Александр Невский давно стал олицетворением русских побед над врагами. 22 декабря под Петербургом, в местах, где князь отразил шведов, открыли скульптурную композицию «Молитва перед боем». Фото с сайта www.lenobl.ru
Общественно-политическая жизнь современной России сегодня хоть немного оживляется благодаря юбилейным датам. Проводятся посвященные им научные конференции, издаются новые книги, возводятся монументы. 2021 год стал годом памяти святого благоверного князя Александра Невского. Личности, которой можно гордиться. Перед которой можно преклоняться.
Год памяти святого благоверного князя Александра Невского, приуроченный к 800-летию со дня его рождения, стал поводом для проведения целого ряда научных конференций и выставок, особенно в рамках проекта Санкт-Петербургского института истории РАН «Александр Невский. Северный путь», руководителем которого стал член-корреспондент РАН Алексей Сиренов. Все это стимулировало исследования российских историков, посвященные не только биографии Александра Невского и его почитанию, но также спорным и сложным проблемам истории древнерусской цивилизации XIII века, когда она оказалась на изломе.
Наталья Кончаловская в стихотворной книге «Наша древняя столица» вкладывает в уста Александра Невского следующее объяснение выбора между Западом и Востоком:
Слушай! Слушай, добрый люд,
Слову князя внемли!
Хан Батый, жесток и лют,
Разоряет земли.
Губит нас проклятый враг,
Грабит нас безбожно,
Но от хана как-никак
Откупиться можно.
Дань заплатим. Спору нет,
Стянем пояс туже.
Но ливонец – наш сосед,
Дело тут похуже!
Вот теперь не отбери
У ливонцев Пскова, –
Доберутся до Твери, Суздаля, Ростова.
А захватят города
И начнут селиться,
И прости-прощай тогда
Русская землица!
Вот за сохранение в руках у русских всей собственной землицы и ее природных богатств и сражался на протяжении двух с лишним десятилетий своей короткой жизни благоверный князь.
Однако не стоит упрощать и сводить пути эволюции русской цивилизации в этот переломный период только лишь к проблеме выбора между Западом и Востоком, между католическим миром и Золотой Ордой. Александр Невский, будучи прагматичным правителем и ощущая колоссальное бремя ответственности, должен был думать буквально обо всем: и об источниках поступления доходов в великокняжескую казну от северной пушнины, и об усмирении амбиций новгородского боярства, и о прокладке новых дорог среди лесных чащ, и о противостоянии языческой Литве, и о церковных отношениях с Византией, и о торговле с итальянскими факториями Крыма.
Меня порой не просто поражают, а даже возмущают околонаучные стереотипы, сложившиеся вокруг фигуры одного из самых крупных государственных деятелей нашего государства, вроде публицистического клише «Был или не был Александр Невский предателем?». Сразу возникают вопросы к авторам таких броских, но далеких от подлинной науки вопросительных высказываний: что и кого же предавал святой князь? Себя? Нет! Русь? Нет! Кроме него самого, никто и никогда не узнает, как князь в действительности страдал. Как вынужден был унижаться перед ордынцами ради родной Русской земли, ради сохранения своей православной веры и своего народа. Посему хочу обратиться к публицистам-спекулянтам от истории: надо все-таки проявлять чувство историзма и исторического такта по отношению к национальным героям.
Вместе с тем последние выступления и публикации профессиональных исследователей из Воронежа, Москвы, Петербурга, других научных центров России свидетельствуют о возможности существенного расширения источниковой базы, прежде всего в сфере истории формирования и развития культа святого князя Александра Невского. Причем наиболее перспективными являются разработки проблемы на основе методики комплексного источниковедения. С привлечением и анализом как письменных, так и вещественных и иконографических источников. Остановлюсь на трех связанных с ним сюжетах.
Самые ранние иконы святого Александра Невского
Иконографический ряд второй половины XVI–XVII веков, отражающий начальный этап формирования культа святого благоверного князя Александра Невского, сохранился далеко не в целостном объеме. К XV–XVI столетиям относится изображение Александра Невского в группе сражающихся новгородцев в образе святого воина. Но первоначально благоверный князь, канонизированный в 1547 году, чаще всего изображался в монашеском облачении, а не в княжеском одеянии.
Серединой XVI века датируется икона-таблетка из новгородского Софийского собора «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский». Святой князь на ней держит в левой руке свиток с надписью «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите».
Очень интересным представляется житийный образ «Святой благоверный князь Александр Невский с деяниями» (конец XVI – начало XVII века) из Покровского собора «что на рву» (храма Василия Блаженного) в Москве. В среднике этой иконы изображен в рост благословляющий Александр Ярославович, облаченный в схиму, с куколем, надетым на голову. В двух рядах клейм представлены события жития и чудеса святого, в том числе незримое участие князя Александра в сражениях последующих эпох. В таком же монашеском одеянии он показан и в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Но на фреске конца XVI века Архангельского собора Кремля его изобразили уже в княжеском одеянии.
