Фото freepik.com
Всемирная торговая организация (ВТО) приняла к рассмотрению жалобу Евросоюза, согласно которой Россия незаконно дискриминировала европейские товары и услуги на сумму 290 млрд евро. Соответственно в Органе по разрешению споров (ОРС) ВТО должна быть образована группа (панель) из трех независимых судей для рассмотрения дела и вынесения первоначального решения. Жалоба возникла не вдруг – еще в июле ЕС выступил с запросом о консультациях с российской стороной в связи с озабоченностью рядом реализуемых в России мер в рамках политики импортозамещения. Взаимные консультации, согласно практике ВТО, – это первая стадия разрешения торгового спора. Проведенные осенью консультации не дали результата, поэтому ЕС и обратился в ОРС ВТО.
Брюссель оспаривает главным образом три российские меры, которые, по его мнению, несовместимы с правовой базой ВТО, в частности, с одним из базовых принципов – принципом национального режима, который требует от членов организации равного отношения к иностранным и отечественным производителям. Во-первых, Еврокомиссия выдвигает претензию в связи с дискриминационной, с ее точки зрения, практикой заявок при правительственных закупках. Она, как считает истец, состоит в том, что связанные с государством российские компании получают необоснованные преференции, представляя заявки на конкурсы с занижением цены до 30% по сравнению с предложенной. Затем в случае победы в конкурсе российской компании выплачивается полная цена без первоначального занижения. Лишенный такой преференции иностранный участник тендера оказывается в заведомо проигрышной ситуации. Это и является, по логике Еврокомиссии, нарушением национального режима.
Во-вторых, европейский партнер возражает против практики предварительных разрешений для российских компаний, согласно которой компании, желающей закупить определенную продукцию машиностроения за рубежом, необходимо получить разрешение Комиссии по импортозамещению РФ. Такое разрешение, как отмечается в жалобе Еврокомиссии, не требуется для закупки отечественной машиностроительной продукции.
В-третьих, Еврокомиссия указывает на наличие несовместимых с правилами ВТО квот при закупках. Они действуют примерно для 250 видов продукции, включая транспортные средства, машины, медицинское оборудование и текстильную продукцию, где до 90% должны составлять российские товары.
При первом взгляде на размер иска он не может не впечатлять – 290 млрд евро, что сравнимо лишь с недавними взаимными претензиями США и Китая в ходе торговой войны. Реально ли предположить, что такой иск будет удовлетворен? Можно с достаточной долей уверенности сказать, что вероятность его удовлетворения исчезающе мала. Но вовсе не потому, что российская сторона выразит крайнее возмущение и откажется разговаривать по данному вопросу. Нет, в ВТО так не принято, и никто подобным образом там не поступает. Предстоит длительное разбирательство, которое займет год, два или более.
Приведенные выше претензии могут создать для непосвященного впечатление законности и оправданности. Однако здесь, как нигде, справедлива поговорка насчет того, что черт кроется в деталях. Принципы и правила ВТО являются неоспоримым достижением международного сообщества в эпоху глобализации. Под ними подписались на сегодняшний день 164 государства-члена. Эти принципы и правила в целом направлены на либерализацию торговли, на снятие торговых барьеров. Но одновременно в правилах ВТО существуют исключения и так называемые серые зоны, где норма прописана не вполне четко и потому могут возникать различные толкования. В обязательствах каждой стороны, взятых при присоединении, как правило, содержатся определенные особенности доступа на национальный рынок товаров и услуг. Все это дает ответчику немалые возможности для оспаривания выдвинутых претензий.
Еще одно обстоятельство, о котором нельзя не упомянуть, – недавние торговые войны, главными фигурантами которых были США и Китай и в ходе которых Вашингтон допустил беспрецедентные нарушения правил ВТО. Причем администрация Трампа делала это сознательно, подчеркивая, что ВТО, по ее мнению, всегда действовала в интересах других стран, но не Америки. В результате организации был нанесен профессиональный и репутационный ущерб, от которого она не оправилась до сих пор.
По ходу разбирательства в ВТО ситуация может измениться – часть претензий может быть снята или стороны придут к согласию. К примеру, в России, возможно, что-то переменится в сфере правительственных закупок (у нас чаще в ходу термин «госзакупки», который не совпадает с терминологией ВТО). Повод для совершенствования этой сферы дали, в частности, опубликованные недавно результаты проведенного в НИУ ВШЭ исследования уровня коррупции в РФ при правительственных закупках. Согласно этим результатам, если общий объем правительственных закупок в 2020 году составил 29,1 трлн руб., то на выплату «откатов» ушло почти 6,6 трлн, что составило более 6% ВВП России и превысило размеры госрасходов на образование и здравоохранение. Трудно предположить, что упомянутые выше конкурсы с участием иностранных производителей полностью избавлены от коррупции. Кроме того, Россия намерена присоединиться к специальному Соглашению ВТО по правительственным закупкам, в котором пока не участвует. А это предполагает принятие на себя более четких и строгих обязательств в данной сфере.
Если представить себе финал разбирательства в ОРС ВТО, который окажется проигрышным для России, то она наверняка захочет подать апелляцию. Однако апелляционный орган, являющийся сердцевиной ОРС, с начала 2020-го не действует по вине США, которые в течение предыдущих лет блокировали назначение новых судей в этот орган, и по истечении мандатов работавших там судей он стал неработоспособным. Это еще одно обстоятельство, не позволяющее строить прогнозы относительно окончательного результата спора.
комментарии(0)