Вождь мирового пролетариата хотел похоронить старый мир, а теперь старый мир хочет похоронить его самого. К.С. Петров-Водкин. Рабочие у гроба В.И. Ленина. 1924. ГТГ
Каждый год российская власть устраивает показательное представление под названием «Захоронение Ленина». Происходит это, как правило, в период обострения каких-нибудь социальных или экономических проблем: обвала рубля, увеличения пенсионного возраста, повышения цен на бензин и товары первой необходимости или вот – как сейчас – в момент обострения международной обстановки и слухов о грядущей войне с Украиной.
Всякий раз происходит это практически по одному и тому же сценарию. На парламентскую или какую-то другую трибуну выходит какой-то клоун и заявляет, что пришла пора похоронить тело Ленина. Тут же эту тему подхватывают все провластные СМИ. Это вызывает вспышку праведного гнева у коммунистов-ленинцев. И – эффект достигнут. Люди оплевывают друг друга в соцсетях, до хрипоты доказывают правильность своей позиции – а про жуликов, воров, обманутое население вроде как и забыло…
Почему же Ленин так не дает покоя «сильным мира сего»? Почему с такой маниакальной одержимостью они пытаются отправить его на кладбище? И почему Ленин – где бы он ни находился – навсегда останется одним из выдающихся деятелей планетарного масштаба, философов, пророков – уровня Иисуса Христа, Будды, Махатмы Ганди, Конфуция?
Представьте себе время, в которое родился, вырос и жил Ленин. В то время в мире одним из популярных и весьма распространенных развлечений были человеческие зоопарки, где в клетках сидели не обезьяны, а живые люди. Просто у них был не белый цвет кожи. Или они жили не в «цивилизованных странах». Или уровень их достатка был слишком низким – поэтому богатые белые люди к ним относились как к животным: кидали им объедки, насмехались над ними, кидали в них камнями ради забавы. В «цивилизованной» Англии в 1856 году закон разрешил труд для детей с 9 лет в течение 60 часов в неделю – как ночью, так и днем. В соответствии с законом о хлопчатобумажных фабриках детям с 9 до 12 лет разрешалось работать по 12 часов в день. В то время когда Ленин учился, в Соединенных Штатах чернокожего раба запросто мог убить хозяин, например, за то, что он сломал лопату или непочтительно посмотрел на своего господина. Семьи рабов разлучали, продавая детей отдельно от родителей, как скотину. В царской России до начала XX века количество детей до 14 лет на фабриках и заводах доходило до 25%. Не существовало никаких норм для малолетних работников, выполнявших самую тяжелую и грязную работу. Фабричные инспекторы, ездившие по всей России, отмечали, что, например, «на рогожных фабриках работа продолжается по 16–18 часов в сутки, та же картина на ситцевых и фарфоровых фабриках». То же самое было на других производствах. Нечеловеческие условия труда. Антисанитария. Жуткие болезни. Запредельная смертность.
В мире, в котором жил Ленин, смерть от голода в крестьянской или рабочей семье была такой же нормой и обыденностью, как сейчас, например, проблема лишнего веса у жителей США. В мире, в котором жил Ленин, истребление колонизаторами целых народов – считалось нормальным.
И вот посреди всего этого «благолепия», которым так любят восхищаться современные хозяева жизни, романтизирующие «золотое время» царской России или сословного общества, появляется человек, который говорит о том, что эксплуатация одних людей другими недопустима. Что рабочий человек или крестьянин ничем не хуже своих господ и, более того, имеет гораздо больше прав на то, чтобы пользоваться результатами своего труда и общественными благами. Этот человек говорит о том, что мир, разделенный на рабов и господ, необходимо упразднить. Он говорит о том, что в новом мире не должно быть места угнетению, рабству, бедности, нищете, безграмотности.
Это неслыханно! То, что он говорил, – это преступление по законам страны, в которой он родился и вырос. За это запросто могли отправить в тюрьму, на каторгу или просто повесить, как повесили его брата. Этот человек противостоял не только полиции, жандармам, всему могущественному карательному аппарату одной из самых мощных империй мира – но и всему существующему миропорядку. За свои убеждения он отправился в ссылки, в тюрьмы, годами жил на нелегальном положении. И несмотря ни на что, этот человек не только не отказался от своих убеждений – ему удалось сделать невозможное, а именно – перевернуть мир. Буквально. Совершив революцию в феодальной России, Ленин запустил цепную реакцию, которая обрушила весь феодальный и сословный мир, всю систему отношений, построенную на порабощении, рабской эксплуатации, бесправии одних и абсолютной власти других.