Эта иконография характерна и для лицевых покровов на гробницу святого, созданных в XVII веке. Сохранилось несколько лицевых покровов с изображением святого Александра Невского. Покров, хранящийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры и происходящий, по-видимому, из собора Рождественского монастыря во Владимире, был выполнен в 1670–1680 годах в Строгановских мастерских. Вместе с тем как князь-воитель Александр Невский предстает перед нами на житийных миниатюрах Лицевого летописного свода конца XVI века.
Чтобы составить более полное представление о ранней иконографии святого Александра Невского, целесообразно просмотреть все сохранившиеся описи городов, соборов, приходских храмов, монастырей, царских резиденций, сделанные в XVII веке. Так, во время описи царского дворца подмосковного села Измайлово в 1687 году на чердаках обнаружили «три образа Александра Невского, образ Алексея Митрополита» и другие иконы. А вот образы князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора находились в деревянной церкви Святого Иоанна Предтечи, которая стояла в Ивановском приселке Измайлова. Просмотр опубликованных писцовых и переписных книг XVII века Костромы, Новгорода Великого, Старицы, Твери, Торжка пока не дал искомых результатов, но поиск письменных свидетельств об образах Александра Невского стоит продолжить, в том числе в архивных собраниях.
Более или менее широкое распространение культа благоверного князя Александра Невского началось в правление первых царей из династии Романовых и отразилось в иконописи чуть шире, чем ранее представлялось. Вместе с тем надо признать: в допетровскую эпоху благоверный князь не пользовался такой сильной популярностью, как в более поздний имперский период. На фресках нижнего яруса росписи столбов знаменитого храма Ильи Пророка в Ярославле из числа святых князей можно увидеть лишь Владимира Святого и ярославских Рюриковичей (Феодора с сыновьями Давидом и Константином, а также Василия и Константина).
Культ Александра Невского по степени распространения и внешнего выражения намного уступал почитанию не только святых князей Бориса и Глеба, но даже Михаила Черниговского и Михаила Тверского. И вот почему. Святые Борис, Глеб, Михаил Черниговский и Михаил Тверской были мучениками, а Александр Невский таковым не являлся. Первые четыре Рюриковича стали небесными защитниками-символами русского Средневековья, то есть допетровской эпохи, а князь-воитель, чьи мощи Петр Великий повелел перенести на берега Невы, – олицетворением мощи Российской империи.
В правление Александра II Освободителя
Екатерина Великая далеко не случайно дала своему старшему и самому любимому внуку имя Александр. Новый импульс в распространении культа святого князя Александра Невского был дан в правление не Александра I, а также тезоименитого ему российского императора Александра II Освободителя, избавившего крестьянство от крепостной неволи. С юных лет цесаревича Александра Николаевича приобщали к познанию истории и наставник Василий Жуковский, и сам Николай I, подаривший как-то сыну коллекцию российских исторических памятных медалей. Сохранились тетрадь по истории наследника престола и свидетельство об его ученической работе, посвященной Александру Невскому.
Император Александр II принимал деятельное участие не только в рассмотрении и утверждении исторических персонажей для увековечения на памятнике «Тысячелетие России», но и всячески содействовал сбору средств и его изготовлению. На этом монументе достойное место отведено Александру Невскому. При Александре II проводился сбор средств на сооружение храмов, посвященных святому Александру Невскому, в западных губерниях России, например в Игуменском уезде Минской губернии.
Ряд храмов, посвященных святому Александру Невскому, появился, начиная со второй половины XIX века, далеко за пределами России. Русский православный собор Святого Александра Невского на улице Дарю в Париже давно уже стал самым популярным конфессиональным и культурным центром россиян во Франции. Храм построен в русско-византийском стиле на общественные деньги. Изначально он задумывался как храм не только для русских, но для всех православных жителей Парижа. Среди жертвователей были православные разных национальностей (и русские, и французы, и болгары, и сербы) и занятий (военные, дипломаты, купцы, монахини), в том числе и жители России, и даже католики и протестанты. Сделал пожертвование и сам император Александр II. Для строительства храма пришлось приобрести участок земли. Автором проекта стал Р.И. Кузьмин, занимавшийся ранее возведением сооружений в Гатчине. Надзор над строительством собора поручили архитектору И.В. Штрому, известному по проекту Владимирского собора в Киеве. Строительство собора началось в 1859 году, а его освящение состоялось 11 сентября 1861 года. Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896), внук А.Н. Радищева, будучи морским офицером, увлекся живописью, окончил в 1853 году Академию художеств, путешествовал по странам Западной Европы и Востока. Проживая последние годы жизни в Париже, на бульваре Клиши, он, именовавший себя «моряком-художником», написал несколько фресок для православной церкви на рю Дарю.
