0
15278
Газета Идеи и люди Печатная версия

29.12.2021 19:25:00

Китай и США: формируется новая биполярность

Мы пережили прошлую холодную войну, но в отношении новой такой уверенности нет

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доктор политических наук.

Тэги: запад, восток, противостояние, идеология, китай, сша, юбиполярный мир, реставрация, рф


запад, восток, противостояние, идеология, китай, сша, юбиполярный мир, реставрация, рф Китаю парадоксальным образом удается сочетать превращение в первую экономику мира с сохранением традиционной антизападной идеологии. Фото Reuters

Все возвращается на круги свои,

Только вращаются круги сии.

Андрей Вознесенский

Одно из самых распространенных заблуждений в оценках разрастающегося кризиса между Россией и Западом состоит том, что между ними сегодня нет идеологических противоречий, присущих эпохе холодной войны. Особенно бойкие политологи даже сами берутся придумать новую и, главное, позитивную идеологию. Между тем идеология у России есть, и, как всякая непридуманная идеология, она возникла абсолютно естественным путем.

Идеология не умерла. Да здравствует идеология!

Несомненно, непримиримая идеология двух систем – социалистической и капиталистической – была концептуальной основой биполярного мира, в котором сталкивались свобода и тоталитаризм, рыночная экономика и плановое хозяйство, права человека и диктат государства и который отличало масштабное военно-политическое противостояние Востока и Запада. Следует отметить, что идеологическая непримиримость была присуща не только периоду холодной войны. Религиозные и гражданские войны, возникавшие в Европе на протяжении многих веков, имели под собой идеологическую подоплеку – соперничество между двумя ветвями христианства или революционную борьбу зарождавшегося капитализма с феодализмом. Однако именно в ХХ веке идеологическая конфронтация достигла самой опасной черты в силу ее глобального масштаба и разрушительной мощи ядерного оружия, которым обладал и Восток, и Запад.

Сутью идеологической борьбы СССР против «империалистического лагеря» было, если говорить коротко, антизападничество, которое предполагало противостояние Западу во всех его проявлениях – от «Першингов» до жевательной резинки и кока-колы. Но если о «Першингах» можно было договариваться на высшем уровне, то с кока-колой, песнями и длинными волосами The Beatles бороться было труднее. И чем отчаяннее боролись с ними как «с тлетворным влиянием Запада», тем глубже атрибуты западной жизни проникали в душу и поры советской молодежи. По неумолимой ньютоновской логике закона действия-противодействия антизападничество порождало западничество. Этого никогда не понимали кремлевские идеологи.

Распад социалистического лагеря, казалось, положил конец идеологической войне, во всяком случае на евро-атлантическом пространстве. Посткоммунистическая Европа, неотъемлемой частью которой является и Россия, вступила в капитализм. Реликты социализма сохранились в виде атомизированных вкраплений на политической карте мира – Северная Корея, Куба, Венесуэла и немногие другие. Особое место в этом ряду занял современный Китай. Являясь, по выражению Дэн Сяопина, «социалистическим государством с китайской спецификой», КНР в реальности – государство с рыночной экономикой, поставленной под неусыпный контроль коррумпированной коммунистической номенклатуры, и самый впечатляющий пример молодого авторитарного капитализма.

В постбиполярной России, освободившейся от жестких идеологических оков КПСС, первое десятилетие представляло собой броуновское движение разнонаправленных идей и тенденций. С одной стороны, в этом круговороте присутствовали рыночная экономика со всеми атрибутами первоначального накопления капитала, становление гражданского общества и институтов демократии, информационная открытость, мобильность населения, расширение контактов с внешним миром. С другой стороны, постепенно выкристаллизовывались некоторые свойства традиционной авторитарной системы. По выражению некоторых политологов, складывавшийся государственно-политический строй в России напоминал своего рода выборную монархию (просвещенный авторитаризм): наделение президента широчайшими полномочиями в ущерб демократическим институтам, расширение контроля властных структур над избирательным процессом, вытеснение даже либеральных оппозиционных политических партий, оборона территориальной целостности военной силой и так далее. Тогда придворные либералы-реформаторы (некоторые из которых позднее стали циничными реакционерами) оправдывали это необходимостью защиты молодой российской демократии от коммунистической угрозы. В конечном счете именно просвещенный авторитаризм возобладал в идеологическом оформлении нового Российского государства, которое стало принимать привычные исторические очертания.

