обеспечило растущие потребности феодального государства в налоговых поступлениях, вотчинников и помещиков – в дармовой рабочей силе, позволило вести активную внешнюю политику, осуществить петровскую техническую модернизацию промышленности. Но с точки зрения социальных отношений и морального климата в русском обществе крепостное право, было, несомненно, шагом назад.
Оно отрицательно сказалось на крестьянской психологии, унижало крестьянина, создавало широкую почву для насилия над человеческой личностью. Я уж не говорю о том, что феодально-крепостническая система препятствовала созданию свободного рынка наемной рабочей силы, мешала процессу накопления капиталов и развитию предпринимательства. Стало быть, этому явлению нужно отвести достаточно места в школьном курсе россиеведения.
Надо больше внимания уделить традициям взаимопомощи, милосердия и благотворительности, которые на протяжении не одного столетия формировались у народов нашей страны. Великий русский ученый Михаил Ломоносов в 1761 году обратился к фавориту императрицы Елизаветы Петровны Ивану Шувалову с письмом «О сохранении и размножении российского народа». Он обратил внимание на необходимость заботы властей о развитии промышленности, торговли, земледелия, здравоохранения, экономии бюджетных средств, борьбе с преступностью, искоренении невежества. Заслугами в повышении уровня жизни и процветании народа определяются прежде всего величие и значение государственных деятелей России. Причем заботами не на словах, а на деле.
Российское государство издавна формировалось как многонациональное. У ряда народов имелись до вхождения в состав России собственные государственные образования. Территория нашей страны включает разные природно-климатические зоны. Вот почему общероссийские учебные курсы россиеведения желательно дополнить региональными компонентами. Школьник или студент в любом уголке России должен, изучая отечественную историю, ощущать сопричастность своего региона к ней.
Без теории не обойтись
Сегодня многое изменилось как в жизни российской школы, так и в состоянии исторической науки. Несмотря на то что за последние три десятилетия опубликовано немало фундаментальных научных монографий и письменных источников, приходится признать, что в изучении и учебной презентации истории русской цивилизации отсутствует прочная теоретическая база. Слабо аргументированные гипотетические построения, возводимые в догму и искажающие картину прошлого, мешают как постижению, так и популяризации отечественной истории (в том числе ее древнейшего этапа).
Думается, корень зла – в ложно понимаемых национальных ценностях, в неверной реакции на вызовы времени. В современной историографии российской цивилизации и презентациях научных, а порой и наукообразных построений в школьных и вузовских учебниках имеется немало мифологем и алогизмов, односторонности и субъективизма.
Проблема во многом заключается в отсутствии у нас независимой и объективной научно-методической экспертизы учебников и учебных пособий, их предварительной апробации в школах, общественном обсуждении в кругу специалистов – учителей и методистов.
Масла в полемические горнила историков добавляли и продолжают добавлять неоправданные зигзаги установок руководителей высших органов просвещения: от бездумного копирования западноевропейских методов и образцов, наукометрической политики до более продуктивной ориентации на историко-культурное, природно-географическое и национальное своеобразие России и всех населяющих ее народов.
Перед нами сейчас стоит насущная и не терпящая отлагательств задача тщательно проанализировать весь багаж историко-культурного наследия, в том числе в сфере преподавания отечественной истории. И не просто проанализировать. Отбросив в сторону все наносное, псевдонаучное, обратить серьезное внимание на не решенные до конца узловые проблемы и темы. Материалы о российской цивилизации и ее вкладе в развитие мировой культуры, науки и техники, собранные, обобщенные и проанализированные нашими ведущими учеными, должны составить основную часть общего курса россиеведения, войти в школьные и вузовские учебные курсы, популярные книги и альбомы, в состав экспозиции исторических, литературных и художественных музеев России.