Сотни миллионов людей сегодня искренне стремятся к рабскому статусу. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Самое большое рабство – не обладая свободой,
считать себя свободным.
Иоганн Вольфганг Гёте
Вообще-то о рабстве не совсем уместно рассуждать в начале бурного и стремительного века электроники, кибернетики и прочего, что связано с компьютерами и производными от них. Попробуй сегодня скажи «успешному предпринимателю», а уж тем более какому-нибудь уважаемому СЕО, что он самый настоящий рабовладелец. Только без кнута и розг в руках, а подчиненные его – натуральные рабы, но без кандалов звенящих да ошейников, заклепанных намертво. И тем не менее…
Начну с того, что с рабством и рабовладением человечество познакомилось очень давно – еще в Древней Месопотамии. Тогда рабами становились обычно пленные враги, плюс за долги своим же собственным царям им подвластные продавали себя в рабство. Затем настали времена древних Египта и Греции, Римской империи, сам институт рабовладения постепенно развивался, укреплялся, становился все более универсальным, изощренным, жестоким и разнообразным. Рабами уже могли быть не только роющие канаву или строящие жилище хозяина, но и его личные садовники, учителя детей, переводчики-толмачи и писари.
Кстати, когда началась массовая бизнес-охота на рабов, самыми бесчеловечными среди будущих рабовладельцев слыли арабы из Омана. Именно они 100 очков форы по методам «эффективной оптимизации» обитателей Африки и Индии могли дать любым европейцам. А затем открылась новая история рабовладения в Америке, которая, что интересно, до сих пор окружена куда большим числом мифов и слухов, нежели реальным пониманием самого процесса переселения в Новый Свет сотен тысяч подневольных и бесправных.
К примеру, в Соединенных Штатах с XVII по XIX век оказалось «всего» 650 тыс. выходцев из Африки (еще 12 млн африканцев рабами были переправлены на другие территории Западного полушария). Попали в рабство в Америке и белые – особенно много среди них было ирландцев и шотландцев. А владели ими богатые, жестокие, абсолютно уверенные в своей власти люди, считавшие свой статус хозяев рабов почетным и в чем-то даже заслуженным.
Много с тех пор прошло времени, поменялось отношение людей к самому факту угнетения одних другими. Любое проявление рабовладельческих черт поведения нынче в цивилизованном мире считается позорным и достойным осуждения. А в американском случае так и вовсе причина для введения санкций или даже военного вторжения. Причем по американским лекалам думают и ведут себя все без исключения представители цивилизованного западного мира, которые всячески стараются позабыть именно о рабовладении в давние времена. Вне зависимости от того, кого конкретно в качестве рабов они эксплуатировали – индейцев в Америках или индийцев на хлопковых полях и плантациях сахарного тростника в Азии и на островах Тихого океана.
Но вот ведь что получается. Если позабыть на секунду о гуляющем по миру таинственном вирусе и разных противоречиях-противостояниях между государствами, то вырисовывается одна общая для всех «рвущихся в XXI век» проблема. А именно – все страны уверенно и дружными рядами стремятся сегодня вовсе не к прогрессу, а к укреплению позиций и власти… рабовладельцев (разумеется, в современном виде, без плетей и кандалов). А собственное население все стремительнее и безнадежнее превращают в самых настоящих рабов.
Опять-таки признать подобное значит подвергнуть сомнению существование всей рыночно развивающейся модели современных мировых отношений (называть их можно как угодно – хоть капитализмом с человеческим лицом, хоть социализмом со звериным оскалом все того же капитализма). А вот сам вектор такого развития совершенно точно направлен в никуда.
Работая около 30 лет в Америке, я постоянно убеждал американских коллег, а затем и студентов в университетах Вашингтона в самом важном, что дали Соединенные Штаты и себе, и всему остальному миру. Ведь именно в США (потом все это уже массово было скопировано в Европе, Австралии, странах Азии и Латинской Америки, чуть меньше – в Африке) создалась ситуация, когда общество разделилось вовсе не на мифические средний класс, бедняков и богачей, а всего на две группы. Это были бесправные мелкие собственники, которых регулярно и со вкусом грабят чуть ли не каждый день (пенсионная реформа, из пальца высосанный курс рубля к доллару, нынешняя «самоизоляция» в РФ или банковский кризис с «Леман Бразерс» в Америке – лишь частные примеры) и класс капиталистов – фактических современных рабовладельцев.
