Первые суда, прошедшие через Суэцкий канал в XIX веке. Гравюра из журнала Appletons’ Journal. 1869
Почти недельные усилия снять с мели в Суэцком канале 400-метровый контейнеровоз Ever Given, следовавший из Китая в Нидерланды, кажется, увенчались успехом. Пока шла спасательная операция, в огромной пробке застряли 6,3 млн барр. нефти, в том числе и российской – на 400 млн долл. Все это лишний раз доказало, что канал – аорта мировой экономики: 8% мирового трафика нефтеперевозок и 12% мировой торговли вообще.
Между тем Суэцкий канал во время Второй мировой войны помог проиллюстрировать и важнейшую закономерность войны холодной.
Азия – главный стратегический пункт британцев, известно их определение Азии: «Территория к востоку от Суэца». Извинительно и что стычку у Эль-Аламейна они сравнивали со Сталинградом… Суэцкий канал был британской Дорогой жизни. Захватить, вывести его из строя для держав оси Берлин–Рим было стратегически важно. Но что здесь, собственно, выводить из строя? На канале нет шлюзов, это, по сути, 161-километровый пролив искусственного происхождения между Средиземным и Красным морями. Бомбить его все равно что, допустим, бомбить проливы Дрейка, Магелланов, Ла-Манш (тоже, кстати, называемый каналом: «инглиш ченэл»), то есть в буквальном смысле толочь воду в море.
Но канал узок – местами до 100 м, – и, если подорвать проходящие суда, его можно просто забить. Итальянцы были, мягко говоря, не самые умелые вояки: преодолеть зенитный огонь проходящих кораблей, подорвать их итальянским бомбардировщикам не удавалось. Оставался единственный прием: прилететь в момент, когда канал пуст, сбросить магнитные мины. Береговых зениток на все 161 км не хватало.
Единственный ответ англичан: расставить вдоль берега людей, считать все сброшенные мины, прервать движение кораблей и тралить, пока не будут подняты все до единой… Англичане совершенствовались, сокращая время на поиск, обезвреживание итальянских мин. Ход итальянцев: бросать еще и муляжи мин. Англичанам приходилось их тоже искать, тралить, поднимать, чтобы убедиться.
И тут… Нация Леонардо да Винчи ответила изобретением, выводящим всю мировую человеческую изобретательность к таким пределам, где за цепями физических, химических, психологических законов маячит уже чистый гений. Или чистый абсурд: муляж мины, выполненный целиком… из соли. В секундах полета, ударе о воду он был неотличим от настоящих мин, но далее... От удара «мина» раскалывалась на мелкие куски быстро растворялась в суэцкой воде. От нее оставался только сосчитанный англичанами всплеск. Образ. Уже нематериальная субстанция: страх. Немецкие классические философы сказали бы: идея мины.
Настоящая мина или железный муляж отнимали у англичан около часа, а этот призрак, всплеск перекрывал канал на целые дни поиска. Англичане, даже узнав об итальянской хитрости, должны были тралить дно канала, тралить, выскребать самое дно своего страха, прежде чем начальство принимало ответственность: возобновить движение…
Военные историки этот эпизод особо не оценили: масштаб не тот.
Тогда арсеналы СССР и США постепенно наполняли виды оружия, никогда практически не испытанные. Во Второй мировой была сопоставимость: танки, пушки, самолеты. Теперь у одних больше ядерных подлодок, у других – авианосцев… Сложнейший вопрос тогдашних переговоров: как, с какими коэффициентами пересчитывать те единицы? Настоящее уравнение разнородных сил можно бы вывести лишь по результатам боев, нанесенному реальному урону. Но… (опять же – слава богу!) формула гонки вооружений, как в марксовом «Капитале», записывалась: воображаемый урон – реальный страх – реальная защита (экономические затраты).
Именно реальность страха включала этот параметр в системы геополитических уравнений, не допуская, как говорят теперь, полной виртуализации, превращаясь в реальные затраты по защите.
Возвращаясь от суэцких всплесков к реалиям, нужно вспомнить, что открытая в Египте 6 августа 2015 года вторая очередь Суэцкого канала, сделавшая его почти на всем протяжении двусторонним, – важнейшее дело президента Абделя Фаттаха ас-Сиси, прервавшего в мае 2014 года трехлетие черной полосы, инспирированной либералами мира арабской весны. Ас-Сиси в отличие от Мухаммеда Мурси ведет страну к религиозному миру, оберегает коптов-христиан, отменил запрет на строительство христианских храмов. Его поддержало 9/10 египтян, согласившихся на сокращение социальных субсидий, повышение цен на нефтепродукты ради второй очереди канала – простой, понятный лозунг. Первой считали линию француза Лессепса, открытую 16 ноября 1869 года. В честь этого между пирамидами была впервые исполнена open air опера Верди «Аида».
Но по более строгим подсчетам очередь 2015 года была шестой. Правда, древние очереди, идя от Красного моря, не доходили до нынешнего Порт-Саида, сворачивая влево к руслу Нила. Значение маршрута понимали еще фараоны: первую очередь Суэцкого канала построил Рамзес II (XIV век до н.э.). Канал повторял судьбу Египта: угасая вместе с государством, заносился песком. При персах (V век до н.э.) прорыли вторую очередь, шириной (по Геродоту), позволявшей разойтись двум триремам. К концу эллинистической эпохи канал снова пришел в упадок. Но когда в важнейшей морской битве античности, от которой отсчитывают начало Римской империи (Средиземное море, мыс Акциум, 13 год до н.э.), Октавиан разбил Антония и Клеопатру, несколько кораблей царицы успели уйти в Красное море, что свидетельствует: вторая очередь еще функционировала. Третья очередь Суэцкого канала – расцвет Рима при императоре Траяне. Четвертая – уже при халифах. И упадок – также совместно с халифами.
Важнейший маршрут Нового времени Европа–Индия (торговля пряностями давала 800% прибыли) рождал новые проекты, в том числе проект великого Лейбница. Мешала политическая неустойчивость государств турок, мамелюков и то, что новые корабли – океанских маршрутов – имели большую осадку, чем триремы древности. Это не позволяло использовать «облегченный» нильский вариант.
Идея Суэцкого канала была важной в научном разделе знаменитой Египетской экспедиции Наполеона. Но его инженер Лепер запутался в расчетах, дойдя до совершенно дикой цифры: якобы уровень воды Красного моря на 10 м выше Средиземного! Тут, памятуя о школьном законе сообщающихся сосудов, забытом мсье Лепером, невольно вспомнишь и знаменитую боевую команду Наполеона при атаке мамелюков: «Ослов и ученых – внутрь каре!» Возможно, в приказе Наполеона была не только забота о сбережении в бою вьючного транспорта, но и «мягкая» ирония.
Но вышло так, что его племянник, Наполеон III, оказался причастен к первому Суэцкому каналу современности: его дипломатическое давление на турок и египтян завершилось-таки (англичане тогда противодействовали) прорытием канала и памятной «Аидой».
А вот закрытие – не самого канала, а Компании Суэцкого канала, национализированной Гамалем Насером в 1956 году, отмечалось уже не оперой – англо-франко-израильской войной против насеровского Египта, поддержанного СССР вплоть до угрозы (Хрущева) ядерных ударов. По итогам переговоров Египет выплатил компенсацию акционерам национализированной компании.
Сегодня канал приносит Египту около 4,7 млрд долл. в год. По планам полной реконструкции, к 2023 году предполагается проводить 97 судов в сутки (ныне – 49), и тогда доход от канала поднимется до 13,2 млрд долл.
комментарии(0)