В 1983 году здание храма было признано историческом памятником Франции. В соборе Александра Невского отпевали многих известных деятелей российской эмиграции. Военных, писателей (в том числе Ивана Бунина), политиков, художников (Константина Коровина и др.), музыкантов). Там также можно увидеть в киотах икону «Вознесение» (дар императора Александра II), бронзовую икону устюжской школы с эмалью и жемчугом (с медальоном генерала М.Г. Черняева), полковые иконы, русские награды (ордена, медали).
Непростая история храма Александра Невского в Софии
В ходе войны 1877–1878 годов Россия освободила Болгарию от османского ига. Правда, сегодня далеко не все болгары склонны об этом вспоминать. Но в первые годы после освобождения благодарность сохранялась в их сердцах и душах. Уже 13 апреля 1879 года на заседании Учредительного народного собрания в Велико-Тырнове, разработавшего и принявшего Тырновскую конституцию, видный болгарский государственный и общественный деятель П.С. Каравелов предложил построить в Софии храм-памятник в честь освобождения Россией Болгарии и посвятить его небесному покровителю российского императора Александра II Освободителя – святому князю Александру Невскому. Предложение Каравелова получило единодушную поддержку Учредительного собрания, которое избрало для его осуществления организационный комитет во главе с епископом Климентом (Друмевым), впоследствии ставшим митрополитом Тырновским. 26 февраля 1881 года была создана Центральная строительная комиссия. В памятный для России день освобождения крестьян от крепостнических пут, 19 февраля 1882 года, состоялась закладка храма. А 1 июня того же года датировано специальное «Воззвание» оргкомитета к болгарскому народу. Для составления проекта и руководства строительными работами болгары пригласили русского архитектора И.С. Богомолова. Однако болгарское правительство немецких принцев Александра Баттенберга и Фердинанда I Кобургского, ориентировавшееся на Австро-Венгрию и Германию, всячески тормозило процесс осуществления проекта сооружения храма. Лишь с приходом к власти в 1895 году нового правительства К. Стоилова дело сдвинулось с мертвой точки, но, поскольку Богомолов к тому времени умер, вместо него предложили переработать проект архитектору А.Н. Померанцеву, который ранее построил храм-памятник на Шипке. И опять последовала задержка с началом строительства, которое удалось осуществить только в 1904–1912 годах.
Но под давлением болгарского царя Фердинанда, находившегося во время Первой мировой войны в союзе с Германией и Австро-Венгрией, 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о посвящении собора святым Кириллу и Мефодию, после чего заменили памятные доски и изменили расположение икон. Лишь после отречения в 1919 году Фердинанда от престола Святейший Синод Болгарской православной церкви обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании храма. 12 сентября 1924 года, в день празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского, собору вернули первоначальное наименование. В 1944 году храм сильно пострадал во время бомбардировки. С 1951 года он является Патриаршим кафедральным собором.
Кафедральный собор в честь святого благоверного князя Александра Невского был возведен в 1950 году в Словакии, в городе Прешове, на улице Partizanska. Белоснежное архитектурное сооружение выполнено в классическом стиле без излишеств и украшений. Его характерной особенностью является множество куполов разнообразной формы – от луковичных до вытянутых готических.
Русские эмигранты сохранили память о святом князе Александре Невском и в Западном полушарии. Самый крупный в США русский зарубежный музей и архив расположились в здании общества «Родина» в Хоуэлле, у г. Лейквуда, в штате Нью-Джерси (Rodina Museum, 234 Allexander Avenue, Howell, N.J. 07731, USA). Это общество сразу же после своего создания (1954) превратилось в ведущий культурно-просветительный центр российской эмиграции. Самым важным направлением в деятельности общества было спасение ценнейших материалов по русской истории и создание по инициативе Всеволода Павловича Стеллецкого (1904–1982) в 1958 году музея. В Лейквуде русскими эмигрантами построен храм Св. благоверного князя Александра Невского.
К сожалению, в межвоенный период по решению польских властей были варварски снесены храмы Александра Невского в Варшаве и Гродно, являвшиеся ценными памятниками архитектуры и искусства. Нам также должно быть стыдно из-за сноса в 1930 году храма Рождественского монастыря во Владимире, в котором до 1723 года покоились мощи святого благоверного князя, а при большевиках была устроена спецтюрьма ОГПУ–НКВД. От того храма сохранились лишь металлические двери со следами чекистских пуль, унесших жизни новых российских мучеников и праведников.
В 2021 году в стенах монастыря открыли Церковно-исторический музей с очень интересной и познавательной экспозицией, посвященной святому благоверному князю Александру Невскому. Память о нем невозможно искоренить из исторического сознания русских людей. Он давно уже стал символом сохранения и укрепления нашей государственности, олицетворением наших побед над врагами.
комментарии(0)