У этих людей (а к ним вполне можно отнести верхушку политической элиты Америки и других стран, а не только владельцев крупнейших компаний и корпораций) свои схемы уплаты налогов, своя высшего класса обслуживания медицина, образование исключительно среди себе подобных, досуг там и с теми, кто к «рабам» не имеет никакого отношения. А также эксклюзивный транспорт – личная авиация, многочисленная и многоуровневая охрана от «внешних раздражителей», масса подневольно-подчиненных, которая не просто эту публику по работе обслуживает, а безумно дорожит таким неслыханным счастьем.
Не знаю, как там у российских олигархов, но я бывал в поместье на острове Ланай на Гавайях, где справлял свою свадьбу Билл Гейтс, на одной из «загородных дач» на Яве богатейшего на тот момент гражданина Индонезии, в «горной сторожке» одного из японских олигархов на острове Кюсю. Так вот живут эти люди в совершенно ином, просто недоступном миллиардам обычных обитателей мире. При этом они совершенно уверены в том, что так и должно быть: рабам – одно, а рабовладельцам (непринципиально здесь, кто и как им стал) – совсем другое.
А между этими классами фактически скрытых рабов и не светящихся лишний раз рабовладельцев существует еще тонюсенькая социальная прослойка-прокладка высокого уровня профессионалов. Это штучного применения врачи, военные, адвокаты, мирового значения ученые (говорю здесь исключительно об Америке, потому как в той же России и многих других странах их уровень жизни намного ниже соответствующего американского), которые добросовестно и эксклюзивно обслуживают тот самый класс представителей капитала-рабовладения.
Замечу, что весьма высокие зарплаты-доходы этих людей (а есть еще немало зарабатывающие представители американского шоу-бизнеса – спортсмены профессиональных лиг, артисты, музыканты, художники, телеведущие) выплачиваются фактически из карманов все того же класса «рабов по найму».
А ведь если задуматься, то во всем этом довольно четко и стабильно устоявшемся разделении социальных групп самыми страдающими, как ни странно, являются, на мой взгляд, сегодняшние старшеклассники и студенты.
Мне доводилось читать лекции по международным делам в столичном Университете Джорджтауна, помню, как студенты (группа примерно в 20 учащихся, из которых лишь шестеро были американцами) просто возмутились одним из моих посылов, касавшимся их собственной перспективы пробиться по жизни с получением диплома престижного университета и шансом найти высокооплачиваемую и привлекательную работу.
Телевизор им твердил, что Америка – страна безграничных возможностей, потому они и учатся, чтобы ими воспользоваться. Я же объяснил им, что по большому счету не вижу особой социальной разницы между батрачившей и не разгибавшей спины швеей в одной из мастерских в Garment District в Нью-Йорке в начале прошлого века и современным молодым человеком – вчерашним выпускником даже самого престижного университета в Америке – в обнимку с лэптопом в офисе самой крутой компании. Ведь, по сути дела, все вокруг точно такое же, как и сотню лет назад: такое же трудовое бесправие, бесконечные ряды рабочих столов с компьютерами до самого горизонта офисной площади. Нет никакой возможности пообедать днем в кафе (времени лишь полчаса, а сделать надо по работе еще столько, что голова идет кругом). А после работы – бегом в крошечную съемную комнатушку. На Манхэттене студия – однокомнатная квартирка стоит до 3 тыс. долл. в месяц плюс дополнительные выплаты. Причем частенько такие «рабские хоромы» снимают по двое-трое молодых специалистов, чтобы было не так разорительно.
Добавьте к этому практически полное отсутствие каких-либо социальных лифтов, поездки на работу в малюсенькой машинке (которую в Нью-Йорке негде запарковать) или на забитом общественном транспорте. Да, нет на твоих запястьях ржавых кандалов, твой «хозяин» не колотит тебя плетью за «не совсем высокую производительность труда», но чем, скажите, все это не современное, доведенное до чудовищного цинизма человеческое рабство?
