0
19933
Газета Идеи и люди Печатная версия

14.06.2021 17:10:00

Реформации Карло Росселли. Социализм как предельное выражение принципа свободы

Борис Романов

Об авторе: Борис Савельевич Романов – обозреватель, член редколлегии журнала «Демократия и социализм ХХI».

Тэги: книги, либеральный социализм, карло россели, биография, либерализм, социализм, гражданские свободы, социальные права, марксизм, критика


121-7-1480.jpg
Карло Росселли сумел создать уникальное
политическое пространство. Фото из книги
Кэролайн Мурхед
«Удалая и опасная семья». 2017
Либерализм и социализм принято противопоставлять друг другу как две альтернативные идеологии и модели развития общества. И во многом это справедливо. Но если понимать под либеральными ценностями не только экономические свободы, а в первую очередь права человека, то гражданские свободы (либеральные ценности) и социальные права (социалистические ценности) вовсе не противоречат друг другу. Одним из первых мыслителей и политиков, который попытался осуществить синтез либеральных и социалистических идей был итальянский социалист и антифашист Карло Росселли, автор книги «Либеральный социализм». При этом важно понимать: Росселли был левым политиком и даже революционным радикалом. Он не был сторонником умеренного социал-либерализма и реформизма, он пропагандировал идеи именно либерального социализма, справедливо полагая, что без либеральных принципов социализм превращается в диктатуру.

Поздней весной 1937 года на безлюдной дороге в тихом деревенском курортном местечке на юге Франции были зверски убиты два брата, итальянцы Нелло и Карло Росселли. Вскоре выяснилось, что убийцы были французскими «кагулярами», членами подпольной крайне правой организации «Секретный комитет революционного действия», отличительной чертой которой были накидки с капюшонами. Однако следы этого преступления вели в Рим. Карло Росселли был одним из ведущих деятелей итальянского антифашистского сопротивления. Его брат Нелло – историк итальянского Рисорджименто (борьбы за освобождение и объединение Италии в ХIХ веке). Карло Росселли был самым влиятельным и известным итальянским антифашистом в 1930-е годы, поскольку Антонио Грамши находился в заключении, а другие яркие левые интеллектуалы – Пьеро Гобетти, Джакомо Маттеотти, Джованни Амендола были уничтожены.

Демократический еретик

Карло Россели родился в 1899 году в Риме в еврейской семье музыковеда Джузеппе Росселли и известной писательницы Амелии Пинкерли. Семья принадлежала к высшим слоям итальянской буржуазии. Воспитание в семье носило светский и либеральный характер.

В 1920-х годах, отказавшись от многообещающей карьеры профессора политической экономии, Росселли целиком посвящает себя борьбе с диктатурой Муссолини. Росселли участвовал в деятельности организации «Свободная Италия», издании антифашистской газеты «Нон Молларе!» («Не сдаваться!»), подготовке побегов и эмиграции политических заключенных, в том числе одного из основателей Социалистической партии Филиппо Турати.

За оппозиционную деятельность Росселли был арестован и приговорен судом к пятилетней ссылке на остров Липари. Условия этой ссылки, надо признать, были довольно мягкими. В 1929 году вместе со своими соратниками он совершает дерзкий побег за границу. В Париже создает организацию под названием «Справедливость и свобода», объединившую независимых республиканцев, социалистов и демократов, идеологически весьма разнородную. Карло Росселли был одним из первых, кто сразу после прихода Гитлера к власти в Германии в 1933 году оценил всю опасность, нависшую над человечеством. Он призвал ведущие державы к немедленной превентивной войне против гитлеровского режима и критиковал западные демократии за соглашательство с нацистской Германией.

С началом гражданской войны в Испании в 1936 году, развязанной генералом Франко при поддержке нацистской Германии и фашистской Италии, Росселли в числе первых прибыл в Барселону для защиты Республики. Он принимал участие в боевых действиях и лично командовал добровольческой итальянской колонной состоящей из членов «Справедливости и свободы», социалистов и анархистов. С начала 1930-х годов режим Муссолини рассматривал Росселли как наиболее серьезного врага, а «Справедливость и свободу» – как «самое опасное из конспиративных движений». Вероятно, пропагандистские радиопередачи, которые вел Росселли из Барселоны на Италию, решили его судьбу.

