0
31366
Газета Идеи и люди Печатная версия

22.04.2020 19:17:00

Иудеи, хазары и Россия. Как формировался русский народ

Михаил Кизилов

Об авторе: Михаил Борисович Кизилов – доктор философских наук.

Тэги: русский нард, этногенез, средневековый период, иудеи, евреи, хазары, история


русский нард, этногенез, средневековый период, иудеи, евреи, хазары, история После разгрома Хазарии князем Святославом в летописи появились загадочные «хазарские евреи». Миниатюра «Битва князя Святослава Игоревича с хазарами». XV век. Радзивилловская летопись. Библиотека Академии наук, СПб

На прошедшем в декабре 2019 года заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) в ответ на реплику известного своими либеральными взглядами режиссера Александра Сокурова президент России Владимир Путин решил поговорить о средневековом этапе этногенеза русского народа.

Президент дословно сказал следующее: «Кто такие русские? Не было до IX века практически никаких русских. Он (русский народ) складывался постепенно из многих этносов, прежде – славянских, но не только, из финно-угорских и из других и так далее. У нас на юге в каганате всех евреями называли. Они вообще этнические евреи или нет? Есть мнение, что евреи разъехались по территории Европы. Так? И это совсем не библейские евреи от Синая, а это этнические люди, не имевшие никогда никакого отношения к еврейству. Они просто исповедовали иудаизм в каганате, который находился на берегах Азовского и Черного морей, и это тоже наш этнос, который русский народ впитал в себя. Это естественное развитие, помешать которому невозможно и не нужно».

Давайте попытаемся разобраться в сущности вопроса, затронутого президентом, а также обсудим, насколько точны его высказывания с точки зрения истории, антропологии и лингвистики. Для начала необходимо поразмышлять о ранней истории хазар, русского народа и евреев, а потом проследить, действительно ли этногенез этих трех народов тесно взаимосвязан.

Кто такие хазары

В VII–X веках государство кочевых тюрков-хазар – Хазарский каганат – занимало обширные территории современных постсоветских республик от Средней Азии и Северного Кавказа на востоке до современных Украины и Крыма на юго-западе. Это было, пожалуй, самое огромное государство Евразии того периода, с устоявшейся экономикой, развитым сельским хозяйством и городской культурой, а также торговыми и династическими связями с большинством соседних стран. Однако в этническом отношении каганат напоминал собой колосса на глиняных ногах. На его территории проживал пестрый конгломерат различных народов: савиры, булгары, аланы, тюркюты, хазары, славяне, арабы, евреи и многие другие, говорившие на разных языках и исповедовавшие разные религии.

На определенной стадии развития государственности (мы не можем уверенно сказать, когда точно – возможно, в 740 году, а возможно, позже, в конце VIII – начале IX века, по другим предположениям, около 860 года) правящая верхушка Хазарии объявляет иудаизм государственной религией каганата. Тем не менее на территории каганата были популярны и другие веры: ислам, христианство и шаманизм.

Пожалуй, именно эта этническая разнородность и отсутствие единой, принятой всеми народами религии и стали причиной падения каганата в X–XI веках. В 965–968 годах сильнейшее поражение Хазарии наносит русский князь Святослав. После этого государство хазар, они сами и даже их имя практически полностью исчезают с политической карты средневековой Европы. Как отметил Михаил Артамонов, один из наиболее авторитетных исследователей-хазароведов, «поиски потомков хазар остаются безуспешными» в основном из-за того, что хазары «растворились в куманском море». Говоря так, историк имел в виду, что хазары как этнос были полностью ассимилированы кыпчаками (куманами), более известными нам под славянским именем «половцы». Тем не менее захватывающий сюжет об исчезновении огромной могущественной Хазарской империи, разрушении ее городов и поселений и почти полном растворении хазар среди народов соседних государств стал предметом горячих споров и дискуссий, начиная, наверное, с еврейского писателя и поэта XII века Иегуды Галеви и заканчивая востоковедами, богословами, историками, националистами и политическими лидерами нового и новейшего времени, включая президента нашей страны.

