0
13662
Газета Идеи и люди Интернет-версия

05.03.2022 15:45:00

Российские элиты в условиях экономического кризиса и санкционного давления


После 24 февраля 2022 года Россия оказалась в новой реальности: всё информационное пространство занимают военные действия на Украине и милитаристский дискурс; США и Евросоюз в попытке изолировать Россию вводят беспрецедентные по масштабам санкции; общество внутри страны стремительно поляризовалось на сторонников и противников «специальной военной операции».

Коллективный «Запад» прямо декларирует стремление «уничтожить российскую экономику» с целью подорвать доверие населения и бизнес-элит к власти и, как следствие, нарушить стабильность политического режима в России.

Помимо широких санкций, затрагивающих интересы всех граждан РФ, вводятся и точечные — против конкретных российских миллиардеров, которых в ЕС и США считают лояльными Кремлю.

Еще до начала «горячей фазы» конфликта на Украине, Великобритания объявляла о намерениях арестовывать недвижимость и яхты российских олигархов.

Важно также отметить, что ни бизнес, ни экономический блок правительства оказались не готовы, в отличие от силовиков, к постоянно увеличивающимся масштабам санкций и демонстрировали некоторую растерянность в первую неделю конфликта.

Это говорит о том, что Владимир Путин посвятил в свой «украинский» план крайне ограниченный круг лиц, с целью сохранить секретность готовящихся мероприятий, а также исключить попытки экономического блока обосновать пагубность специальной военной операции для финансовой стабильности и благосостояния страны.

В результате правительство разрабатывало методы реагирования на санкции, основываясь на публичных заявлениях Запада на фоне нарастающей эскалации, в их числе отключение России от SWIFT, запрет на поставку электроники, заморозка проекта «Северный поток-2» и тд.

А бизнес готовился к росту после победы над «омикроном» и к посланию президента Федеральному Собранию, которое сначала планировали в январе, а теперь оно ожидается в марте. Именно в рамках этого послания элиты ждали сигналов о конфигурации грядущего транзита власти.

Однако вместо понятных моделей по распределению зон влияния в будущем, варианты планирования сократились до двух — встраиваться в «военную экономику» в условиях тотального экономического противостояния с Западом, или попытаться снять с себя ответственность за действия Кремля и спасти остатки репутации и активов за рубежом.

Бизнесу приходится реагировать и определяться с выбором «стороны» в максимально ограниченное время, так как дополнительные санкции вводятся практически ежедневно.

В первую неделю военной операции удалось проследить, что преобладающим настроением российских элит, помимо шока от внезапной эскалации конфликта, на данный момент является тревога из-за непонимания планов Кремля по выходу из кризиса.

Встреча президента Путина с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), на которой присутствовали главы крупнейших российских компаний, по всей видимости, успокоила далеко не всех и носила скорее установочный идеологический характер и была призвана предостеречь представителей крупного бизнеса от недружественных шагов. Таковыми в условиях военного времени можно считать и неосторожные высказывания с осуждением «специальной операции», и попытки сохранить иностранные активы в ущерб национальным интересам.

Тем не менее, ряд известных представителей бизнеса, в том числе попавших под санкции ЕС, высказали свои опасения.

Например, глава РУСАЛа Олег Дерипаска 28 февраля в своем телеграм-канале написал: «раз это реальный кризис, то нужны и реальные кризис-менеджеры, а не фантасты с пачкой презенташек. Сейчас, как в 2014-м, пересидеть не удастся. Необходимо менять экономическую политику, нужно заканчивать весь этот госкапитализм».

С критикой операции Вооружённых сил РФ высказался и бывший совладелец Альфа-Банка Михаил Фридман: «Я не делаю политических заявлений, я бизнесмен и несу ответственность перед тысячами сотрудников в России и Украине. Но я уверен, что «специальная военная операция» никогда не может быть решением». 

С похожими комментариями выступили Олег Тиньков ("Тинькофф"), Алексей Мордашов ("Северсталь"), Игорь Рыбаков ("Рыбаков Фонд") и Тигран Худавердян ("Яндекс").

