Фото Максим Мишин, пресс-служба мэра и правительства города.
За более чем 20-летнюю историю адвокатской работы мне не один раз приходилось произносить эту фразу, обращаясь к своим подзащитным: «Что произошло, то уже произошло. Давайте сейчас думать, как выходить из этой передряги». Острая фаза кризиса в российско-украинских отношениях рано или поздно закончится, предстоит решать – как выходить из непростой ситуации.
Изменения предстоят серьезные. По-видимому, нам некоторое время предстоит жить в условиях глубокой автаркии, политико-экономической, культурно-гуманитарной изоляции, массированного жесткого воздействия зарубежных недружественных СМИ на наш народ. Жестких санкций. Органам власти придется принимать непопулярные экономические решения, заметно осложняющие положение всех слоев общества, прежде всего малоимущих.
Хочу привлечь внимание к одному из, на мой взгляд, необходимых условий, которые могут обеспечить успешное решение тех сложнейших проблем, которые предстоит решать органам государственного управления. Прежде всего в сфере экономики.
Это условие – формирование отношений доверия между властью и народом, властью и гражданским обществом, властью и бизнесом.
Первое. Доверие – продукт репутации. Никто не поверит человеку с испорченной репутацией. Поэтому из руководства должны уйти чиновники, которых общественное мнение считает безответственными, уличенными в невыполнении публичных обещаний по серьезным вопросам.
Второе. Повысить уровень соответствия заявлений и оценок положения дел руководителями всех уровней реальной действительности, которую своими глазами видят люди вокруг себя.
Третье. Люди должны видеть: если стране трудно, то трудно всем в равной мере. Если вводятся ограничения, то они вводятся для всех в одинаковой степени. Факты предоставления каких-либо привилегий, исключений должны расцениваться как тяжкие преступления, публично оглашаться и пресекаться.
Четвертое. Повышается роль личного примера руководителя. Это относится в первую очередь к стилю личной жизни, личного потребления. Степень прозрачности, открытости для СМИ в этих вопросах должна быть увеличена.
Пятое. Несомненно, должны быть приняты быстрые, понятные и простые меры по уменьшению коэффициента Джини, фиксирующего различие в доходах находящихся в верхнем слое 10% населения и 10% низших слоев общества. О запредельных, просто опасных для устойчивости государства величинах этих показателей в России говорят давно (например, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин). Это научно доказанный факт. Далеко не бессмысленным в связи с этим представляется высказанное недавно мнение ввести (вернуться к ранее уже существовавшему) «партмаксимуму» в зарплатах. Для начала предложить высшим государственным служащим, депутатам высоких уровней, топ-менеджерам государственных корпораций перечислять деньги сверх установленных уровней зарплат на добровольных началах в общественные и иные фонды. Вести это публично. Не сомневаюсь, парламентские партии поддержат такое решение и успешно реализуют.
Шестое. Изменить стиль общения представителей власти с простым людом. Ввести обязательный личный прием граждан чиновниками, встречи с жителями, с трудовыми коллективами, установить простой доступ к чиновникам низшего звена и т.д.
Седьмое. Отдельный вопрос – государственная политика в сфере обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью. Это особо сложная форма взаимодействия, взаимодоверия власти и народа. Применение мер принуждения и пресечения неизбежно, возникают предпосылки для эксцессов. Но такие действия не должны превышать минимально необходимый объем, носить вынужденный характер и быть понятными. В период экономической нестабильности на правоохранительные органы ляжет повышенная нагрузка: и физическая, и колоссальная психологическая. Без позитивных эмоциональных импульсов со стороны населения не обойтись. Потребуется общение с гражданами не пресс-секретарей, а высоких чинов полиции, прокуратуры, Следственного комитета.
Эти меры могут показаться кому-то чрезмерно крутыми. Но их крутизна будет соизмеряться с крутизной положения, в котором может оказаться страна.