Кто такие русские

Безусловно, Владимир Путин прав, говоря, что к началу IX века русского народа и государства как такового еще не было. На территории современной России, Белоруссии и Украины проживали многочисленные славянские племена (вятичи, радимичи, уличи, кривичи, словене, северяне, дреговичи и др.), к XI–XII векам объединившиеся в единый народ, исповедовавший православную христианскую веру византийского образца. Помимо славянских племен в состав русского народа в этот ранний период влились, точнее, были им ассимилированы, также и финно-угорские племена (меря, мещера, чудь и мурома).

Сам этноним «русские», по всей видимости, принесли в наши земли скандинавы-варяги, также сыгравшие важную роль в становлении русской государственности. На наш взгляд, наиболее убедительно выглядит теория относительно происхождения этого понятия в форме «русь» от древнескандинавского rōþ- (в значении «гребцы»). Как мы помним, прибывшие к нам, согласно летописной версии, в 862 году варяги были искусными мореплавателями, поэтому предполагать, что их название имело отношение к мореплаванию и гребле более чем уместно. Термином «русь» источники первоначально называли варяжскую военную аристократию, и лишь позднее, в X–XII веках, данный этноним был распространен на весь русский народ, ассимилировавший к тому моменту не только соседних финно-угров, но и самих варягов, полностью поглощенных их славянским окружением. В пользу отождествления варягов с русью красноречиво говорит знаменитая «Повесть временных лет»: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а еще иные готы, – вот так и эти».

Несмотря на то что есть и другие теории относительно происхождения этого ключевого для нашей этнической истории термина, большинство серьезных исследователей (к примеру, знаменитый лингвист Андрей Зализняк) однозначно считают, что вначале слово «русь» обозначало только норманнов-варягов и пришло в русский язык из древнескандинавского языка. Лишь затем постепенно с варяжской элиты это слово было перенесено на весь славянский народ. Тем не менее об этом факте известно, пожалуй, лишь узкой прослойке профессиональных ученых. На наш взгляд, рассказывать об этом надо еще со школьной скамьи, чтобы каждый житель России знал, что же значат и откуда произошли слова «русский» и «Россия».

Добавим, что в перенесении чужого этнонима на иной, пусть даже и более многочисленный народ нет ничего удивительного. Вспомним, к примеру, исторический пример болгар: пришедшие на Балканы в VII веке тюрки-булгары также были ассимилированы местным славянским и фракийским населением, переняли их язык и культуру, однако распространили на них свой этноним. Так возник болгарский народ и страна Болгария.

Однако вернемся к хазаро-русским отношениям. В IX–X веках некоторые восточнославянские племена платили хазарам дань серебряной монетой (шелягом) и мехами. Так, в «Повести временных лет» под 859 годом указывается, что хазары брали с полян, северян и вятичей по серебряной монете и по белке от дыма. Однако уже в 80-е годы IX века варяжский князь Олег переподчиняет себе племена северян и радимичей, которые с этого момента перестают быть зависимыми от хазар и начинают выплачивать дань Олегу.

Особенно любопытна упоминающаяся в этом же источнике легенда о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива поляне выплачивали хазарам дань обоюдоострыми мечами. Это не понравилось хазарским старцам, изрекшим: «Не добра дань, княже! Мы взяли ее при помощи сабель, а у этих людей оружие обоюдоостро. Будут они брать дань с нас и с иных стран». Вскоре, как заключает летописец, опасения старцев сбылись: русские князья овладели хазарами и их землями. Еще раз загадочные «жидове козарстии» («хазарские евреи») появляются в летописи 988 года после разгрома Хазарии Святославом, то есть времени выбора веры князем Владимиром. Кто здесь имеется в виду, не очень понятно, так как этнических евреев в Хазарии было совсем немного, да и вряд ли бы они могли представлять уже распавшуюся империю перед русским князем. Этим временем, пожалуй, стоит датировать окончание каких-либо существенных контактов хазар с Древней Русью и ее обитателями.