Заметно часто появляется в инфополе далеко не публичный Роман Абрамович, который якобы по просьбе Украины пытается добиться мирного урегулирования. Также он сообщил, что, деньги, вырученные от продажи ФК «Челси» (от 2 до 4 млрд фунтов стерлингов) будут направлены пострадавшим в Украине. Очевидно, что военный конфликт серьезно испортил планы Абрамовича, ставшего недавно гражданином Португалии и старавшегося навсегда покинуть публичное поле. Его примеру в попытке обелить свою репутацию в Европе наверняка последуют некоторые из вышеназванных персон.

Другие представители российского крупного бизнеса пока воздерживаются от публичных заявлений, ожидая дальнейших действий правительства РФ по минимизации ущерба от санкций.

Осторожность вызвана и непониманием того, как далеко могут зайти США и их союзники в давлении на Россию, и кто из миллиардеров окажется следующим: 1 марта, выступая перед Конгрессом США, Джо Байден заявил, что «в Минюсте создадут рабочую группу для «расследования преступлений российских олигархов».

В текущих условиях прослеживаются следующие тенденции:

1) Кремль использует риторику и обстоятельства военного времени, чтобы обосновать необходимость мобилизации элит и скоординированного сопротивления международному давлению.

2) Внутриэлитные конфликты должны уйти глубоко под ковер.

3) Элитам, в качестве компенсации экономических потерь и за участие в импортозамещении, вероятно, помимо прямой поддержки из Фонда национального благосостояния предложат варианты перераспределения ренты, высвободившейся за счет национализации иностранных активов в России (в рамках контрсанкций).

4) Тех представителей бизнеса, кто откажется встроиться в процесс национализации экономики, ждет, в лучшем случае, остракизм, лишение протекции и доступа к ренте.

Общественный фон

По последним данным социологических служб ФОМ и ВЦИОМ, рейтинг Владимира Путина существенно вырос в первую неделю эскалации конфликта на Украине. Уровень доверия россиян к президенту, согласно опросу ФОМ, увеличился с 60% до 71%.

В первую очередь это связано со свойственным любому обществу инстинктом консолидации вокруг лидера перед лицом внешней угрозы, которую демонстрирует коллективный Запад. В доминировании данного месседжа, безусловно огромную роль играет пропаганда, которая многократно усилилась, в совокупности с блокировками и отключением ряда оппозиционных СМИ от эфира ("Дождь" (признан иноагентом в РФ) и "Эхо Москвы" ).

Такой рост рейтинга президента имеет очень краткосрочный эффект (до 3 месяцев) и будет напрямую зависеть от быстрого успеха в военной кампании и от эффективной экономической политики правительства.

В ближайшее время люди начнут чувствовать эффект санкционного давления, который выразится в росте цен и исчезновении ряда привычных товаров с полок магазинов, поэтому планомерные послабления в различных секторах экономики и стабилизация цен станут главными инструментами по поддержанию финансовой стабильности и сдерживанию общественного недовольства.

Закономерным решением стал отказ от QR-кодов в Москве и Санкт-Петербурге. Ограничения, которые ранее вводились как бескомпромиссные меры по борьбе с COVID-19 и преподносились обществу как долгосрочные, были отменены опять же в целях поддержать малый и средний бизнес. Поскольку тема коронавируса практически ушла из повестки. Другие региональные власти также последуют примеру столицы и продолжат снимать ограничения.

Устойчивости рейтинга доверия власти также могут способствовать жесткие превентивные контрсанкции, укладывающие в логику «войны с коллективным Западом», например заморозка поставок энергоносителей раньше, чем это сделают в Конгрессе США (данный вопрос, по словам Байдена, также обсуждается). При этом направление высвободившихся ресурсов можно было бы использовать на внутреннем рынке для резкого снижения цен на топливо и, как следствие, удешевления логистики товаров и конечных цен для потребителей.

Реванш за 90-е

Беспрецедентное международное давление на Россию совпало с «анти-истемблишментной волной», которую успешно использовали популисты на Западе в рамках предвыборных кампаний (Макрон, Трамп) и отдельные политики в России (представители КПРФ, борец с коррупцией Алексей Навальный).

Власть в лице президента Путина в этом контексте действует по принципу «если не можешь победить — возглавь».

