4
42288
Газета Идеи и люди Печатная версия

09.09.2019 17:53:00

Руслан Хасбулатов: 20 лет правления Владимира Путина

Экономические достижения, нерешенные задачи и опасные тупики

Руслан Хасбулатов

Об авторе: Руслан Имранович Хасбулатов – профессор, заведующий кафедрой мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова, член-корреспондент РАН.

Тэги: владимир путин, правление, итоги, кризисы, противоречия


владимир путин, правление, итоги, кризисы, противоречия Если бы гражданам показывали не новые вооружения, а новые автомобили и самолеты, власть воспринималась бы с энтузиазмом. Фото РИА Новости

В августе 1999 года Владимир Путин был назначен главой правительства, при больном президенте Борисе Ельцине он стал вполне самостоятельным, чтобы осуществлять собственное видение политики. В начавшемся тогда в августе 1999 года вооруженном конфликте, когда бандитская группа из Грозного вторглась в горные районы Дагестана, новый премьер проявил решимость и бескомпромиссность.

Решительная позиция Путина по разгрому сепаратистов – первый этап его признания, а разгром семибанкирщины (группы самых влиятельных банкиров и промышленников) – второй этап, когда Путин получил большое общественное признание как новый лидер. При этом следует подчеркнуть: главный момент этого признания – ожидание обществом позитивных перемен, вера в них на фоне полностью дискредитировавшего себя Ельцина. 

Вся экономика тогда лежала в руинах, недолгое правление Евгения Примакова несколько стабилизировало общую ситуацию в стране, дало надежду на возрождение. Но его устранение вызвало новую волну разочарования, ее не смог переломить Сергей Степашин, которого в августе 1999 года и сменил Путин.

Самыми главными задачами для нового президента были преодоление обездоленности населения страны, возвращение веры в государство и его институты, отстранение от власти банкиров-нуворишей, ведущих разгульный образ жизни на фоне всеобщей нищеты.

Позитивные итоги

Особую роль в стабилизации ситуации в стране и успешной деятельности президента Путина играл фактор русской нефти на мировом рынке. Напомню, цены на нефть в 1986–1998 году на мировом рынке были на уровне 10–15 долл. за баррель. С конца мая 1999 года начался медленный их рост, и к концу периода 2000–2007 годов они достигли 90 долл. за баррель. Такой революции нефтяных цен никто в мире не ожидал, не прогнозировала ни одна международная организация.

Огромный поток не заработанных трудом населения нефтедолларов стал притекать в российскую казну, предоставив превосходные возможности для позитивной деятельности российских властей и лично президента Путина. Часть этих ресурсов, направленная на социально-экономическое развитие страны, явилась ключевым моментом в решении наиболее острых проблем страны. Вполне очевидно, без нефтяных финансовых ресурсов страна сегодня управлялась бы другим президентом.

Грянул мировой кризис 2008–2010 годов, спад в российской экономике был наибольшим в мире – около 8%. Для сравнения: в ЕС – 3,5%, в США – 2,8%, в Японии – 2%. Причина такого спада российской экономики для профессиональных экономистов была очевидной: ущербная структура экономики, из которой в предыдущие годы были «вымыты» отрасли машиностроения, станкостроения, легкая промышленность; чрезмерная ориентация на нефтедобычу и металлургию, работающие на экспорт.

Страна оказалась на грани нового социального взрыва. Отечественные экономисты ряд лет били тревогу, указывая на низкие доходы населения и дороговизну. Но в отличие от раннего периода правления Путина ни он, ни его правительство уже не считались с мнениями ученых и специалистов. Это обратная сторона денежного изобилия, когда любую проблему, возникшую вследствие некомпетентной деятельности властей, можно было легко решить, вбросив миллиарды долларов.

Путин часто говорит, что в период кризиса правительство повысило зарплаты, пенсии, студенческие стипендии, установило другие льготы. Это было, несомненно, важное решение, благодарные люди ответили Путину ростом поддержки его деятельности. Это же решение, возможно, спасло его и страну от социальных конфликтов, которые быстро назревали в тот период.

Накопление противоречий

Мировой кризис был погашен консолидированной деятельностью G20. В период 2009–2012 годов экономическое развитие России, казалось, восстанавливается: темпы роста составили 3%. Затем рост застопорился, а в 2013 году прекратился. Обычно проправительственные аналитики ссылаются на украинский кризис и западные санкции, связанные с присоединением Крыма и событиями на востоке Украины. Но экономический кризис в России начался годом ранее, а санкции, в том числе отечественные антисанкции, лишь усилили уже начавшийся кризис. 