Уже написано немало трудов, анализирующих истоки сегодняшнего кризиса в отношениях России и Запада. Как правило, стороны возлагают вину за упущенные возможности друг на друга, поскольку смотрят на одни и те же явления с диаметрально противоположных позиций, у каждого есть своя правда. Если говорить о сути этого кризиса отстраненно, не вдаваясь в дебаты о том, кто первым нарушил постбиполярный статус-кво, то в основе его лежит противоречие между ранним нелиберальным капитализмом, представленным Россией, и современным либерально-демократическим капитализмом, воплощенным в коллективном Западе при всех его внутренних различиях. Сегодняшний раскол – принципиальное противоречие в рамках одной капиталистической системы в отличие от противостояния Востока и Запада прошлого, что, однако, не делает его менее опасным.

Прошлое противостояние Востока и Запада ушло с международной арены, но сохранилось внутри России и воспроизводится теми, кто не смирился с распадом советской империи. Именно в этом направлении происходило становление постсоветской России, а точнее, реконструкция ее традиционной антизападной идентичности и вечных опор государственности в духе «самодержавие, православие, народность». Антизападничество на новом витке вновь стало сутью идеологического обоснования российского раннего капитализма и его борьбы с западным постиндустриальным капитализмом (евразийство против евроатлантизма) в рамках глобальной капиталистической системы. По своему размаху антизападная пропаганда в России сегодня не уступает советской, а по форме и жаргонной лексике даже превосходит ее.

Следует признать, что и сам Запад сделал немало для язвительных комментариев и откровенных насмешек по поводу некоторых эксцессов либерализма – бесполых туалетов, одержимости гендерным вопросом в ущерб профессионализму, варварским уничтожением памятников (а по существу, своей истории), связанных с ныне неполиткорректными сторонами прошлого. Интернет и телевидение постоянно рассказывают об этих и других перекосах либерализма, критиковать которые на Западе осмеливаются лишь немногие.

Политическая корректность не дает возможности адекватно оценить значение тех или иных решений и действий, популярных по ту и другую сторону Атлантики. Если вдуматься, широко известный ныне в США призыв в защиту афроамериканцев Black lives matter, по своей сути – расистский лозунг. Как-то неловко объяснять, что человеческие жизни важны по определению, независимо от цвета кожи. Обожествление американскими либеральными политиками афроамериканца Джорджа Флойда, погибшего при задержании белыми полицейскими, свидетельствует о явной деградации американских идеалов – от Мартина Лютера Кинга, имевшего мечту, до нарушителя закона, имевшего фальшивую купюру. В ряде стран христианской Европы власти отказываются от рождественской символики, чтобы не оскорблять другие религии. И так далее и тому подобное.

Эти искажения, несомненно, влияют на внутриполитическую расстановку сил в странах ЕС и США, усиливая популистов и националистов, играющих на угрозе европейской идентичности. Они используются также их идеологическими противниками вовне для обоснования апокалипсических сценариев заката Запада в современной версии ленинского тезиса о «неизбежном загнивании империализма». Вместе с тем нельзя не признать, что именно Запад остается самым привлекательным направлением для мигрантов, в том числе тех, кто бежит от войн и бедности в поисках лучшей жизни.

Реставрация по-русски

Западная Европа испытала масштабные политические изменения и социально-экономические потрясения гораздо раньше, чем Россия. Революции и гражданские войны в Англии (1639–1660) и во Франции (1789–1799; 1820–1848) были вызваны императивом ранней индустриализации, а также новыми политическими идеями, направленными против институтов и социальных порядков доиндустриального мира. Десятилетия идеологического брожения, политического упадка и социальных волнений приводили к взрыву, который сметал старые режимы. Но развитие европейских стран не было линейным. Революции, как правило, сменялись периодами реставрации, которые имели разную продолжительность и характеристики в Англии и Франции. В контексте европейских и российских революций именно феномен реставрации представляет особый интерес в понимании возвращения идеологического противостояния России и Запада.

Если Первая русская революция 1905 года и Февральская 1917 года в принципе вписываются в европейскую парадигму, то эволюция России после Октябрьской революции 1917 года носит принципиально иной характер. Период реставрации/реакции после «Великого Октября» наступает при Сталине, который выбирает ту историческую модель, которая была ближе его представлениям и наклонностям. Это не слабая Российская империя Николая II, а Российское царство Ивана Грозного с его неограниченной внутренней властью, расширением границ огнем и мечом, опричниной, опалами и казнями.

