0
12720
Газета Идеи и люди Печатная версия

26.04.2021 16:45:00

Загадки богатого берега. Как Коста-Рика стала латиноамериканским флагманом демократии

Эмиль Дабагян

Об авторе: Эмиль Суренович Дабагян – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.

Тэги: латинская америка, коста рика, демократия, социальный прогресс, оскар ариас, луис солис, внешняя политика


латинская америка, коста рика, демократия, социальный прогресс, оскар ариас, луис солис, внешняя политика По Индексу социального прогресса Коста-Рика занимает 25-е место в мире и первое на континенте. Фото Pixabay

«Коста-Рика» в переводе с испанского языка означает «богатый берег». Так назвали эту местность алчные завоеватели, хлынувшие в регион в поисках обогащения. Впоследствии оказалось, что никаких полезных ископаемых там нет. Главное богатство – это люди, построившие со временем общество с высоким уровнем жизни и демократическими порядками.

Поворотным пунктом в эволюции общества стала непродолжительная гражданская война 1948 года. По ее завершении была созвана Конституционная ассамблея, принявшая Основной закон, действующий и поныне с незначительными поправками. Женщинам предоставлялись равные с мужчинами права. Урезались полномочия исполнительной структуры, вводился запрет на вторичное избрание главы государства. Расширялись прерогативы законодательной власти. Создавались Верховный суд и Верховный избирательный трибунал. Наконец, ликвидировалась армия, а отсутствие расходов на нее благотворно отразилось на социально-экономическом развитии.

Проводился курс, обеспечивший устойчивый рост экономики, высокий жизненный уровень населения. Основы социально ориентированного строя были заложены Трудовым кодексом. Он устанавливал минимальный размер заработной платы, нормированный рабочий день. Безработица сводилась к минимуму, забастовочная борьба не отличалась остротой.

В течение длительного времени у власти находились две политические организации. С начала 1950-х и до конца 1970-х годов доминировала Партия национального освобождения, это партия социал-демократического толка. Ее представители довольно долго находились во главе исполнительной и законодательной ветвей власти. Это обстоятельство позволило сравнительно безболезненно претворить в жизнь проект социально ориентированной рыночной экономики, опирающийся на классовый мир и консенсус в обществе. За эти годы страна сумела достичь впечатляющих успехов во всех областях.

В ходе трансформации общества, роста и укрепления среднего класса стали создаваться и консолидироваться разрозненные группировки социал-христианского толка. В 1978 году образованная на их базе Коалиция единства впервые одержала победу на президентских выборах, подорвав тем самым монополию социал-демократов. В 1983 году конституируется Партия социального христианского единства.

Так Коста-Рика стала двигаться к двухпартийной модели. Она характеризовалась соперничеством и сотрудничеством партий, чередованием их у руля законодательной и исполнительной властей. Всемерно инициируя и стимулируя создание подобной системы, истеблишмент отдавал себе отчет, что прежняя конфигурация уже себя исчерпала, она стала препятствием для дальнейшего поступательного развития. Сменяя друг друга, они проводили примерно сходную линию.

Один из видных представителей истеблишмента – Оскар Ариас Санчес. Он появился на свет в 1940 году в городе Эредия, торговом и экономическом центре сельскохозяйственного ареала, где произрастают кофе, сахарный тростник, хлопчатник. Дед по отцовской линии некогда был председателем Законодательного собрания, неоднократно занимал министерские посты. Мальчик рос в оранжерейной обстановке, учился в частной школе, высшее образование получил в Университете Коста-Рики.

В 1972 году президент Хосе Фигерес назначил 30-летнего политика министром планирования и экономической политики. Эту же должность он занимал и при следующей администрации. Затем стал директором Центрального банка. В 1978 году – членом Законодательной ассамблеи по спискам Партии национального освобождения. Затем был избран ее генеральным секретарем. В мае 1981 года включился в электоральную кампанию по избранию единомышленника главой государства. В следующем цикле выдвинулся сам и одержал победу над конкурентом, получив 52,3% голосов. Он стал президентом в 45 лет.