Главная причина кризиса, начавшегося в 2013 году, в предельно низкой инвестиционной активности, в том числе в промышленности. В целом экономический рост страны за два десятилетия (2000–2019) составил в среднегодовом измерении 1,1%. Это полный провал всей экономической политики государства при благоприятных условиях для развития: послушное население, переполненная деньгами казна, грамотные специалисты, неисчерпаемые природные ресурсы и т.д.

Изъятие избыточных денежных ресурсов из экономики и помещение их в специализированные фонды – это инициатива МВФ, вызванная боязнью возникновения новой волны инфляции в период стагнации мировой экономики. Однако далеко не все рекомендации МВФ, как показала длительная практика, оказывались верными, они часто вредили странам, особенно развивающимся с их слабыми экономиками.

В России постоянный дефицит инвестиционных ресурсов (кроме монополистических гигантов) и изъятие денег из оборота в такой ситуации были равносильны стерилизации нефтедолларов, поступающих в казну. Это приводит к голоду производственный сектор экономики, затрудняет инвестиционный процесс, делает дорогими деньги, вкладываемые в реальное производство вне крупных корпораций. Поэтому и не развиваются сложные технологически отрасли.

Закупая золото в больших объемах или откладывая в Национальный фонд благосостояния (НФБ), играющий роль сокровища, власти блокируют развитие страны.

Новый политический тренд как фактор торможения

Вплоть до завершения глобального кризиса (2008–2009) внешняя политика Путина была прочно увязана с сигналами из Вашингтона и ведущих европейских столиц и полностью соответствовала ельцинской политике, а в ряде случаев была даже более уступчивой. Так, хотя недостатка в финансовых ресурсах не было, Путин отказался от глубоководной стоянки для подводных лодок в Камрани (Вьетнам), а затем и РЛС в Лурдесе (Куба), несмотря на возражения Фиделя Кастро, предупреждавшего российское руководство о неизбежности нового витка противоречий между Россией и США. Это была политика, соответствующая интересам западных стран, и Путин продолжал ее проведение достаточно последовательно.

Огромную роль в накоплении внутренних проблем стал играть новый тренд в отношениях с США и европейскими странами. Начало было положено известной Мюнхенской речью Путина (2007). В ней он фактически изложил свои обиды, навеянные ошибочным уходом из Камрани и еще более ошибочным закрытием РЛС на Кубе – Россия взамен ничего не получила. Наступивший вскоре мировой кризис заслонил это его конфронтационное выступление, и Россия активно вместе с западными странами решала проблему глобального кризиса. Но вскоре оказалось, что президент Путин намерен изменить коренным образом внешнеполитическую ориентацию России.

Стремление США разместить ракеты в Польше и Румынии, а затем кризис в российско-украинских отношениях сформировали целый клубок российско-западных противоречий. Российское руководство стало заложником этой ситуации. Экономические проблемы страны оказались преданы забвению. Путин включился в сирийский кризис, еще более запутавший отношения России с западными странами, обозначилось наступление новой холодной войны. А затем началось бахвальство новыми системами оружия, «аналога которым нет в мире». Это основательно напугало мировое общественное мнение.

Испуганная власть переходит к репрессиям

Новая конфронтационная волна в отношениях с Западом совпала с медленной, но постоянно действующей тенденцией к ухудшению социально-экономического положения народа. Недовольство значительной части населения, особенно интеллигенции и молодежи, как своим социальным положением, так и фальсификациями в ходе избирательной кампании обернулось в 2012 году Болотной площадью, что вызвало у власти сильнейший испуг. Опомнившись, она встала на путь репрессий, мстя обществу за проявившийся испуг. Антидемократические законы стали с того периода буквально штамповаться с такой скоростью, что острословы назвали Государственную думу «взбесившимся принтером». Жестокие расправы с недовольными митингующими стали нормой на фоне ухудшающегося положения народа.

Нефтегазовые доходы направляются на: 1) обеспечение богатства богатых, когда социальное расслоение между одной тысячей семей и народом приобрело гипертрофированный размах; 2) содержание государственной и административной бюрократии; 3) силовой блок политического режима.

Последний приобрел уникальное значение, сравнимое с временами его расцвета во второй половине 30-х годов XX века.

Президент Путин, похоже, искренне стремится преодолеть коррупцию. Но это невозможно именно потому, что он, во-первых, ликвидировал самостоятельные парламент, представительные органы власти и самоуправления в провинциях. Во-вторых, Путин создал избыточные силовые институты, которые, по сути, никем не контролируются. Но каждый полковник и генерал стремится к жизни на уровне олигархов, и многие из них добиваются этого. В такой обстановке никаких нефтедолларов не хватит для целей социально-экономического развития. Очевидно, не хватает их и для развития машиностроительного комплекса, станкостроения, строительства дорог, жилья, предотвращения гибели сел и деревень. И никакая цифровая экономика не заменит стране отсутствие предприятий, производящих нужные обществу товары и продукты.