Отстранение экономического блока от принятия стратегических решений по развитию страны, концентрация власти в руках силовиков, проверка «олигархов» на лояльность и готовность отказаться от активов на Западе, вполне укладываются в эту логику.

Граждане России искренне и положительно воспринимают новости, объявленные главой дипломатии Евросоюза Жозепом Боррелем о запрете российской элите «приезжать на шопинг в Милан и отдых в Сан-Тропе». Эта парадигма основана на глубоком социально-экономическом расслоении в российском обществе и запросе на справедливое наказание для всех, кто нажился на общих богатствах СССР за время «перестройки». Этот паттерн активно используют и стимулируют КПРФ и другие коммунистические движения.

При этом сейчас, российская власть может также воспользоваться запросом общества на «реванш 90-х» и национализировать активы иностранных компаний, чьими владельцами выступают граждане или юридические лица из стран, применивших санкции в отношении России.

При таком развитии событий, Кремль и правительство успешно перехватят симпатии коммунистического электората. Однако серьезным препятствием для такой политики является необходимость соблюдать частные права и поддерживать инвестиционную привлекательность. Национализация иностранных активов неизбежно приведет к повышению рисков для всех, кто заботится о безопасности своих инвестиций в России.

В этой ситуации необходимо четко и последовательно декларировать, что национализация осуществляется только в качестве симметричного ответа на действия недружественных стран, при этом активы всех, кто соблюдает нейтралитет или поддерживают Россию — в полной безопасности.

Ястребы, голуби и реформаторы

Как мы отмечали в нашем предыдущем докладе (Транзит власти после COVID-19), после выборов Госдумы РФ в сентябре 2021 года Кремль преуспел в том, чтобы консолидировать элиту и заставить её представителей воздержаться от публичных конфликтов. Однако тот уровень консолидации, который был необходим для политического администрирования и подготовки транзита власти, значительно ниже, чем тот, который требуется сегодня.

Поскольку открытое несогласие с операцией на Украине сродни демаршу и предательству в глазах президента, то раскол произошёл между позициями «полностью поддерживаю силовые методы» и «поддерживаю операцию, но срочно нужны переговоры о мире, чтобы вернуть всё вспять».

Несмотря на демонстрируемую сплоченность, ситуация на Украине позволила определить «Голубей мира» (глава ЦБ Эльвира Набиуллина, глава Сбербанка Герман Греф, глава Счетной палаты Алексей Кудрин, глава Минфина Антон Силуанов) и однозначно выдвинула вперед «хэдлайнеров» российской политической элиты, которых мы назовём «Ястребами». Последних определяет близость к президенту, понимание планов военной операции и резкие заявления в адрес Запада, через которые фактически транслируется официальная позиция Кремля.

Среди «ястребов»: глава МО РФ Сергей Шойгу и силовой блок (Бортников, Нарышкин, Патрушев, Колокольцев, Краснов, Бастрыкин, Золотов), глава МИД РФ Сергей Лавров, секретарь Совета Безопасности Дмитрий Медведев, спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин.

Через силовой блок были донесены сигналы о том, что признание ДНР и ЛНР состоится в границах этих областей, в частности этот тезис озвучил глава МВД РФ Владимир Колокольцев на заседании расширенного Совета Безопасности 21 февраля. На том же заседании прозвучало желание «пойти дальше» признания (глава Росгвардии Виктор Золотов). Генеральный прокурор Игорь Краснов, чье выступление вырезали из записи заседания, вероятно принял активное участие в подготовке доказательной базы по уголовным делам и обвинения против нацистских преступников в руководстве Украине, причастных к преступлениям против русскоязычного населения. Глава СВР Сергей Нарышкин успешно отыгрался за неудачную заминку на заседании Совбеза, сделав 3 марта программное заявление, фактически повторяющее все ключевые тезисы Путина и подкрепляющее информацию о намерениях Украины получить ядерное оружие.

Такое внимание к силовому блоку и концентрация власти в его руках на период кризиса рискует нарушить внутриэлитный консенсус и привести к чрезмерному закручиванию гаек в случае, если меры правительства по стабилизации экономики будут недостаточно эффективны.