6 октября 1920 года в Кремле встретились знаменитый английский писатель-фантаст и лидер социалистической революции в России. Встреча Герберта Уэллса и Владимира Ленина вошла в историю. Эпитет «кремлевский мечтатель», данный Ленину Уэллсом, стал известен далеко за пределами Советской России. Уэллс, скептически настроенный к марксизму, оставил крайне интересное описание того, что представляла собой Советская Россия первых лет своего существования. Уэллсу было с чем сравнивать. Первый визит автора «Машины времени» и «Войны миров» в Россию состоялся в 1914 году, и шесть лет спустя он мог увидеть, как изменилась страна. Советская Россия к 1920 году находилась в политической, экономической и информационной блокаде. Прорывавшиеся на Запад материалы журналистов с радикально левыми взглядами вроде Джона Рида воспринимались как советская пропаганда и не способны были повлиять на отношение широких европейских масс к Республике Советов. «Разговаривая с Лениным, я понял, что коммунизм, несмотря на Маркса, все-таки может быть огромной творческой силой. После всех тех утомительных фанатиков классовой борьбы, которые попадались мне среди коммунистов, схоластов, бесплодных, как камень, после того, как я насмотрелся на необоснованную самоуверенность многочисленных марксистских начетчиков, встреча с этим изумительным человеком, который откровенно признает колоссальные трудности и сложность построения коммунизма и безраздельно посвящает все свои силы его осуществлению, подействовала на меня живительным образом. Он, во всяком случае, видит мир будущего, преображенный и построенный заново» – так описывал Уэллс свои впечатления от беседы с Лениным.
Ленин с увлечением рассказывал о масштабном плане электрификации России, который, по его словам, уже начал реализовываться. Фантаст Уэллс был абсолютно уверен, что реализовать подобное невозможно «в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасли торговля и промышленность».
Писателя можно понять – на тот момент в Великобритании, индустриально развитой державе, не пережившей ужасов гражданской войны, подобные проекты находились только в стадии обсуждения. Посему Уэллс отказывался верить в то, что Советская Россия справится с этой титанической задачей. «Приезжайте снова через 10 лет и посмотрите, что сделано в России за это время», – ответил Ленин.
В третий раз Герберт Уэллс приедет в Россию в 1934 году, через 10 лет после смерти «кремлевского мечтателя». Приедет, увидит электрифицированную страну с сотнями новых промышленных предприятий и заметит: «Теперь, просматривая свою написанную 14 лет назад книгу, я должен признать, что Ленин был по меньшей мере действительно великим человеком».
Да, те масштабные процессы, которые запустил Ленин, дались России большим трудом и большой кровью. Но ни одно великое начинание не происходило в истории человечества безболезненно. А Ленин изменил не только Россию, он действительно изменил весь мир.
Именно Ленин осуществил на практике идею создания первого социального государства и справедливого общества. Именно благодаря идеям Ленина изменилась глобальная система ценностей – начиная от отношения к труду и защиты интересов трудящегося человека, заканчивая правами женщин и национальных меньшинств. Ленин принес в мир идею бесклассового общества. Благодаря «кремлевскому мечтателю» сотни государств на планете вышли из-под гнета колониального рабства и обрели независимость. Бесплатная медицина, бесплатное всеобщее образование, социальные гарантии государства, защита материнства и детства, создание профсоюзов и защита прав трудящихся, свобода слова и печати, справедливое распределение благ, все то, чем гордятся развитые европейские страны сегодня, – это так или иначе наследие Владимира Ильича Ленина. И отрицать это бессмысленно.
Поэтому так боятся Ленина те, кто тащит Россию и мир обратно – в феодализм, в неоколониализм, в темноту религиозного фанатизма и мракобесия. Они считают, что, похоронив Ленина, можно уничтожить стремление человечества к свободе, справедливости, всеобщему благосостоянию. Но это невозможно ни похоронить, ни убить. Так же, как и похоронить Ленина невозможно. Потому что Ленин – это уже давно не просто тело в Мавзолее, это великая идея, доказавшая свою жизнеспособность. Нельзя похоронить будущее. А Ленин – это, безусловно, не прошлое, а будущее человечества.
Что же касается «гуманистических» и «практических» аргументов сторонников захоронения тела Владимира Ильича Ленина, то и они не выдерживают никакой критики. Никого из яростных сторонников этого действия почему-то не смущает то, что кремлевские соборы, да и вообще все христианские церкви напичканы раками с «нетленными мощами святых», которые выставлены на всеобщее обозрение и поклонение. Саркофаги с захоронениями русских царей и императоров тоже не находятся под землей, а стоят в соборах на самых видных и почетных местах. На Украине под Винницей находится склеп-усыпальница, где покоится забальзамированное тело всемирно известного ученого, легендарного военного хирурга Николая Пирогова – и это не смущает ни светские, ни духовные власти. Есть десятки и сотни других примеров, когда людей, даже не столь выдающихся, хоронили и хоронят в склепах, усыпальницах, мавзолеях – отдавая им тем самым особое уважение, особую любовь.
Ленин – это пример жертвенного служения людям, гуманистическим идеалам, идее справедливости для многих миллионов людей во всех концах мира. И все инициативы по «захоронению» Ленина – не что иное, как попытки уничтожить те идеи, за которые он боролся и которые до сих пор актуальны и живут в умах и душах людей.