Борясь с Западом и постоянно хвалясь непревзойденными видами современного оружия, Путин попросту отказался решать сложнейшие социальные и экономические проблемы страны. За 20 лет правления Путина экономика России стала придатком могучей экономической системы Запада и имеет тенденцию стать таковой и для Китая. И это при том, что в политической сфере дело дошло до открытого противостояния и бряцания оружием, что беспокоит людей все больше. В России мало кто желает враждовать с Западом, люди хотят сотрудничества.

Нефтегазовый сектор, металлургия и строительство

Огромная роль в экономической структуре приходится на три сектора: нефтегазовый, металлургию и гражданское строительство. Если два первых сектора промышленности ориентированы на экспорт, причем в прямой ущерб населению (в том числе в силу постоянной устремленности корпораций на повышение внутренних цен до уровня спекулятивных цен на фондовых рынках), то третий – буквально изымает у населения их небольшие сбережения, остающиеся после всех налогов и приобретения продуктов питания. Установив астрономические цены на землю, власти создали условия для необычайной дороговизны на все и вся, что продается и покупается, в том числе на жилье. Чтобы приобрести скромную квартиру (часто недоделанную), семьям приходится сократить расходы на питание, лекарства, отдых, они влезают в долги, ипотека не спасает. А крупные строительные корпорации-монополисты (мелкие разоряют всеми законными, а чаще незаконными методами, с использованием Национальной гвардии, прокуратуры, Следственного комитета, отделов полиции) получают баснословные прибыли, застраивая все крупные города страны плотными бетонными сооружениями циклопических размеров. Они не обеспечиваются соответствующей инфраструктурой, детскими площадками и детскими садами, яслями, автостоянками, больницами. «Хапнуть большой куш и смыться» – вот девиз этих строительных мошенников, которые в грош не ставят рекомендации архитекторов, естественно, при поддержке властей. Через 15–20 лет эти районы станут гетто, населенными самыми обездоленными слоями населения (отсюда уже сбегают более или менее обеспеченные жильцы). 

Москва – классический пример того, как целенаправленно уничтожается исторический облик столицы в целях получения быстрых денег через массовое уплотненное строительство подобных высотных зданий. А московские областные власти подхватили этот паразитарный строительный бум. А где государство? Его нет.

Наглая, на виду у всего мира, сплошная вырубка лесов Сибири и Дальнего Востока вполне сравнима по масштабам с соответствующими вырубками амазонских лесов – и первые, и вторые называются легкими Земли. Не случайно в последнее время международные организации стали уделять внимание уничтожению российских лесов за Уралом. Чего стоят заботы о тигре, леопарде и журавлях, если уничтожение лесов с их животным миром и фауной приобрело огромный размах?

Когда уничтожалась система охраны лесов, действовавшая 200 лет, и ликвидировалось Министерство лесного хозяйства, никто не интересовался мнением опытных специалистов и ученых. Задача была одна – дать возможность лоббистам-мошенникам заработать деньги. Государственная дума только укрепила позиции мошенников, когда приняла Лесной кодекс (2007), который бывший министр лесного хозяйства СССР, а затем директор Института леса Академии наук Александр Исаев назвал «кодексом, направленным на уничтожение русского леса».

Русский государственно-олигархический капитализм

Путин ликвидировал доставшуюся ему в наследство семибанкирщину, но создал такие условия, когда почти исчезло социальное государство и возник другой тип русского капитализма. Я его назвал «государственно-олигархический капитализм». Несомненно, это наиболее реакционный из действующих ныне национальных типов капиталистической системы, противостоящий обществу.

Его основные черты:

– Всесилие около 500 гигантских корпораций-монополистов в промышленности, добывающих и перерабатывающих сырье отраслях, аграрном хозяйстве (агрохолдинги), торговле, сфере услуг, банковском секторе.

– Срастание или тесное взаимодействие этих монополистических структур с государственной, административной и муниципальной (в крупных городах) властями.

– «Внутренняя экстерриториальность» этого государственно-олигархического сектора экономики, его исключительная защита от всесильной системы полицейско-репрессивного аппарата, в отношении которого действуют неписаные табуированные правила.

– Непрерывно растущий фискально-налоговый пресс, направленный против секторов народного хозяйства вне границ монопольно-олигархических групп; он подавляет сектора мелкого и среднего предпринимательства, мелких сельских товаропроизводителей.

– Ликвидация кооперативных форм предпринимательства, имеющих огромное значение в наиболее благополучных странах мира. Отсутствие множества альтернативных форм организации хозяйственной деятельности, действующих, к примеру, в США, Канаде, Австралии: например, разные типы народных предприятий, создаваемые коллективами самих предприятий.