В ссылке на острове Липари Росселли пишет свою знаменитую еретическую книгу «Либеральный социализм», которая подверглась резкой критике не только со стороны коммунистов, но и авторитетных социалистов. Хотя Росселли находился под влиянием идей социал-демократии, его концепция либерального социализма не была очередной попыткой ревизионизма в духе Эдуарда Бернштейна. Росселли считал, что ревизионистам недостает теоретической смелости, и критиковал социал-демократов за их желание отречься от либеральных идеалов. Подобно знаменитым «Тюремным тетрадям» основателя Итальянской коммунистической партии Антонио Грамши «Либеральный социализм» можно рассматривать как самокритический анализ поражения итальянской демократии перед лицом победившего фашизма.

Актуальность «Либерального социализма» состояла в том, что Росселли подчеркивал значение принципов демократии и гражданских свобод для социалистического движения и критиковал как коммунистов, так и социал-демократов за недооценку принципов политического либерализма. Как писал Россели, «преследования социалистов в России показали существенную ценность свободы и демократических институтов».

Карло Росселли признавал непопулярность либерализма, который «был до такой степени буржуазной вотчиной, что сегодняшний социалист с большим трудом применяет его», поэтому он стремился к созданию идеологии нового – обогащенного либеральными ценностями – социализма. По его мнению, идея социализма должна опираться в первую очередь на нравственные и гуманистические идеалы. «Новая вера, – писал Россели, – питается происходящей борьбой и подъемом пролетариата на более высокую ступень, усилием всего общества преодолеть узкие и несправедливые границы буржуазного общества, постоянной жаждой справедливости и стремлением к свободе». Он критиковал современных ему либералов за то, что они непоследовательны, поскольку логическим продолжением последовательной реализации принципов либерализма является, по его мнению, социализм.

Наряду с защитой принципов либеральной демократии, Росселли обращал внимание социалистов на опасное игнорирование национальных традиций и патриотических чувств народа. Анализируя причины успеха фашистской диктатуры в Италии, Росселли отмечал, что «если социалисты будут упорствовать в своем пренебрежении к самым высоким ценностям национальной жизни, они лишь облегчат действия других течений, которые на основе эксплуатации национального мифа сколачивают свое состояние». Он был готов зайти достаточно далеко в признании национального чувства, которое, по его мнению, игнорировали догматические апологеты классовой борьбы. Росселли решительно возражал против идеологической узости не только коммунистов, но и социал-демократов, призывая наряду с марксизмом признать этические, христианские, либеральные и анархо-синдикалистские направления социалистической мысли. В качестве наиболее позитивного примера он рассматривал деятельность английских лейбористов, опиравшихся на профсоюзы. Росселли придерживался в духе итальянской либеральной традиции последовательно антиклерикальных взглядов и был сторонником идей федерализма и анархо-синдикализма. А его политический радикализм объясняется тем, что как политик он сформировался в противостоянии с фашистской диктатурой Муссолини.

121-7-01480.jpg
На острове Липари была написана
знаменитая книга «Либеральный
социализм». Фото Розы-Марии Ринкль
Против марксистского фатализма

В работе Росселли содержится убедительная критика многих положений марксизма и его вульгарных интерпретаций. Росселли писал: «Социалисты слишком уж смело переносят в культурную и духовную области политическую терминологию и разделение на классы». При этом Росселли подчеркивал универсальное внеклассовое значение культуры, которая не может быть пролетарской или буржуазной. Росселли также выступил против придания марксистами рабочему классу несвойственных ему мессианских черт и понимания природы человека исключительно как продукта социальной среды. В то же время, в полемическом задоре призывая преодолеть марксизм как доктрину, абсолютизирующую роль экономического фактора в развитии человеческого общества, Росселли фактически выплескивал с водой и ребенка, возвращаясь в ряде принципиальных положений к идеалистическим интерпретациям социалистической идеи.