Кто такие евреи-ашкеназы

Как известно, евреи – это древний семитский народ, проживавший на Ближнем Востоке. В первых веках нашей эры, после падения Второго храма (70 год н.э.) и подавления восстания Бар-Кохбы (131–135 годы н.э.), евреи расселяются по территории Римской империи, Балкан, Пиренейского и Апеннинского полуострова, в Северном Египте и по всему Ближнему Востоку. Приблизительно с X–XI веков евреи делятся на три большие группы: сефарды (евреи Пиренейского полуострова), ашкеназы (центрально- и восточноевропейские) и евреи Востока (позднее их станут называть мизрахами от еврейского термина «мизрах» – «восток»).

Кроме того, были также и менее известные еврейские общины. В Х–XI веках на территории Европы проживала крайне малочисленная, но весьма любопытная еврейская группа, так называемые кенааниты: евреи, говорившие на славянских языках. Так их стали называть по той причине, что в еврейских источниках того времени славянские земли стали называться Ханаан/Кенаан. В IX веке действовала крайне интересная международная торговая корпорация евреев-раданитов, торговавших на всем протяжении ойкумены от Испании до исламского Востока и, возможно, даже далее до Китая и Индии. Были торговые точки раданитов также и на территории Руси и Хазарии.

Жили евреи и на территории каганата, однако где именно и в каких количествах, сказать сложно, так как археологически их присутствие практически никак не прослеживается. Исключение составляет Таманский и Керченский полуострова, а также весь Крым: там евреи проживали в достаточно больших общинах, о чем свидетельствуют многочисленные надгробные памятники-мацевы с изображением семисвечника, пальмовой ветви и некоторых других символов иудаизма.

Кроме того, с XIII века на территорию Крыма проникают караимы – евреи, не признававшие учение Талмуда и говорившие на тюркском языке; во многом похожими на них были и крымчаки – крымские евреи-талмудисты, также говорившие на тюркских языках. О том, что именно караимы, а также крымчаки являются потомками хазар, написано довольно много популярной литературы, однако эта теория также не кажется убедительной: все источники говорят о том, что караимы и крымчаки появляются в Крыму в постхазарское время и не имеют к хазарам никакого отношения (вспомним уже приводившееся нами выше высказывание Артамонова о полной ассимиляции хазар половцами).

На территории Центральной и Восточной Европы, в том и числе и на Руси, евреи-ашкеназы и кенааниты появляются в X–XI веках. О каких-либо этнических контактах между евреями и хазарами источники красноречиво молчат, что свидетельствует скорее о том, что межэтнические браки между этим народами, несмотря на общность религии, едва ли были разрешены.

Связаны ли друг с другом эти три народа

А теперь давайте попробуем поразмышлять, прав ли был президент, говоря о том, что хазарские евреи принимали участие в формировании русского народа. Полагая, что европейские евреи – это «не библейские евреи от Синая, а… этнические люди, не имевшие никогда никакого отношения к еврейству», Путин явно ссылается на известную теорию, впервые четко сформулированную еврейским ученым Авраамом Поляком. В своей книге «Хазария – история еврейского государства в Европе», написанной на иврите и впервые опубликованной в Палестине еще в 1943 году, Поляк, приводя довольно путаные и неубедительные аргументы, пытается доказать, что все европейское еврейство, включая караимов, имеет не семитское, а тюрко-хазарское происхождение.

Теорию Поляка, никогда не имевшую особой популярности в Израиле, часто использовали исламские лидеры, идеологические оппоненты молодого израильского государства. Один из них – Абдул Рахман (Индия) – поднял вопрос о хазарских корнях европейских евреев во время дебатов о разделе Палестины в 1947 году. Он преследовал своей целью доказать, что евреи не имеют никаких прав на эти территории, утверждая, что «восточноевропейские хазары, этнические тюрко-финны, обратились в иудаизм. Так могут ли их потомки требовать палестинские земли только потому, что предки их единоверцев некогда здесь поселились?».