– Незначительная доля государственных ресурсов, направляемых в фонд заработной платы, по сравнению с фондом зарплаты в других странах мира; отсюда – неизбежный рост бедности. И в целом малые объемы государственных расходов, порочная система практики профицитов, свидетельствующая о неумении экономического аппарата управлять делами государства.

– Чрезмерно многочисленный силовой блок, чиновники этих структур находятся в непрерывном поиске уголовных дел, дающих им возможность безбедного существования; очевидно, здесь и истоки полковников-миллиардеров, о «подвигах» которых сообщают СМИ и телевидение.

– Отсутствие органов народного представительства, контролирующих деятельность исполнительных органов власти по всей иерархии, – от кремлевской власти до сел и деревень.

– Отсутствие в стране профсоюзов (ФНПР – это не профсоюз, он не защищает трудящихся, поскольку с 1993 года лишен этой возможности).

– Для огромной страны существование одного-единственного центра реальной силы – это идеальная возможность укрепления позиций государственно-олигархического капитализма.

Что делать?

Президент Путин часто выступает и говорит справедливые слова, ставит правильные задачи, дает верные ориентиры, утверждая, что развитие страны зависит от нас самих и что следует преодолеть неорганизованность и безответственность, добиваться выполнения поставленных задач. Но дальше слов дело не продвигается. Одни и те же серые и безынициативные люди годами занимают ответственные должности, не показывая позитивных результатов.

Нужна мощная смена кадров, нужны тысячи превосходных специалистов по каждой отрасли, а не некие менеджеры-универсалы, готовые управлять чем угодно – от общественных уборных до атомных электростанций и нанотехнологий, при этом ровным счетом ничего не понимая ни в производстве, ни в организации труда на предприятиях. Необходимо демонтировать государственно-олигархический капитализм, в этом сломе заинтересовано все общество, в том числе и нормальная капиталистическая среда.

Ныне российское общество совершенно другое по сравнению с тем, которое было 20 лет назад, когда к власти в стране пришел Путин. Оно состоит во многом из молодых людей, которые знают только Путина, Чубайса и Медведева. И эти молодые люди независимо от того, как относятся к ним, прекрасно знают условия жизни своих сверстников в мире, их возможности и условия, в которых они живут и добиваются осуществления своих жизненных планов. Они хотят перемен, они недовольны своими материальными условиями жизни, они знают, как тяжело приходится их родителям. Они задают вопросы: почему такая богатейшая страна, как Россия – их родина, которую они любят, – не может обеспечить высокий уровень жизни? Государство – богатое, а люди – бедные. Это их унижает, и они долго терпеть не будут. 

Сейчас не эпоха Ельцина, а эра универсальных коммуникаций, формирующая качественно другое отношение к власти. Никакого позитивного смысла нет в бесконечных выступлениях лидеров страны – это никому не нужно, никто этим не восхищается, их попросту не слушают. Если бы им вместо новых образцов оружия показывали новые отечественные автомобили и самолеты (собранные не из чужих узлов), новые заводы и фабрики, где производят превосходную обувь и одежду, – это воспринималось бы с энтузиазмом. Нужны дела и результаты. Пора или совершить качественный управленческий переворот сверху, или призвать других людей, способных это сделать, не дожидаясь событий снизу. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(4)


Nikon 19:37 10.09.2019

Не со всем могу согласиться. Те же профсоюзы сейчас работают намного эффективнее, чем раньше

Crugloff 01:04 11.09.2019

согласен, раньше профсоюзы были намного более несвободными

dlz 15:17 11.09.2019

На редкость взвешенная и своевременная статья. Бегство чиновника из АП не интересно даже ФСБ - это апофеоз системы. Им там некогда, все рулят экономикой и пилят ее. При чем тут Экономический Рост.

Рафик 18:27 11.09.2019

"Установив астрономические цены на землю, власти создали условия для необычайной дороговизны на все и вся, что продается и покупается, в том числе на жилье". А почему земля вообще продаётся? Вот где зарыта собака. Хасбулатов это прекрасно понимает. Что же касается современной российской молодёжи, которая якобы хочет жить как живут молодые на Западе, то это просто болтовня. На Западе массовая безработица именно среди молодёжи. Массовые забастовки и беспорядки ещё впереди.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
6329
Общество старых инноваций. Управлять государством можно и по науке, а не только по наитию

Общество старых инноваций. Управлять государством можно и по науке, а не только по наитию

Андрей Ваганов

0
9979
В официальный дискурс вошло слово "мечта"

В официальный дискурс вошло слово "мечта"

Анастасия Башкатова

Создавая будущее, правительству предстоит опираться на твердую почву настоящего

0
5467
В Грузии оппозиция продолжает протестовать...

В Грузии оппозиция продолжает протестовать...

Светлана Гамова

В Киргизии МИД готовит сограждан к поездкам в Россию

0
6953

Другие новости