В силу специфических обстоятельств Оскару Ариасу пришлось уделить много внимания международной деятельности, прежде всего решению застарелого регионального конфликта, затронувшего соседние республики – Гватемалу, Гондурас, Никарагуа и Сальвадор. Там длительное время существовали диктаторские режимы, шли гражданские войны. На этом пути было множество трудностей. Посредники из латиноамериканских и европейских государств многократно усаживали за стол переговоров стороны, вовлеченные в конфликт. Созывались конференции, вырабатывались планы. Однако дело не сдвигалось с мертвой точки, пока к этому не подключились лидеры Центральной Америки.

В этих специфических условиях блестяще проявились мудрость и организаторский талант Оскара Ариаса. В 1987 году он подобрал своеобразный ключ к решению проблемы. В ходе этого нелегкого, постоянно прерывающегося процесса продемонстрировал качества отменного переговорщика, незаурядную политическую волю. Рельефно она обозначились в день подписания соглашения. Когда один из участников встречи предложил устроить обеденный перерыв, костариканец воспротивился этому, попросил принести еду в зал заседаний, заметив, что никто не должен покидать площадку до завершения работы. Наконец точка была поставлена. Так удалось проложить дорогу к миру в этой зоне земного шара.

Оскар Ариас впоследствии рассказывал, что эту методу он позаимствовал у американца Франклина Делано Рузвельта, рассказывавшего, что достичь важных соглашений ему удавалось, усадив посредников в замкнутом пространстве и не выпуская, пока не найдут решения.

В конце того же года Оскар Ариас удостоился престижной награды – получил Нобелевскую премию мира. Это был триумф 46-летнего политика, находившегося в расцвете физических, творческих и интеллектуальных сил. Выступая в Осло на вручении премии, он подчеркивал, что достижение мира – не единовременный акт. Это длительный процесс. Мир нельзя навязать силой. Это возможно лишь при наличии совместных усилий как больших, так и малых стран. Много лет спустя он признавался: «Нобелевская премия – это груз ответственности, который человек несет всю оставшуюся жизнь».

Признание заслуг стало фактором, способствовавшим укреплению международного авторитета страны и лично президента. Передав в 1990 году полномочия преемнику, Ариас сосредоточился на общественной деятельности: входил в десятки престижных организаций, стал почетным доктором авторитетных университетов, включая Гарвардский, Принстонский, Дортмундский и др. Он лауреат премий Мартина Лютера Кинга, Альберта Швейцера, принца Астурийского и десятка других.

В 2002 году Оскар Ариас совместно с Михаилом Горбачевым и Десмондом Туту выдвинул инициативу создания Всемирного банка крови для детей, больных СПИДом, малярией, раком. Он много разъезжал по свету, выступал с лекциями в десятках стран. Как деятель международной социал-демократии участвовал в работе конгрессов этой организации, заседаниях его руководящих органов, выработке теоретических документов.

Получив награду, Ариас не отошел от дел. Коррупционные скандалы, бушевавшие в верхах ряд лет, подвигли его вновь отправиться в большое плавание. Постановление Конституционной палаты в апреле 2003 года позволяло президенту баллотироваться вторично по истечении двух периодов. По задумке истеблишмента, это должно было создать противовес относительно молодому, динамичному лидеру Партии гражданского действия Оттону Солису. В итоге замысел удался. Ветеран с минимальным преимуществом вырвал победу, вернулся в привычное кресло.

Но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Надлежит коснуться коррупционных скандалов, затронувших верхи системы. В этих грехах оказались замешаны два лидера христианских демократов. Один из них – экс-президент Мигель Анхель Родригес, впоследствии избранный генеральным секретарем Организации американских государств. К чести фигуранта, он сразу же оставил престижный пост, вернулся на родину и отдался в руки правосудия. По аналогичному пути пошли и остальные.

8 мая 2014 года произошло знаковое историческое событие: в должность президента вступил выдвиженец оппозиционной Партии гражданского действия 55-летний Луис Гильермо Солис. Во втором туре выборов он одержал безоговорочную победу, получив 77,9% голосов избирателей. Кандидата правящей в тот период Партии национального освобождения Джонни Арайа поддержали 22,1% голосов.