А ведь точно такая же картина сплошь и рядом во всех мировых столицах. В Лондоне, Париже, Гонконге, Шанхае, Джакарте, Сантьяго, тех же Москве с Питером – все один к одному. Может быть, общественный транспорт где-то получше работает (хотя теперь какая разница – все равно надо на два метра отбегать от рядом стоящего), где-то кафе-рестораны повкуснее на обед кашеварят (но и от этого преимущества ничего теперь не остается).
Вот только осознают ли подобное положение дел, к примеру, молодые люди? В Америке, по моим наблюдениям, – очень немногие, да и в Европе с Россией таких, кто бы о подобном серьезно задумывался, – единицы. При этом логика по крайней мере тех американцев, с которыми я на данную тему неоднократно беседовал, проста. Надо все равно где-то работать. Да, меня будут эксплуатировать, но зато у меня будут деньги, и я смогу себе много чего позволить. А если очень повезет, то от одного рабовладельца перейду к другому. Более щедрому и лично для меня более выгодному.
Но возможно ли подобное? Ведь фактически узаконенное во всем цивилизованном мире скрытое рабство – штука тонкая, изуверски лицемерная, просто мастерски продуманная теми, кто сидит где-то там наверху. Хотя основные положения современного рабства в любой точке мира не просто очень похожи, а практически полностью идентичны. Судите сами.
Что в Америке, что в России рядовой гражданин (или новый раб) вынужден постоянно трудиться. Однако в отличие от иных социальных формаций нынче он вынужден работать фактически без перерыва до самой смерти. Потому как то, что он зарабатывает в течение месяца, хватает лишь для оплаты скромного жилья, еды и транспортных текущих расходов. Да, не все люди живут от зарплаты до зарплаты, но, по последним официальным данным, именно таких в Соединенных Штатах – около трети населения, а в РФ – целых две трети.
Пенсии в Америке у большей части населения намного выше, чем в России и Европе, но замечу, что государство к этому имеет мало отношения (в основном это личные накопления и выплаты от частных компаний и пенсионных фондов). Зато подавляющее большинство рядовых пенсионеров в тех же постсоветских странах – фактически нищие рабы. Поскольку вынуждены отдавать пенсию в оплату за жилье, коммунальные платежи и минимальную еду, а средств на другие жизненные расходы никаких больше не остается.
Для того чтобы рядовой гражданин как можно активнее тратил свои небольшие сбережения, ему буквально навязывается мифический спрос на ненужные нормальному человеку товары. На это направлена навязчивая реклама, в магазинах постоянно перекладываются с места на место товары, чтобы привлечь внимание покупателя. Людям «рекомендуют» самым агрессивным образом некие последние модели чего угодно – лишь бы купили. И что показательно: что в Америке, что в России многие (особенно молодежь) на этот примитивизм действительно ведутся, приобретая то, что им абсолютно не нужно, но зато уже есть у других, точно таких же по статусу современных рабов, как они сами.
Можно ли жить людям как-то иначе? Наверное, можно – но только тем, кто классом повыше и с карманом пошире. Всех остальных умышленно (Россия, Китай и Индия как раз относятся к подобным примерам) настойчиво и методично загоняют в густо населенные города, лишая людей возможности жить на земле, обрабатывать ее и обеспечивать себя всем самым необходимым для жизни.
Через СМИ (особенно засорены этим телевидение и интернет) людям навязываются и вдалбливаются совершенно ложные образы и ценности, которые уводят их от понимания реально вокруг происходящего. Это и внушение, будто цель жизни – только деньги, надо обязательно быть модным и крутым (до сих пор вспоминаю, как в Лос-Анджелесе наблюдал за очередью у кинотеатра на просмотр новой серии фильма из цикла «Звездных войн», когда люди по несколько дней (!) ночевали в спальных мешках на улице, чтобы купить билет на статусное кино и подтвердить тем самым свою принадлежность к успешным и идущим в ногу со временем), владеть по возможности модной машиной, последней марки айфоном, айпадом и прочими причиндалами «товарного рабства».