В такой ситуации возрастает роль связанных с силовиками общественных околоспортивных объединений, ранее широко применявшихся для неформальных противоборств с несистемной оппозицией.

В этой связи обращает на себя внимание активность главы Службы безопасности президента РФ Александра Рубежного, являющегося также главой наблюдательного совета Федерации бокса РФ.

15 февраля 2022 года Рубежного в компании главы Международной Ассоциации бокса Умара Кремлёва по президентскому протоколу принимал президент Сербии Вучич для вручения государственных наград за укрепление связей между РФ и Сербией, что говорит об их близости к президенту РФ.

По линии МИД также сохраняется непримиримая позиция и неуклонное следование целям специальной операции. Именно Лаврову во многочисленных интервью приходится комментировать кривотолки и развенчивать слухи о готовности РФ пойти на переговоры на условиях Украины (прекращение огня, отвод войск).

Заметен рост популярности Дмитрия Медведева. За несколько месяцев до эскалации он активно включался в дискурс о нелегальной миграции, тем самым привлекая симпатии национально-ориентированной патриотической части общества. То же самое делали Патрушев, Бастрыкин и Колокольцев. Однако именно Медведев был тем, кто лучше всех подготовился к выступлению на заседании Совбеза 21 февраля и продолжил закреплять успех резкими выпадами в адрес Запада (угроза удорожания газа до $2000 в ответ на санкции), и популистскими тезисами (предложение подумать о смертной казни для опасных преступников). С учетом истекшего срока давности антикоррупционных расследований против Медведева, а также того факта, что он единственный политик, прошедший испытание «медными трубами» (добровольно передавший власть Путину в 2012 году), стоит всерьез рассматривать Медведева как потенциального преемника и главного бенефициара транзита власти.

Дума, политические партии и губернаторский корпус стремительно теряют субъектность и вынуждены встраиваться в новые элитные союзы. При этом спикер Госдумы Вячеслав Володин существенно укрепляет позиции. Вовремя осознав этот принцип, он уверенно участвует в дискуссиях о военной операции, то сообщая эксклюзивную информацию о местонахождении президента Украины, то взывая к совести деятелей шоубизнеса и культуры, которые выступают против боевых действий.

«Реформаторами» можно назвать Михаила Мишустина и вице-премьера Андрея Белоусова, которому поручено курировать взаимодействие правительства и крупного бизнеса. Они определены в эту категорию, так как реформы — это единственный вариант сохранить жизнеспособность российской экономики в условиях беспрецедентного международного давления. Вероятно, именно в кризисный период произойдет активизация плана Белоусова по развитию альтернативной энергетики (в условиях нависающего дамокловым мечом эмбарго на энергоносители) и произойдут попытки наладить кооперацию элитных групп, распределяющих и сырьевую и технологическую ренты.

План Мишустина по цифровизации государственных институтов наряду с послаблениями для IT-сектора и малого и среднего бизнеса уже реализуется, вероятно мы увидим дальнейшие шаги в перестройке нашей экономики в ближайшие недели, в том числе в рамках контрсанкций, которые могут предусматривать национализацию иностранных активов на территории России, отказ от признания иностранных патентов на технологии и лекарства из недружественных стран, и другие инструменты.

Вместе с тем «реформаторы», как и «ястребы» очень органично вписываются в модель послевоенного и подсанкционного российского будущего, чего нельзя сказать о «голубях». Вероятнее всего, перестройка экономики в скором времени потребует и кадровых выводов в отношении либерально-экономического блока правительства.

Кроме того, конфликт на Украине серьезно скорректировал модель транзита власти, которая более не предполагает широкого круга бенефициаров и агентов влияния в бизнес-элите. Транзит пройдет максимально непублично и будет осуществлен ближним кругом президента, состоящим преимущественно из силовиков. Подготовка к транзиту пройдет так же, как и подготовка к специальной военной операции на Украине, а значит подавляющему большинству представителей истеблишмента придется только наблюдать и смириться с результатом.

Доклад подготовлен Агентством стратегических коммуникаций (АСК)


Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1521
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
1436
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
1344
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
1277

Другие новости