Так или иначе, но работа Поляка продолжала быть популярной, несмотря на более чем слабую аргументацию автора. В 1976 году, явно под идейным влиянием книги Поляка, выходит «Тринадцатое колено» Артура Кестлера (автора известной антисталинистской книги «Слепящая тьма»). Несмотря на то что профессиональные историки никогда не воспринимали эту дилетантскую книгу всерьез (в основном из-за плохой методологии и неубедительной аргументации автора), она стала одним из самых популярных исследований по истории хазар. Кестлер, не являясь историком, пытался доказать, что термин «антисемитизм» по отношению к евреям на самом деле абсолютно абсурден, прежде всего по той причине, что европейские евреи в большинстве своем состоят из потомков… иудаизированных тюрков-хазар.

В подобном же ключе написана работа современного еврейского исследователя Кэйвина Брука, полагающего, что в период позднего Средневековья евреи хазарского происхождения составляли 20% ашкеназского еврейства и не менее 60% еврейства, проживавшего на территории современной Украины. В конце своей книги Брук эмоционально пишет о том, что в XXI веке ашкеназские евреи «имеют право заново открыть свое уникальное смешанное происхождение. Многие из нас (ашкеназских евреев) на самом деле являются наследниками великой Хазарской империи». К двум вышеупомянутым авторам можно добавить также лингвиста Пола Векслера с его теорией о том, что европейские евреи представляют собой результат смешения тюрко-хазарского и славянского населения. Эта же крайне сомнительная гипотеза активно развивается в недавно опубликованной в России книге израильского ученого Шломо Занда «Кто и как изобрел еврейский народ». Возможно, свои сведения о хазарах и их участии в этногенезе русского народа президент почерпнул именно из этой работы.

Несмотря на то что вышеупомянутая теория Поляка–Кестлера–Векслера и других авторов действительно имеет огромное число сторонников, среди серьезных хазароведов, знающих славянские, тюркские и семитские языки, отношение к ней более чем прохладное. Максимально упрощая, хазароведы говорят следующее. Да, у историков мало сведений как о поздней истории хазар, так и о ранней истории ашкеназов. Однако все имеющиеся у нас источники однозначно указывают на то, что этнических евреев в каганате было очень немного и что тюрки-хазары едва ли могли оказать сколько-нибудь серьезное влияние на формирование ашкеназской общины: скорее всего евреи-ашкеназы переселились в Германию Х века с севера Италии и Франции.

Вступали ли хазары в этнические контакты с русским народом? Безусловно, во время хазарских набегов и в процессе взимания дани со славян, а также ведения с ними торговой деятельности хазары могли заключать браки или вступать в неузаконенные связи со славянами, жившими на территории Руси. Однако едва ли эти связи были частыми и значительными: практически все источники этого времени описывают светлокожий, голубоглазый европейский фенотип руссов, лишенный какого-либо восточного оттенка. Кроме того, в письменных источниках отсутствуют сведения о подобного рода смешанных хазарско-славянских браках или семьях.

В отличие от финно-угров и варягов, хазары едва ли могли оказать хоть сколько-нибудь значимое влияние на процесс формирования русского народа. Об этом молчат источники, а антропологический тип русских прямо свидетельствует об обратном. Теории о хазарском (несемитском) происхождении европейских евреев-ашкеназов, на которые сослался президент, резко критикуются серьезными лингвистами, этнографами, историками и археологами.

С другой стороны, сам факт, что наш президент задумывается о таких сложных вопросах, как формирование средневекового русского этноса, достаточно показателен и отраден: эта проблематика не была интересна ни Ельцину, ни Горбачеву, ни другим политикам, несущим ответственность за развал СССР. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Современность из архива

Современность из архива

Дарья Курдюкова

Винзавод вспоминает свою историю, концентрируясь на новых направлениях работы

0
1226
Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
4067
Дело сотрудника из кастрюли

Дело сотрудника из кастрюли

Геннадий Евграфов

Рассказ об Азефе, убийстве Плеве, бомбистах и кукловодах

0
3452
Конфликт красоты с политикой

Конфликт красоты с политикой

Ингвар Емушев

Литературный залп в «колыбели революции»

0
2061

Другие новости