Ладно Америка, но ведь все кругом по всему свету рвутся точно к таким же лжеидеалам. Это своего рода морально-этическое рабство – стремиться сделать так, как делают «успешные другие». И не важно, что эти «другие» – совершенно не такие, как ты. Живут по-другому, видят мир иначе, но раз они там вроде как «богатые и здоровые» (хотя вирус по этому мифу нанес мощнейший удар) – значит на это и надо равняться.
Не будем забывать и том, что именно в Соединенных Штатах еще в первой половине прошлого века прекрасно отработали систему выдачи кредитов, с помощью которых рядовые граждане втягиваются в зависимость от банков. Многие из моих знакомых американцев имеют долги в 30–40 тыс. долл., но вовсе не считают это какой-то трагедией или финансовой катастрофой. Напротив, они уверены, что именно такая система – самая что ни на есть справедливая и дающая возможность человеку пусть и в долг, но все же хорошо жить здесь и сейчас.
Многие американские эксперты не раз поднимали тему роли государства в столь очевидном разделении населения страны, по сути, на два полностью враждебных друг другу класса. В Америке государство в принципе уважают, но особо ему при этом не доверяют (как к государству относятся в России, вы сами прекрасно знаете).
К рабовладельческим методам контроля над «рядовыми» можно добавить полное отсутствие информации о том, какова реальная стоимость труда «раба» и какую прибыль он приносит «рабовладельцу». Но что в Америке, что в Буркина-Фасо рабы никогда не имели доступа к прибавочной стоимости, ее всегда при всех режимах условный рабовладелец забирал и продолжает забирать исключительно себе.
А ведь есть еще такая щекотливая тема, как получение доли прибыли всеми гражданами страны от эксплуатации природных и материальных ресурсов, которые были созданы многочисленными поколениями что белых, что черных рабов на протяжении тысячелетней истории человечества. Но тут уж правды и справедливости нигде и ни в чем не добиться. Никто в Америке или Англии не пойдет требовать делиться доходами к рабовладельцам из «Шеврона» или «БиПи», которые не пойми по какой причине кладут себе в карманы от нефтеторговли миллиарды, а всем другим оставляют то, что остается.
И еще один очень даже любопытный момент всей этой рабовладельческой истории в современном ее измерении. Разве рвущиеся через железные решетки в Америку выходцы из Гондураса и Сальвадора или обитатели республик Средней Азии, перемещающиеся в Россию в поисках работы, не понимают, что в краю далеком станут бесправными рабами? Что те, кто этим процессом управляют, фактически являются настоящими рабовладельцами? Да нет, вроде бы теоретически всем все ясно. Однако…
Ведь та же Америка – это не столько сверхдержава, сколько прежде всего страна-убежище. Все те, кто по каким-то причинам не нашел себе места в собственном доме, преследуется, не имея шансов развернуть бизнес, проявить свои научные и иные таланты, по-прежнему свято верят, что там, на далекой и таинственной планете под названием США, им всем непременно станет лучше – жизнь будет хоть немного справедливее. Точно так же думают и выходцы из Средней Азии, для которых что домашний «рабовладелец», что московский – все едино. Лишь бы платил.
Другой вопрос – а что взамен? Ведь по «нерабовладельческому» пути сегодня не развивается ни одна страна (кроме, может быть, КНДР и Кубы). А на положение рабов не просто согласны – к нему упорно и искренне стремятся сотни миллионов обитателей нашей планеты. В то же время сотни тысяч рабовладельцев по-прежнему уверены, что так жизнь человеческая и должна быть устроена. Одним – все и даже больше, другим – что осталось либо вовсе ничего.
Правда, вирусная заморочка может внести в историю всего человечества свои коррективы. Но, как показывает практика, стать рабом по-прежнему выгоднее – жизнь делается намного проще. Куда сложнее от рабства освободиться, даже если оно тебе и приносит некий материальный доход и пока обеспечивает самым необходимым.
комментарии(1)
0
Zvladalex 16:19 26.05.2020
Автор, вероятно, не представляет, в какую кабалу попадает российский вольный предприниматель, работающий 20 часов в сутки, не знающий ни выходных, ни праздников, высиживающий у налоговиков свои интересы, выпрашивающий отсрочки у банков, отбивающий атаки правоохранителей и криминалов. Это - рабство похуже.