Итог состязания был предрешен заранее. После первого раунда стало очевидно, что продолжение состязания теряет смысл. Джонни Арайа, ознакомившись с социологическими опросами и убедившись в отсутствии шансов, сошел с дистанции. Поскольку местное законодательство не предусматривает процедуры самоотвода, то он остался в списке. Следствием сложившейся ситуации стала низкая явка. К урнам не пришли 43% граждан. Для подтверждения собственной легитимности Луис Солис ставил задачу набрать не менее миллиона голосов. И он ее решил.

После череды громких скандалов христианские демократы постепенно теряли влияние. Между тем возникали и крепли организации иного направления, на равных соревновавшиеся с Партией национального освобождения, правившей восемь последних лет. Интересно, что основателем партии, пришедшей к власти, был Оттон Солис, трижды штурмовавший вершину политического олимпа. Теперь эстафету принял его однофамилец.

Выборы 2014 года, завершившиеся бесспорным триумфом Партии гражданского действия, которая идентифицировалась как организация левоцентристского толка, свидетельствуют о подвижках в обществе. Они знаменовали конец монополии традиционных партий и начало нового этапа в развитии страны. Важно подчеркнуть, что эти сдвиги произошли эволюционным путем, без потрясений. Кардинальных перемен ожидать не стоит, но корректировки наверняка будут внесены.

Луис Солис родился в семье скромного достатка, окончил университет в Сан-Хосе, продолжал учебу в США, много лет преподавал, хорошо известен за рубежом. Он историк, политолог, специалист по международным отношениям и дипломат. В этом качестве участвовал в переговорах по урегулированию центральноамериканского конфликта в 1980-е годы.

В качестве приоритета внешней политики Солис обозначил ее диверсификацию, преодоление однобокости, излишней ориентированности на США, сближение с южноамериканскими республиками, в частности с Чили и Уругваем. Отвечая на вопрос о возможности присоединения к Боливарианскому альянсу, деликатно высказался, что не видит выгоды в подобном варианте. Касаясь Кубы и Венесуэлы, заметил, что с ними установились нормальные отношения, они таковыми и останутся.

Выступая перед соратниками, он акцентировал внимание на необходимости достижения национального согласия. В парламенте партия располагает 13 из 57 мандатов. Это обрекает президента на поиск и нахождение компромиссов, тогда он сможет решать накопившиеся проблемы: искоренять коррупцию, уменьшить расходы государственного сектора, наводить порядок в финансах.

Итак, Коста-Рика – это небольшая по территории (51 тыс. кв. км) и численности населения (чуть более 5 млн человек) республика. К ней уместно отнести русскую поговорку «мал золотник, да дорог». Особенно в сравнении с соседней Никарагуа. Страна постоянно эволюционировала от однопартийной к плюралистичной модели, беспощадно выжигая коррупцию в верхах, оставаясь, по сути, страной образцовой демократии.

При всех внутриполитических пертурбациях Коста-Рика остается флагманом демократии не только в Центральной Америке, но и в регионе. Согласно Индексу социального прогресса, исчисляемому по 56 показателям в отношении 132 государств всех регионов, Коста-Рика занимает 25-е место в мире и первое на континенте. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У Трампа, по-видимому, еще нет стратегии в отношении Кремля

У Трампа, по-видимому, еще нет стратегии в отношении Кремля

Геннадий Петров

Первая после выборов пресс-конференция политика оставила больше вопросов, чем ответов

0
2614
Новые власти Сирии не спешат ссориться с Россией

Новые власти Сирии не спешат ссориться с Россией

Геннадий Петров

Победители Асада хотят продемонстрировать, что они – антииранская, а не антироссийская сила

0
2994
Байден хочет достичь мира на Ближнем Востоке раньше Трампа

Байден хочет достичь мира на Ближнем Востоке раньше Трампа

Геннадий Петров

Два президента США соревнуются в том, кто быстрее прекратит войну в секторе Газа

0
3444
Удается ли главе Аргентины выполнять свои обещания

Удается ли главе Аргентины выполнять свои обещания

Ирина Акимушкина

Исполнился год нахождения у власти Хавьера Милея

0
7897

Другие новости