0
8617
Газета Идеи и люди Печатная версия

12.08.2020 18:26:00

Победа Лукашенко делает РФ заложником малопредсказуемого соседа

Судьба Союзного договора остается рычагом для воздействия Минска на Москву

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров – обозреватель «Независимой газеты».

Тэги: лукашенко, белоруссия, беларусь, выборы, кризис, протест, снг, политика, экономика, союзное государство

Политический кризис в Белоруссии 2020. Все статьи по теме

лукашенко, белоруссия, беларусь, выборы, кризис, протест, снг, политика, экономика, союзное государство Фото сайта president.gov.by

Победа на выборах президента Белоруссии Александра Лукашенко (во всяком случае, провозглашенная официально) вновь ставит на повестку дня вопрос о будущем Союзного договора. Он был подписан 2 апреля 1997 года и вступил в силу после ратификации 26 января 2000 года. Но прошли два десятилетия, и предусмотренные договором совместный парламент и единая валюта – важнейшие государственные атрибуты – так и не появились.

Союзное государство должно было стать своего рода ячейкой или функциональной структурой для формирования вокруг нее нового государственного образования на постсоветском пространстве. Не случайно, что Белоруссия является обязательным участником всех объединительных структур, созданных за годы существования РФ. К важнейшим из них относятся СНГ, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Неудивительно, что после выборов в Белоруссии российский президент Владимир Путин направил Александру Лукашенко телеграмму, сообщив, что рассчитывает на дальнейшее развитие взаимовыгодных российско-белорусских отношений во всех областях, углубление сотрудничества в рамках Союзного государства, наращивание интеграционных процессов по линии ЕврАзЭС и СНГ, а также военно-политических связей в ОДКБ.

На Западе Лукашенко надеялся восстановить связи с США после 12-летнего периода резкого охлаждения отношений и укрепить экономические отношения с Евросоюзом, но эти попытки, похоже, зашли в тупик. И ЕС, и США уже осудили аресты оппонентов Лукашенко перед выборами, от Польши поступили предложения ввести против режима санкции.

Но ни Евросоюз, ни США сейчас, похоже, не могут предложить Белоруссии ничего, что могло бы хоть как-то компенсировать ее зависимость от России. В материале московского Карнеги-центра Максим Саморуков, например, пишет: «С нынешними разладами и кризисами Западу вообще не до смелых проектов на постсоветском пространстве. Главная цель – не стало бы хуже. А свержение Лукашенко вполне может это хуже спровоцировать – например, в виде российской интервенции по украинской модели 2014 года». Можно согласиться с мнением автора, что «Лукашенко эти страхи не особенно изящно, но старательно поддерживает. Никогда раньше он не говорил о российской угрозе так жестко и так часто, как в эту кампанию. А уж арест людей под всемирно известным брендом «Вагнер» должен был подтвердить самые мрачные опасения Запада».

Российско-белорусские отношения без особой перспективы

Судя по всему, период неопределенности в российско-белорусских отношениях продлится. В этом плане ситуация начинает напоминать российско-украинские связи до майдана 2014 года. И вряд ли Лукашенко ответит взаимностью пожеланиям российского президента. Для этого имеются веские основания.

Еще 29 января текущего года Константин Федоренко, научный сотрудник германского Центра восточноевропейских и международных анализов (das Zentrum für Osteuropa- und internationale Studien (ZOiS), опубликовал свой анализ отношений РФ и Белоруссии. Автор констатирует, что наиболее важным для них был договор о создании Союзного государства как конфедерации с общей валютой, согласованной внешней политикой и политикой безопасности, а также союзным парламентом и правительством. Как отмечает автор, многие из даже уже достигнутых в плане интеграции договоренностей существуют только на бумаге. Даже экономическое объединение, необходимое как краеугольный камень партнерства, долгое время не осуществлялось. Когда Москва ввела санкции против Евросоюза, Беларусь не присоединилась к России и даже помогла их подорвать. Минск использует свой статус «братского народа» и свои внешне позитивные отношения с Россией для собственных экономических выгод. Напряжение достигло апогея в марте 2019 года, когда посол России в Беларуси Михаил Бабич заявил, что экономические требования Минска без более тесной политической интеграции будут рассматриваться Москвой как «преувеличенные». МИД Белоруссии отреагировал на это категорическим заявлением о том, что Бабич, должно быть, «спутал суверенное государство с субъектом Федерации».