Сложнее дело обстоит с реставрацией (или реакцией на революцию 1991 года) в нынешней России. Подобно гоголевской невесте, сегодняшние идеологи выбирают из прошлого то, что может создать величественный портрет современного российского государства. Это и Русь Александра Невского, отбившая поползновения католицизма, и Российская империя времен Николая I и Александра III – оплотов самодержавия в Европе, это и Советский Союз Сталина («гения всех времен и народов»), который держал Запад в постоянном напряжении. Могущество России, ее превосходство над западными державами в победах Петра I над Карлом XII, Александра I над Наполеоном, Сталина над Гитлером связывается с единодержавием Российской/Советской империи. Имперское прошлое России в XXI веке приобретает для российских идеологов особый магнетический смысл, как и прошлые концепты международного устройства: геополитика, баланс сил и узаконенные сферы влияния.

По ту и другую стороны баррикады

Возрождение идеологического противостояния возвратило бывших оппонентов на их прежние позиции, но не буквально. В их рядах произошли немаловажные изменения. В лагере нелиберального капитализма уже не Россия, а Китай играет главную роль. В прежние времена Советский Союз был безусловным знаменосцем социалистического содружества, в то время как Китай стоял особняком из-за нарастающих идеологических противоречий с Москвой после смерти Иосифа Сталина и прихода Никиты Хрущева. Эти отношения прошли через дипломатический разрыв 1964 года, вооруженное столкновение на острове Даманском в 1969 году, резкое обострение во время китайско-вьетнамской войны 1979 года, когда СССР открыто поддержал Вьетнам и стоял наготове к большой войне с «китайскими фанатиками». Фактически восстановление советско-китайских отношений произошло лишь в 1989 году, когда состоялся визит Михаила Горбачева в Пекин.

Широко известные строки стихотворения Федора Тютчева «Умом Россию не понять,/ Аршином общим не измерить,/ У ней особенная стать,/ В Россию можно только верить», за исключением последней строки, можно отнести и к Китаю. Вот уж кого аршином общим не измерить! Вот уж у кого особенная стать! Однако вряд ли Китай, ставший второй глобальной сверхдержавой мира, нуждается в том, чтобы в него кто-то верил. Другой вопрос: можно ли верить Китаю? Российско-китайская дружба сегодня строится на противодействии «коллективному Западу» под руководством США. И если для России антивестернизм – стратегия, то для Китая это тактика в достижении стратегических целей, которые могут существенно отличаться от российских.

США слабеющей рукой все еще удерживают знамя евро-атлантической солидарности, хотя и здесь произошли очевидные изменения после окончания прошлой биполярности. Эти изменения привели к кризису традиционного евро-атлантического партнерства, а именно к растущему разрыву интересов США и ЕС в сфере безопасности. Разногласия между союзниками достигли пика при Дональде Трампе. Победа Джозефа Байдена приветствовалась практически всеми европейскими союзниками. Вместе с тем в Европе прекрасно понимают, что не нужно питать избыточных надежд на кардинальные сдвиги в отношениях ЕС и США, как не нужно и ожидать возврата к status quo ante. И не только потому, что Байдену придется заниматься в первую очередь наследием трампизма у себя дома, а потому, что изменения в евро-атлантических отношениях имеют более глубокие корни, чем антиевропизм Трампа. Даже Барак Обама, самый проевропейский президент США после Билла Клинтона, не вернул трансатлантические отношения в первородное состояние.

Сможет ли возрождение идеологической борьбы в условиях новой формирующейся биполярности вокруг двух полюсов – Китая и США возродить status quo ante в первозданном виде? Как справедливо заметил поэт, «все возвращается на круги свои, только вращаются круги сии». Идеологическое противостояние, возрожденное в новом историческом контексте, может привести к военно-политическому противостоянию на новом витке научно-технической революции. Если мы с уверенностью можем сказать, что пережили прошлую холодную войну, то в отношении новой холодной войны такой уверенности нет. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
827
Саудовскому реактору дадут второй шанс

Саудовскому реактору дадут второй шанс

Игорь Субботин

Белый дом вовлечет Эр-Рияд в арабо-еврейскую нормализацию

0
992
Западные военные специалисты помогают ВСУ, несмотря на заявления Трампа

Западные военные специалисты помогают ВСУ, несмотря на заявления Трампа

Владимир Мухин

До начала мирных переговоров партнеры Украины желают выполнить несколько специфических задач

0
1211
Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Трамп сообщил, что Зеленский готов к сделке

Наталья Приходко

В Киеве считают, что новый лидер США сначала должен встретиться с украинским президентом

0
1377

Другие новости