Можно провести определенные параллели между взглядами Карло Росселли и французского либерального социалиста Жана Жореса. Идеи Росселли также ассоциируются с поворотом к «рыночному социализму», что можно считать крупным вкладом в развитие социалистической мысли. Эта концепция стала ответом на утверждение, что рациональная экономика и свобода несовместимы с социализмом. В рыночном социализме отвергается не рынок как таковой, а капиталистический рынок. В качестве альтернативы предлагается система, в которой рынок сочетается с общественным владением капиталом и производством с целью достижения большей экономической эффективности, индивидуальной свободы и социальной справедливости.

Лидер итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти назвал его книгу «Либеральный социализм» – писаниной богатого и лицемерного псевдоинтеллектуала, которого на каждом шагу выдает его мелкобуржуазная психология.

В 1934 году Росселли попытался заключить союз с Львом Троцким, что стало наряду с книгой «Либеральный социализм», еще одним поводом для конфликта между «Справедливостью и свободой» и итальянскими коммунистами в лагере итальянской антифашистской эмиграции. Хотя Росселли в «Либеральном социализме» очень жестко иронизировал над взглядами Троцкого, который «после стольких лет высмеивания буржуазных свобод и демократических методов» сам стал жертвой «горстки бюрократов», он выступил инициатором переговоров с опальным большевиком. В своем письме к Троцкому Росселли обращал внимание на то, что в «Италии имеются многочисленные троцкистские элементы, с которыми мы можем завязать контакты». Встреча двух выдающихся и столь непохожих революционеров состоялась в мае 1934 года. Однако Троцкий уклонился от предложения о сотрудничестве с журналом, который издавал Росселли. Впоследствии размышляя об этой встрече, Росселли называл Троцкого «инженером и математиком революции» и одновременно «пленником своего прошлого и исторической полемики со Сталиным – «администратором революции», живым воплощением революции, которая, как известно, безжалостно пожирает своих детей».

В условиях вынужденной эмиграции Карло Росселли выступал за объединение усилий всех итальянских антифашистских сил: революционеров и реформистов, католиков и либералов, республиканцев и анархистов, социал-демократов и коммунистов. Несмотря на идеологические разногласия с коммунистами, в 1936–1937 годах Росселли был готов скорее сотрудничать с казавшейся ему динамичной ИКП, членом Коминтерна, чем с умирающей, как он полагал, соцпартией.

Росселли очень высоко ценил взгляды основателя итальянской компартии Антонио Грамши. Когда в апреле 1937 года пришло известие о смерти Грамши после 11 лет, проведенных в фашистских тюрьмах, Росселли в своей газете «Джустиция э Либерта» написал, что «человечество потеряло гения, а итальянская революция лишилась руководителя». Еще в 1923 году Росселли опубликовал статью «Интеллектуальный кризис Социалистической партии», которая перекликалась с критическими выступлениями Грамши против социал-реформизма. Грамши считал, что у социалистов сложилось вульгарное прочтение марксизма, который стал восприниматься как метафизическая теория, а не революционная доктрина. Идеологи реформистского крыла соцпартии долгое время рассматривали марксизм в духе теорий Дарвина и Спенсера, ожидая неизбежного прихода социализма в результате «естественной эволюции». Эта критика Грамши в значительной мере совпадает с позицией, изложенной впоследствии в «Либеральном социализме», хотя Росселли делал из нее несколько иные выводы, выступая как против марксистского фатализма и детерминизма социалистов, так и волюнтаристской, авторитарной интерпретации концепции диктатуры пролетариата со стороны большевиков.