Беларусь, делает вывод автор, не собирается отказываться от своей независимости. Более того, отмечает Федоренко, «несмотря на формальную военную связь между двумя странами, их системы обороны совместимы лишь частично. Лукашенко предлагал разместить «Искандеры» или даже С-300 в ответ на систему ПРО НАТО, но при этом отказался интегрировать российские и белорусские системы ПВО. Но на фоне политических и дипломатических кризисов давление России с целью расширения военного сотрудничества усилилось.

Так что Александр Лукашенко делает все возможное, чтобы сохранить свою политическую независимость от Владимира Путина. Как и его казахстанский коллега, Лукашенко очень подозрительно относится к риторике Путина о «русском мире» и желании Москвы восстановить неосоветскую сферу без коммунистической утопии, и он придерживается политики поездок между Москвой и Брюсселем. Федоренко считает, что у Лукашенко нет ни способности, ни желания идти по пути Восточного партнерства и вступления в Европейский союз, поскольку его страна явно не соответствует необходимым политическим и демократическим критериям. Напомним, что Восточное партнерство – проект ЕС, направленный на развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной.

Проблема преемственности власти в Минске

Федоренко обращает внимание на мнение СМИ о том, что белорусский президент готовит почву для передачи власти своему сыну. Поэтому вряд ли Александр Лукашенко будет готов к развитию союза России и Беларуси для продления пребывания у власти Владимира Путина.

Встает вопрос – какую альтернативу может предложить Россия упорному нежеланию Лукашенко интегрироваться? Вряд ли Москва способна действовать экономическими методами. Мартовский конфликт 2019 года наглядно продемонстрировал, что Россия не решается идти на обострение отношений и использовать зависимость экономики Белоруссии от российского газа и нефти в качестве рычага давления. Это пока используется Россией как угроза, не более. То же самое можно наблюдать и в отношении экспорта белорусских, прежде всего пищевых, товаров в Россию. Установление санитарных кордонов на его пути в Россию носит спорадический характер и решает скорее частные задачи, такие как, например, предотвращение нелегального экспорта из стран ЕС их товаров, подпадающих под российские санкции. В качестве примера можно привести польские яблоки или европейские морепродукты.

Вопрос должен рассматриваться в перспективе, особенно с учетом вопроса преемственности в Белоруссии. Поэтому российским политикам стоило бы извлечь уроки из событий 2014 года в Украине, поскольку вероятность повторения ситуации в Белоруссии будет возрастать с усугублением экономического кризиса в стране. Россия вряд ли готова будет спонсировать режим Лукашенко, хотя бы потому, что сама РФ в условиях борьбы с последствиями пандемии коронавируса не обладает соответствующими ресурсами.

Американская газета New York Times отмечает, что сам Лукашенко не может решить проблемы белорусской экономики, из страны бегут представители политической и экономической элиты, а «между белорусским президентом и его давним союзником и покровителем Владимиром Путиным возник открытый раскол». В связи с этим России не стоит уповать на то, что силовое подавление протестов в Белоруссии и негативная, а в ряде случаев острая реакция Запада автоматически приблизит Лукашенко к России. Лукашенко показывает себя неплохим тактиком (об этом свидетельствует разыгранная им карта с предполагаемым российским вмешательством накануне дня голосования). Но стратегически он явно проиграл, настроив против себя и Запад и Россию. Москве надо готовиться к наступлению постлукашенковской эры и искать новых политиков, которые могли бы взять на себя руководство страной, как в среде действующих правительственных чиновников, так и в среде оппозиции. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
2229
Бывшие власти Абхазии надеются на реванш

Бывшие власти Абхазии надеются на реванш

Игорь Селезнёв

В парламенте республики произошла перестрелка

0
3050
Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Тегеран приблизился к протестному блэкауту

Игорь Субботин

Иранцев хотят приучить к перебоям электроснабжения

0
3241
Почему "сделка" Трампа может не подходить Москве и Киеву

Почему "сделка" Трампа может не подходить Москве и Киеву

О столкновении механического и экзистенциального подходов к урегулированию и прекращению конфликта

0
2709

Другие новости