Двойник Муссолини

Взгляды Грамши и Росселли совпадали и по вопросу необходимости объединения всех антифашистских сил, включая прогрессивные демократические слои либеральной буржуазии. Анализируя политическую ситуацию в Италии и в Европе в конце 1920-х годов, Грамши задолго до исторических решений VII конгресса Коммунистического интернационала в 1935 году выдвигает идею создания единого антифашистского фронта. Именно после поворота Коминтерна от осуждения социал-демократии к политике широкого народного фронта Росселли заметил, что итальянские коммунисты заговорили о демократическом возрождении и открыли для себя национальные традиции. В 1930 году в эмиграции произошло воссоздание единой Итальянской социалистической партии. С 1934 года ИКП восстановила отношения с социалистами, заключив пакт о единстве действий.

Опыт участия в Гражданской войне в Испании подтолкнул Росселли к переходу на более левые и радикальные позиции. Он попытался превратить «Справедливость и свободу» в центр объединения всех социалистических политических течений. Карло Росселли призвал своих соратников определиться как революционных социалистов и одновременно либеральных коммунистов. В 1937 году в созданный широкий Антифашистский альянс вошли социалисты, коммунисты, республиканцы и «Справедливость и свобода».

В своих идеологических тезисах Карло Росселли часто был непоследователен и противоречив. Но в чем он был непреклонен и совершенно последователен – так это в необходимости объединения всех оппозиционных левых политических сил для борьбы с фашизмом и нацизмом. Карло Росселли пользовался всеобщим признанием среди итальянских антифашистов. После его гибели даже самые суровые критики поспешили признать в нем одного из лучших борцов. Лидер ИКП Пальмиро Тольятти, некогда язвительно нападавший на «Либеральный социализм», написал, что Росселли представлял собой «пример гражданского мужества и преданности делу свободы», а «наши расхождения были допустимы в рамках демократического социализма». В годы войны и вооруженного сопротивления преемником «Справедливости и свободы» стала «Партия действия», а сформированные этой партией партизанские отряды по численности уступали только коммунистам. Среди них была бригада, названная «Росселли».

В 2007 году в НПЦ «Праксис» вышла в переводе с английского книга американского историка Станислао Пульезе «Карло Росселли. Либеральный социализм и антифашистское действие», представляющая собой подробную интеллектуальную и политическую биографию выдающегося итальянского мыслителя и политического борца. Станислао Пульезе писал: «Отражая нападки справа и слева, либералов, с одной стороны, и ортодоксальных социалистов и марксистов – с другой, упрямо настаивая на своих позициях, Росселли занял и отстоял уникальное политическое пространство». Любопытно, что известный итальянский писатель Альберто Моравиа, двоюродный брат Карло Росселли, изобразил его в романе «Конформист» в образе неоднозначного профессора Квадри как одного из жестких и бескомпромиссных деятелей итальянского антифашистского сопротивления, готового легкомысленно жертвовать людьми ради безнадежных акций. Как писал Станислао Пульезе: «В каком-то смысле Росселли – если решиться на такое рискованное прочтение фигуры итальянского антифашиста – был двойником Муссолини: тот же еретический настрой, та же личная харизма и жажда действия».

После Второй мировой войны Италия не пошла по пути, за который ратовала созданная Росселли «Справедливость и свобода» и ее наследница «Партия действия». У власти долгие годы находилась клерикальная, правоцентристская Христианско-демократическая партия, а ведущей оппозиционной силой оставалась Итальянская коммунистическая партия. Но в 70-е годы ХХ века доктрину либерального социализма провозгласила Итальянская социалистическая партия, а ее лидер Беттино Кракси считал себя последователем идей Карло Росселли. Ирония истории, которую так любил Росселли, состояла в том, что уже в конце ХХ века стоявшая на позициях еврокоммунизма ИКП, преобразованная затем в Демократическую партию левых сил, также объявила себя наследницей идеалов «Справедливости и свободы». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Мали зашаталась власть

В Мали зашаталась власть

Данила Моисеев

Критиковавшего военных главу правительства отправили в отставку, но не решились преследовать

0
787
Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Иван Родин

Спецсчета для авторских гонораров позволят чаще штрафовать политэмигрантов за критику СВО

0
2133
Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

0
815
"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2423

Другие новости